Семенова Диана Халисовна
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов с использованием антонимов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы.
Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Программное содержание:
- связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;
Публикация «План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему „Составление рассказов с использованием антонимов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стеклянная ваза, игрушки из пластмассы, игрушки-обезьянки, мячик для игры.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Сядет тот.»
Сядет тот, чьё имя начинается на букву А, на букву М и т. д.
• Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня вторник;
• Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.
Воспитатель обращает на картинку.
- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:
1. Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы, сделанные из пластмассы называются пластмассовые).
2. Доска. (Деревянная).
3. Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.
4. Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.
2. Основная часть.
Прочитать стихотворение про мяч.
Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение про мяч, а вы определите, какое слово в стихотворении, повторяется несколько раз.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
Дети: Слово бьют, повторяется три раза.
Воспитатель: Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него?
Дети: Это игрушка, он круглый.
Воспитатель: Что с ним можно делать?
Дети: Его можно бросать, кидать, пинать…
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает?
Дети: Бьет в барабан.
Воспитатель: А что можно сказать про часы?
Дети: Они тоже бьют. Часы бьют.
Воспитатель:Что делает фонтан?
Дети: Фонтан бьет.
Произнесем вместе фразы:
Мальчик бьет в барабан.
Часы бьют.
Фонтан бьет.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
2.1. Физминутка «Улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Идут, идут
И все тут, тут
Что это? (Часы)
2.2. Игра «Скажи по-другому». Дети садятся в круг, передают друг другу мячик и произносят слова, близкие по смыслу.
Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат).
Дождь идет … (льется, капает, моросит).
Мальчик идет (шагает, бредет, плетется).
Поезд идет (едет, мчится, подъезжает).
Весна идет (наступает).
Пароход идет (плывет).
- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу.
2.3. Ребята, а сейчас мы сыграем в игру «Скажи наоборот». (Игра с мячом)
Волк злой, а белка …
Береза высокая, и береза…
Дерево весеннее, дерево.
Слон большой, а мышка…
Зимой погода холодная, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Работать трудно, а отдыхать…
Гепард быстрый, а черепаха …
Днем светло, а ночью …
Река широкая, а ручей …
Чай горячий, а мороженое…
У клюквы ягоды кислые, а клубни
Буратино веселый, а Пьеро …
Зимой день короткий, а летом …
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте мой рассказ «Наоборот». Я начну, а вы продолжите.
У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу (разбросает). Если сестра закроет дверь, другая ее … (откроет). Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая … (медленно). Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время … (спорить). То игрушку отберет, то ее. (сломает). Как только Послушница что-то принесёт, тут же Упрямица это. (унесёт, пришьёт. (оторвёт, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.
3. Итог.
Что вам сегодня понравилось на занятии? Что не понравилось? Что вызвало затруднения? Что получилось легко?
Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.