Вагнер Надежда
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с рассказом К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему : «знакомство с рассказом К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (в сокращении)»
Образовательная область : социально – коммуникативное развитие
Возрастная группа : старшая группа
Цель: Формировать нравственно патриотические качества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Знакомство с рассказом К, Г, Паустовского „Похождения жука-носорога“» размещена в разделах
- Жук, жуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Паустовский К. Писатель для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Образовательные задачи :
Совершенствовать знания дошкольников о героизме советских воинов во время Великой Отечественной войны;
Поддерживать интерес к художественной литературе;
Расширять, уточнять и активизировать словарь детей;
Развивающие задачи:
Развивать интерес и любознательность к историческим фактам и событиям;
Формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания;
Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов;
Развитие координации речи с движением;
Развивать способность анализировать поступки героя сказки;
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами;
Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;
Воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности и любовь к Родине.
Воспитывать в ребенке чувства сострадания, бережного отношения к природе, к своей семье;
Предварительная работа:
Беседы о Войне, Родине;
Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
Рассматривание альбома боевых действий ВОВ.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением фрагментов Великой Отечественной Войны; аудиозапись рассказа «Похождения жука носорога»; песня «Вальс Победы», раскраска звезды героям Советского союза; гуашь по количеству детей, кисточки, непроливайки, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Замечают картинки, на которых изображены фрагменты Великой Отечественной Войны и догадываются, о чем пойдет речь на занятии.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о Войне) (рассмотрите картинки)
- С кем воевала наша Советская Армия?
- Наша Армия воевала с Германией.
- Кто победил?
- В войне победил Советский Союз.
- Как можно назвать наших солдат? Какие они?
Воспитатель: Верно, ведь Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом. Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну которая началась в 1941 году, а закончилась в 1945 году, назвали Великой Отечественной Войной. Вторая мировая война была страшнейшей в истории человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи.
Воспитатель замечает среди картин, коробок из-под спичек.
- Ребята, а как вы думаете, что это такое?
- Это коробок из-под спичек.
- Он пуст, что еще можно хранить в таком коробке?
- Ребята, я знаю одну историю, которая случилась во время войны. Когда Мальчик нашел в саду жука – носорога и поместил его в такой же коробок из под спичек. Хотите я вам его расскажу?
Разбор новых слов:
В этом рассказе вы услышите такие слова как: противогаз – это специальный прибор, надеваемый на голову и лицо для защиты от отравляющих газов и дыма;
Атака - стремительное (быстрое) нападение войск на противника;
Снаряд – это средство поражения противника, которое запускается из боевого оружия.
Сын прильнул к отцу- прижался к нему сильно.
Итак, Один мальчик подарил своему папе Петру Терентьеву, уходившему на войну, жука-носорога в коробке из-под спичек. Петр ушёл на войну с жуком-носорогом. А, что произошло дальше, мы с вами послушаем. Сядьте правильно, слушайте и смотрите внимательно.
Аудиозапись рассказа «Похождения жука носорога» с сопровождением картинок.
После просмотра детям предлагается выполнить физминутку.
Физминутка
Двигательно-речевая миниатюра «Жук»
Жук, жук, пожужжи, (машут руками)
Где ты прячешься, скажи! (поочередно прикладывают руки под козырек и смотрят в разные стороны)
Жу, жу, жу, жу, (машут руками)
Я на дереве сижу. (присаживаются на присядки)
Жук, жук, покажись (руки согнуты в локтях, одна поверх другой и грозят пальцем правой руки)
Надо мною покружись! (кружатся и машут руками)
Жу, жу, жу, жу, (машут руками)
Я летаю и кружу. (бегают, кружатся и машут руками)
- Молодцы, сейчас вспомним рассказ и ответим на вопросы.
Беда по содержанию рассказа.
Воспитатель: Ребята помните, что в каждом моем вопросе уже есть половина ответа.
Вопросы детям и их предположительные ответы.
- Куда уходит Петр Терентьев?
- Пётр Терентьев уходил на войну.
- Что подарил ему сын?
- Сын подарил ему жука носорога в спичечном коробке.
- Почему Петр вечерами разглядывал жука и гладил его?
- Глядя на жука он вспоминал сына, вспоминал свой дом.
- Что Петру напоминало жужжание жука носорога?
- Жужжание жука напоминало детскую песенку сынишки.
- Что однажды произошло с жуком носорогом?
- Однажды жук открыл коробочку и вылез наружу.
- Что это был за грохот и взрывающиеся звёзды, которых так напугался жук?
- Грохот, который услышал жук, был от самолётов противника, шел бой.
- Почему Пётр Терентьев расстроился, когда закончился бой?
- Пётр Терентьев огорчился, так как после боя он не нашел жука в коробке.
- Куда Пётр стал сажать жука, после того как жук вернулся к нему назад?
- Петр стал сажать его в сумку из-под противогаза?
Воспитатель: А почему именно в сумку из-под противогаза, да потому что она всегда у бойца на поясе, и так жук был всегда рядом с Петром.
- Как жук спас жизнь Петру Терентьеву?
- Во время боя, Петра завалило землёй, и жук указал место, где его искать, тем самым спас ему жизнь.
- О чем спросил сын у Петра, когда папа вернулся с войны?
- Сын поинтересовался, жив ли жук-носорог?
- Что было с жуком после возвращения Петра Терентьева домой?
- Жука выпустили в сад, чтобы он создал семью, и рассказывал о своих подвигах на войне.
- Какой это рассказ : веселый или грустный?
- Этот рассказ грустный, но с хорошим концом.
- А как вы думаете, чему нас учит этот рассказ?
Воспитатель: Главная мысль сказки Паустовского «Похождения жука-носорога» заключается в том, что в трудные времена люди нуждаются в поддержке близких. Это понимал мальчик, который подарил отцу, уходящему на войну, памятный подарок, жука-носорога. Отец мальчика всю войну оберегал подарок сына, и жук-носорог помогал солдату скрасить тяготы военной жизни, а после войны радоваться, что остался в живых.
- Ребята, мы с вами тоже будем радоваться жизни и бесконечно благодарить тех людей, кто такой ужасной ценой добыл для нас победу.
- Ребята, а сейчас пройдите за столы.
- Посмотрите, что это? Дети видят перед собой коробок из под спичек.
- Я предлагаю вам нарисовать маленький рисунок, для человека который вам дорог. Поместить его в точно такой же коробок, как это сделал сын Петра Терентьева, и потом подарить. Что бы вы нарисовали? Кому вы будете дарить этот коробок с рисунком, важным для вас? (Под песню «Вальс Победы» дети подготавливают подарок.)
Самостоятельная деятельность.
Инд. Помощь воспитателя детям в рисовании.
Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили?
- Мы сегодня немножко говорили о войне.
- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?
- Рассказ называется «похождения жука носорога»
-А почему он так называется, как вы думаете?
-Что происходило с жуком, во время его похождений?
-Вам понравился рассказ?
- Что нового вы узнали?
- А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в жизни?