Валентина Петрова
План-конспект НОД в старшей группе «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить название посуды, её классификацию.
Задачи:
Познавательное развитие:
• развивать у детей системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода.
• закрепить знание названий посуды, умение детей классифицировать посуду (кухонная, столовая, чайная).
• развивать логическое мышление детей.
Речевое развитие:
• развивать связную речь детей. Формировать умение детей составлять описательный рассказ по схеме, умение правильно строить своё предложение.
• добиваться интонационной выразительности речи.
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „Поможем Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• активизировать словарный запас словами: посуда, кухонная, столовая, чайная.
Художественно-эстетическое развитие:
• закрепить знание детьми автора - К. И. Чуковского, названия его произведений, содержание произведения «Федорино горе».
• совершенствовать умение детей осмысливать содержание произведения.
• формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.
• совершенствовать умение детей выполнять аппликацию с использованием приёма - обрывание бумаги.
• закрепить с детьми освоенные ранее умения и навыки в аппликации.
• закреплять умение определять по трафарету вид посуды.
• развивать фантазию, творчество детей.
Социально-коммуникативное развитие:
• развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
• продолжать учить с помощью мимики и жестов создавать выразительные образы.
• закреплять умение выполнять действия в соответствии с текстом.
Физическое развитие:
• развивать мелкую моторику рук.
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Методы и приемы:
практические: физкультминутка «Сказочный ветер», пантомима «Мытьё посуды», игровое
упражнение «Путаница», этюд «Закипающий чайник»,
выкладывание из плоскостных форм «сказочного леса», выполнение аппликации
«Чайный сервиз».
наглядные: книга К. И. Чуковского «Сказки», плоскостные формы посуды для фланелеграфа,
слайд «Схема-модель составления описательного рассказа», презентация
«Путаница», мультфильм «Федорино горе», предметы посуды.
словесные: загадки о посуде, ситуативный разговор-фантазия «Как посуда может проучить
Федору?», составление описательного рассказа по схеме-модели, проговаривание
«волшебных слов».
Материалы и оборудование. Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе», схематические изображения посуды мелкого размера (индивидуально, для каждого ребенка в конверте, фланелеграф, костюм Федоры (платок, скатерть, самовар, посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница, молочник, ,слайд «Схема-модель составления описательного рассказа», альбомные листы, трафареты чайной посуды, цветная бумага, простые карандаши, клей, кисти клеевые, поставки для кисточек, тряпочки, клеенки, компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация «Путаница», мультфильм «Федорино горе», аудиопроигрыватель, диск с записью мелодии.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка «Сказочный ветерок». Цель: создать условия для
психологического раскрепощения и снятия физического напряжения.
Пантомима «Мытьё посуды». Цель: формировать умение детей выполнять действия в соответствии с текстом.
Игровая Игровое упражнение с использованием ЭОР «Путаница». Цель: закрепить с детьми названия предметов посуды, развивать мышление детей.
Этюд «Закипающий чайник». Цель: формировать умение детей с помощью мимики и жестов создавать выразительные образы.
Изобразительная Выполнение аппликации «Чайный сервиз». Цель: совершенствовать умение детей выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.
Познавательно-исследовательская Выкладывание «сказочного леса» из плоскостных форм разной посуды. Цель: закрепить названия посуды, развивать фантазию, творчество детей.
Коммуникативная Загадывание загадок о посуде. Цель: развивать логическое мышление.
Ситуативный разговор-фантазия «Как посуда может проучить Федору?». Цель: развивать фантазию детей, желание придумывать что-то необычное.
Проговаривание «волшебных слов». Цель: развивать интонационную выразительность речи детей.
Составление описательного рассказа по схеме-модели. Цель: закрепить умение детей составлять рассказ в определенной последовательности, развивать связную речь.
Восприятие художественной литературы и фольклора Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе». Цель: закрепить имя автора, название его произведения, совершенствовать умение детей осмысливать содержание произведения, оценивать поступки литературных героев.
Логика образовательной деятельности
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь - разобьюсь».
Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. Сформирована мотивация учебной деятельности.
2. Воспитатель предлагает игровое упражнение с использованием ЭОР «Путаница», предлагает детям посмотреть и найти предметы посуды и что лишнее.
Дети поочередно показывают предмет на картинке и называют его («Я вижу кастрюлю, это посуда…», в конце называют лишний предмет. Закреплено знание названий посуды, умение детей правильно строить свое предложение.
3. Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и предлагает ответить, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная) :
При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон.
Один разрезает,
Другая хватает,
Обоим в тарелке
Работы хватает. (Нож и вилка.)
На огне я стою,
Еду вкусную варю. (Кастрюля.)
Новая посуда, а вся в дырочках. (Дуршлаг, решето.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
Дети отгадывают загадки, называя предметы, а также к какому виду посуды относится отгаданный предмет. Закреплена классификация посуды ( виды посуды: кухонная, столовая, чайная).
Созданы условия для развития логического мышления.
4. Воспитатель дает детям задание показать этюд «Закипающий чайник» :
«Представьте себе, что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться.) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист.) Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»
Дети участвуют в этюде «Закипающий чайник», выполняя действия в соответствии с текстом.
