Валентина Кузьмина
План-конспект НОД по речевому развитию «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
(для детей подготовительной группы компенсирующей направленности)
Цель: расширение и активизация словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой».
Упражнять в использовании притяжательных прилагательных, учить подбирать определения к заданным словам.
Публикация «План-конспект НОД по речевому развитию „Дикие животные зимой“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Учить составлять описательные рассказы о животных, используя схемы - модели. Формировать связную диалогическую речь через обыгрывание сюжета сказки. Развивать творческие способности - умения передавать в движении, речи, мимике характер животного. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о диких животных.
Развивать умение координировать речь с движениями.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края.
Повышать активность детей, прививать интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Оборудование: ТСО (ноутбук, проектор, экран, электронная презентация по теме «Дикие животные зимой».
Разрезные картинки с изображением диких животных; индивидуальные картинки «Кто чем питается?»; простые карандаши; схема – модель «Дикие животные»; костюмы сказочных персонажей; корзинка с угощением; конверты с заданиями; дорожки следов диких животных; специально подготовленная обстановка (зимний лес, «снежок» - мяч).
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, театрализованная.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок проявляет любознательность, интерес к различным видам детской деятельности; пытается рассуждать; умеет работать в коллективе; проявляет умение поддерживать беседу; владеет диалогической речью; выполняет движения, демонстрируя выразительность, пластичность; владеет навыками театрализованного перевоплощения; бережно относится к природе; знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; эмоционально реагирует на художественное произведение, музыку.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек «дикие животные»; сюжетных картинок с изображением диких животных и их детенышей; чтение художественных произведений: Г. Снегирева «Медвежонок», Н. Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Е. Чарушина «Волчишко», «Маша и медведь», «Медведица и медвежата», В. Бианки «Купание медвежат», А. К Толстого «Лиса Патрикеевна».
Игры – драматизации с участием детей : «Рукавичка», «Заюшкина избушка». «Маша медведь», «Находчивый заяц».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «У кого кто?», «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?», «Чей хвост?», «Отгадай, кто это?».
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
(Звучит спокойная музыка.)
Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас всех хорошее настроение. Вы готовы внимательно слушать.
Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы. Зима.)
Назовите зимние месяцы.
-Мы продолжим говорить о зиме.
Совсем недавно мы говорили о зимующих птицах; узнали, как трудно птицам зимой. Как мы заботимся о зимующих птицах?
(Мы повесили кормушки в детском саду и дома, подкармливаем птиц.)
- а хотели бы вы больше узнать о жизни диких животных зимой?
- Давайте посмотрим.
(Просмотр слайдов)
Слайды
1 -2. Наступила зима.
Земля укрылась белым одеялом.
Трудно животным в холодном лесу.
Эти следы оставил лось.
3. Лось пробирается сквозь заснеженную чащу в поисках корма. Раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустов и деревьев.
4. Медведь спит в берлоге. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
5. Зимой белочка меняет цвет шубки. Становится серой. Так ей легче прятаться от своих врагов – ястреба или куницы. Белка – запасливая хозяйка. К зиме подготовила припасы : орешки, желуди, грибы, шишки.
Следы белки похожи на маленькие ладошки с острыми коготками. Они помогают ей быстро забираться на дерево.
6. Шерсть у лисы к зиме становится густой, пушистой. На лапках тоже отрастает густая шерсть. Ходит по снегу лиса как в валенках. Днем бегает лиса по лесу в поисках пищи, а ночью спит в норе. Зимой лиса кормится в основном мышами. След лисы похож на след маленькой собачки.
7. Зимой заяц белый. От врагов зайца спасает белая шубка и быстрые лапы. Зимним днем заяц спит под кустиком. Или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев, веточки кустарников. Это след зайца. Когда заяц прыгает, он задние лапы выбрасывает вперед, а передние – назад, как бы себя обгоняет.
8. Волки живут стаями. Стая – это волчья семья. Голодно им бывает зимой. Волки - хищники. Они ловят зайцев, птиц. В сильную метель волки лежат в логове. След волка похож на след большой собаки. Волки ходят «след в след».
9. Трудно диким животным и птицам зимой в лесу. Поэтому люди подкармливают голодных зверей и птиц. Лосям раскладывают сено и соль. Для зайцев они готовят кучи осиновых веток; птицам развешивают кормушки; белкам – желуди, орехи и шишки; диким кабанам – желуди.
10. Так и доживут до весны братья наши меньшие.
-Ребята, а вы хотели бы побывать в зимнем сказочном лесу? (В гостях у диких животных.)