Созданы условия для снятия физического напряжения, развития умения с помощью мимики и жестов создавать выразительные образы.
5. Воспитатель показывает детям сборник произведений К. И. Чуковского, называет сказки из этого сборника и спрашивает: «Кто является автором этих произведений?», «В какой сказке этого писателя посуда убежала от хозяйки и почему?»
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Закреплено имя автора, название его произведения.
Совершенствовано умение детей осмысливать содержание произведения, оценивать поступки литературных героев.
6. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая посуда в сказке ожила (а по возможности, вспомнить строчки из сказки).
Во время ответа детей воспитатель показывает соответствующий эпизод из мультфильма. Дети перечисляют посуду, которая в сказке ожила и убежала от Федоры; цитируют соответствующий текст сказки, смотрят эпизод из мультфильма. Закреплено содержание произведения.
7. Ситуативный разговор «Как посуда может проучить Федору?» (воспитатель предлагает детям пофантазировать).
Дети фантазируют о том, какой может стать посуда. Созданы условия для развития фантазии детей.
8. Воспитатель говорит детям о том, что посуда Федоры превратилась в сказочный лес; предлагает выложить на фланелеграфе сказочный лес из плоскостных форм разной посуды. Дети рассматривают плоскостные формы разной посуды; выкладывают на своих фланелеграфах сказочный лес (деревья, у которых стволы – стаканчики, крона – блюдце. Елочки – вилки. Пеньки – перевернутые кастрюли. Озеро – большое блюдо. Грибочки – бокальчики, а сверху – блюдца.)
Дети сравнивают посуду Федоры и посуду в сказочном лесу (в сказочном лесу посуда чистая, гладкая, блестящая, а Федорина посуда – грязная, ржавая, расколотая). Закреплено название посуды.
Созданы условия для развития творчества, фантазии у детей.
9. Воспитатель говорит, что волшебный ветерок может перенести детей в сказочный лес (подводит детей к выполнению физкультминутки).
Под медленную, спокойную музыку дети встают, кружатся, «летают», «приземляются». Созданы условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения.
10. Воспитатель надевает на голову платок Федоры и предлагает помочь Федоре стать добрее, проговаривая волшебные слова. Дети вместе с воспитателем говорят «волшебные слова» : Эй, Федора! Эй, эй, эй! Будь, Федора, ты добрей! Раз, два, три, четыре, пять. Выходи свою посуду ты искать! Развита интонационная выразительность речи детей.
11. Воспитатель (от лица Федоры) предлагает детям помочь ей поухаживать за посудой (подводит детей к выполнению пантомимы «Мытьё посуды») :
«Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенечком.
И ты будешь опять,
Словно солнышко, сиять».
Слушая текст, который читает воспитатель, дети изображают: трут кулаком о ладонь, поочередно поднимают руки, делают круговые движения руками, поднимают руки в стороны-вверх. Закреплено умение выполнять действия в соответствии с текстом.
12. Воспитатель предлагает детям «вернуться» из сказочного леса, накрыть стол для чаепития, обращает внимание детей на слайд «Схема-модель составления описательного рассказа» (с использованием ЭОР) Дети подходят к сервировочному столу, на котором расставлена и разложена посуда; выбирают предмет, который им нравится, и рассказывают о нём, опираясь на схему-модель составления описательного рассказа. Сформировано умение детей составлять рассказ в определенной последовательности по схеме-модели (цвет, форма, размер, материал, функция).
Развита связная речь детей.
13. Воспитатель зачитывает окончание сказки, написанное писателем и спрашивает детей, не хотят ли они изменить окончание сказки. Дети предлагают свой конец сказки. Созданы условия для развития связной речи, фантазии детей.
14. Воспитатель предлагает детям сделать чайный сервиз для Федоры и ее друзей - выполнить аппликацию способом обрывания бумаги.
Дети принимают предложение воспитателя. Сформирована мотивация к учебной деятельности.
15. Воспитатель показывает детям трафареты посуды.
Дети рассматривают трафареты, называют их. Закреплено умение определять по трафарету вид посуды.
16. Воспитатель предлагает детям объединиться в группы по 4 человека; каждому выбрать себе один из предметов чайной посуды, материалы для работы.
Дети (по подгруппам) выбирают себе трафареты и необходимого цвета бумагу и другой материал для аппликации. Развито умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
17. Воспитатель дает детям советы по выполнению работы, оказывает необходимую помощь. Дети выполняют работу: располагают лист бумаги горизонтально, переводят трафарет посуды на лист-основу, рвут цветную бумагу на мелкие кусочки произвольной формы, наклеивают их на силуэт посуды, заполняя все промежутки. Созданы условия для закрепления уже освоенных умений и навыков.
Созданы условия для развития мелкой моторики рук.
18. Воспитатель предлагает по окончании работы разместить всю изготовленную посуду на фланелеграфе. Дети прикрепляют свои работы на фланелеграфе. Анализируют работы. Совершенствовано умение детей выполнять аппликацию с использованием приема -обрывание бумаги.
19. Воспитатель предлагает детям пройти к чайному столу на чаепитие.