Закройте глаза и выполняйте следующие движения.
Ты сначала улыбнись,
На носочки поднимись.
Руку правую вперед,
Ногу левую назад,
А теперь остановись
И немного покружись.
Откройте глаза.
(Звучит спокойная мелодия)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев).
-в какой лес мы попали?
(Снежный, заколдованный, красивый, зимний, таинственный, суровый, морозный, холодный, сказочный, сверкающий, чудный, неподвижный, спящий, тихий, сонный т. д.)
- Давайте вспомним лесные правила.
Читает ребенок.
Если в лес пришел гулять.
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя сорить, шуметь,
Нельзя даже громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
-В зимнем лесу можно замерзнуть. Давайте мы погреемся.
«Мы пришли в зимний лес».
Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
И на землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал -
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
А на ветках снегири,
Словно яблоки красны.
Здесь, в лесу, красота и покой.
- Дети, посмотрите! На снегу дорожки необычные. (Это следы)
- Как вы думаете, это чьи следы?
(Это следы лисьи.)
- Как вы догадались?
(У лисы следы похожи на следы маленькой собачки.)
- Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?
(Лисьи следы увидеть нелегко, потому что лиса следы заметает.)
- А что вы знаете о лисе?
(Лиса – хищница. В основном она охотится на мышей, зайцев. Лиса живет в норе,)
Находим конверт с заданием.
- Посмотрите на конверт, чья мордочка нарисована?
(Лисья.)
- Лиса приготовила для нас игру.
Игра «Четвертый лишний».
Медведь, волк, лиса, заяц.
Волк, лиса, бельчонок, лось.
Заяц, собака, волк, белка.
Лиса, белка, дятел, лось.
Нужно узнать, кто здесь лишний и почему.
«Собери картинку»
(Сложите картинку дикого животного, расскажите о нем.)
- Молодцы! Вы правильно сложили картинки. Выполнили задания лисы.
Идем дальше.
- А это чьи следы?
(Это беличьи следы. У нее острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево)
(Находим конверт.)
- Что же приготовила нам белка?
Белка любит загадывать загадки.
Она предлагает вам отгадать их.
1. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
2. Рыжая плутовка
Хитрая, ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса.)
3. На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
4. Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге.
От беды уносит ноги! (Заяц)
5. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек. (Белка)
Молодцы! Загадки отгадали.
Белка предлагает нам поиграть.
Игра «Кто чем питается?»
Наши ладошки замерзли. Чтобы угостить диких животных, нам нужно их разогреть.
Упражнение «Ладошки» :
Если замерзают ручки,
Начинаем их тереть, (дети медленно растирают одну ладонь о другую)
Быстро мы сумеем ручки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки,
Совсем, как ледышки.
Потом, как подушки, (растирают ладони все быстрее)
И вот понемножку
Согрелись ладошки.
Ладошки разогрели. Начинайте выполнять задание белки.
(Проведите линии от диких животных к пище.)
(Работа по индивидуальным карточкам)
- Молодцы! Вы сделали доброе дело – покормили диких животных.
- А еще белочка приготовила для вас сюрприз. Вы узнаете о нем, когда выполните все задания диких животных.
Теперь отправляемся дальше.
-А это чьи следы?
(Это волчьи следы)
Читает ребенок.
Круглый в строчку волчий след.
Ох, наделает он бед!
Вышел прямо из лесочка,
Потоптался у кусточка.
Не споткнулся на бегу.
Четко виден на снегу.
Только бы не пересек
Свежий заячий следок!
- А как вы догадались?
(Волчьи следы похожи на следы большой собаки. Волки живут стаями и идут «след в след».)
А вот еще конверт.
- Чья морда нарисована на конверте?
(Волчья).
-Что же нам приготовил волк?
- Дети, волк просит нас составить о нем рассказ. Даже подсказку оставил.
Составление описательного рассказа о волке, используя схему – модель.
(Образец рассказа.)
Волк – дикое животное.
Он живет в лесу.
Волк устраивает свое жилище в логове.
У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши. Тело волка покрыто серой густой шерстью. Волк – хищное животное. Он питается мясом.
У волка есть волчата. Волк боится человека. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.
(Рассказы детей.)
- Молодцы, ребята. У вас получились интересные рассказы.
А сейчас, ребята, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
«Звериная зарядка»
Раз – присядка, (приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают.)
Это заячья зарядка. (Показывают ушки на макушке.)
А лисята как проснутся, (потирают кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (потягиваются)
Обязательно зевнуть, (поворачивают туловище)
Рыжим хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами)
А бельчата спинку выгнуть (наклоняются вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Подпрыгивают)
Ну а Мишка косолапый, (сгибают руки в локтях)
Широко расставив лапы, (ставят ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (переступают с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (разводят руки в стороны)
Начинайте все сначала.
-Ребята, посмотрите, какой большой сугроб под елкой, а следов не видно.
(Это берлога.) Берлога чья? (Медвежья.)
- Давайте мы с вами тихонько пойдем дальше и не будем тревожить лесного жителя, пусть спит в своей берлоге.
- Следы, каких животных мы еще не увидим в лесу зимой?
(Барсука и ежа)
- Почему?
(Они тоже спят)
-А это чьи следы?
(Это заячьи следы. Когда заяц бежит, он задние лапы выбрасывает вперед, а передние – назад. Заяц будто сам себя обгоняет. Широкие лапы, обросшие шерстью. не дают ему провалиться в снег.)
Находим конверт.
- Что же нам приготовил заяц?
Просит поиграть.
Игра «Передай снежок»
(«Подбери признак»)
(Дети передают «снежок» и называют слова – прилагательные.)
Длинноухий, короткохвостый, острозубый, белый, быстрый, трусливый, пугливый, хвастливый, серый, ловкий, боязливый, быстроногий, косоглазый, пушистый, шустрый, симпатичный…
- Молодцы! Вы много придумали слов о зайце.
-А как вы понимаете слово «находчивый»?
(Сообразительный, умный, легко находящий выход из трудного положения.)
- А еще заяц просит вас рассказать про себя сказку.
(Садитесь поудобнее, слушайте, запоминайте.)
Игра- драматизация «Находчивый заяц».
Собрался как- то зайчишка навестить свою бабушку, которая жила на другом конце леса.
- Не ходил бы ты, сынок,- стала отговаривать его зайчиха – мать. – В лесу очень страшно, много злых зверей, которые обижают маленьких.
- А кто отнесет бабушке гостинцы? - спросил зайчишка.
- Я передам угощение сороке, она и отнесет,- сказала мать.
- Я сам сбегаю, а зверей я не боюсь, не тронут они меня.
Взял зайчишка корзинку и отправился в путь. Долго ли, коротко ли он шел, повстречалась ему белка.
- Куда ты идешь, заинька? – спросила его белка.
- К бабушке, гостинцы несу,- ответил зайка.
- А тебе одному не страшно, ведь в лесу много злых зверей?
- Нет! Я никого не боюсь,- ответил зайчишка и побежал дальше.
Долго ли он шел, коротко ли - повстречалась ему на пути лиса.
- Далеко путь держишь, малый? - спросила она, облизываясь.
- Иду к волку на День рождения, - смело ответил зайчишка.
- А что, у серого День рождения? - удивилась лиса.
- Да.
- И он тебя пригласил?
- Как видишь! У меня даже подарок есть, - сказал зайка.
Как ни хотелось лисе съесть зайчишку, да побоялась она: как- никак волков гость. А зайчишка дальше поскакал.
Вдруг из-за елки волк.
- Ты что, карапуз, без родителей по лесу бегаешь? - застучал зубами волк.
- Иду к медведю на День рождения, опять не растерялся зайчишка.
- А разве у него сегодня День рождения? - удивился волк.
- Н - да…- почесал затылок волк.
Как ни хотелось ему съесть зайчишку, да побоялся: как- никак медведя гость! А зайчишка дальше поскакал. А там и домик бабушки показался. Очень она обрадовалась, увидев внучонка.
- Как же ты до меня добрался? - удивилась бабушка. - Неужели научился быстро убегать от зверей?
-Нет, - ответил зайчишка. – Спасти могут не только быстрые ноги, но и быстрый ум.
- Молодцы! Вы выполнили задание зайца - рассказали сказку.
Нам пора возвращаться домой.
- Ребята, посмотрите, что здесь под елкой.
(Находим корзинку с угощением от белки)
(Дорогие ребята, вы умеете вести себя в лесу, справились со всеми заданиями лесных жителей. Это вам дары леса. Угощайтесь!)
Наша прогулка по-зимнему, сказочному лесу подошла к концу. Ребята, чтобы оказаться в детском саду, нам нужно выполнить волшебные движения. (Закройте глаза. Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись) (Дети открывают глаза.)
-Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Итог.
-Где мы с вами побывали? (В зимнем, сказочном лесу.)
- О ком мы сегодня с вами говорили?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что было интересно?
- Обязательно расскажите дома о нашей прогулке по-зимнему, сказочному лесу.