Елена Бердникова
Конспект НОД по речевому развитию по теме «Дикие животные» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико– грамматических категорий и развитие речи у детей старшей логопедической группы по теме “ Дикие животные”.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;
- расширять и активизировать словарь по данной теме;
- упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию по теме „Дикие животные“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- упражнять в падежном управлении существительных;
- упражнять в подборе определений к заданному слову.
Развивающие :
- развивать логическое мышление, внимание, восприятие;
- развивать умение делать простейшие выводы, высказывать предположение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать произвольность поведения.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- формировать умение работать в парах и группах;
- формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных и их детёнышей, листья разных деревьев, вырезанные из бумаги желтого цвета, “сухие бассейны” с фасолью, карточки со схематическим изображением животного (заяц, белка, еж, медведь, корзинка, 3 тарелки, муляжи овощей и грибов, природный материал (семена растений, шишки, желуди, орехи, веточки деревьев, кора дерева, игрушки (рыбка, ящерица, змея, насекомые, листы бумаги для игры “Продолжи узор”, фоновая заготовка для коллажа (лист ватмана, детские рисунки диких животных, цветные карандаши, ножницы, клей-карандаш, цветные стикеры на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, В. Бианки, И. Соколова-Микитова, разучивание дыхательной гимнастики “Ежик”, упражнения на координацию речи и движений “Звери шли на водопой”. Изготовление заготовки (фона) для коллажа, рисование диких животных цветными карандашами.
Ход НОД.
Вводная часть.
Улыбнусь я себе, Улыбнусь я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень!
Улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!
Ребята, к нам пришло письмо от старичка Лесовичка : “Здравствуйте, мои друзья! На лес налетел сильный ветер и все перепутал! Помогите мне навести порядок в моем волшебном лесу. ”
Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки).
Что это за странная картина? Что вы видите? (Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)
Кто это? Где они живут? Как называют таких животных? (Дикие животные.)
Что вы знаете о диких животных? Откуда вы это узнали? (Из книг, родители рассказали и т. д.)
Основная часть.
Поможем Лесовичку навести порядок в лесу? (Поможем.) А правила поведения в лесу вы знаете? Посмотрите на эти рисунки, что они означают?
1) Нельзя оставлять мусор;
2) Нельзя трогать домики животных;
3) Нельзя ломать ветки деревьев;
4) Нельзя разжигать костры;
5) Нельзя шуметь в лесу.
Молодцы! Все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу, можем смело отправляться на помощь!
Чтобы попасть в волшебный лес я предлагаю превратиться в листочки. Согласны? (Да.)
(На столе лежат бумажные листья разных деревьев, дети берут их и прикрепляют к себе на одежду.)
Раз, два – повернись и в листочек превратись!
Мы листики осенние
На ветках мы летели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Дети выполняют движения.)
Игра “С какого дерева листик?”
Ты, лист с какого дерева? Какой лист? (Я лист с дуба – дубовый лист.). (Дети смотрят на свой листок, определяют с какого он дерева и отвечают полным ответом.) Вот мы в осеннем лесу! Как здесь красиво! Ребята, чей это дом? Кто живет в лесу? (Дикие животные.)
Сейчас я расскажу вам о них.
Дикие животные живут на свободе и не нуждаются в помощи человека. Они сами строят себе жилища, сами добывают пищу, сами защищаются в случае опасности. Иногда человек приручает диких животных, некоторые из них хорошо поддаются дрессировке, их можно увидеть в цирке. Но, все таки, дикое животное никогда не станет по-настоящему домашним.
Звери нас испугались и спрятались, только хвосты и уши выглядывают.
Игра “Чей хвост? Чьи уши?”
Что ты видишь? (Я вижу лисий хвост. Я вижу медвежьи уши. И т. д.)
Старичок Лесовичок рассказал своим друзьям, что мы пришли с добром, и они теперь нас не боятся.
Посмотрите, из-за сильного ветра бедный ежик заболел и потерял свои иголки. Вам жалко его? Он поправится, если мы расскажем, какой ежик.
Игра “Подбери признак”.
Дети подбирают слова-определения. (Еж – маленький, колючий, умный и т. д.)
У каждого ребенка картонный силуэт ежика, он называет слово-определение и делает ежику “колючку” (прицепляет прищепку).
Ежик здоров! И хочет с вами поиграть (дыхательная гимнастика) :
- Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
(Дети морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук “ф-ф-ф”)
- Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
(Дети хмурят брови и произносят звукосочетания “Пых-пых-пых”, делают несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов.)
- Ежик надувает и сдувает щеки.
(Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком “Пу-у-у”)
- Когда ежик устанет, язычок высовывает.
(Выдох горлышком с призвуком “Ха-а-а”, широкий язык кладут на нижнюю губу и держат 5 минут в таком положении.)
- Ежик вдруг начал зевать. (Имитируют зевание.)
Ежик устал и побежал домой отдыхать.
Ребята, дикие животные, как люди, живут семьями. Во время сильного ветра в лесу все перепуталось и животные заблудились. Что же делать? Как им помочь? (Надо собрать семьи вместе.)
Игра “Назови семью”.
Возьмите картинки, объедините семью. (Картинки лежат на столе обратной стороной вверх, дети берут по картинке, объединяются в группы).
Проверьте, правильно ли вы сделали свой выбор. Назовите свою семью и всех ее членов :папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д)
А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка “На водопой”.
Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)
За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)
За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)
Волчица вела за собою волчат (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)
Наконец, все семьи вместе. Лесовичок хочет устроить своим друзьям праздник и просит нас подготовить для них угощение. Посмотрите на свои листочки и найдите себе пару с таким же листочком. (У каждой пары есть “сухой” бассейн с фасолью, предлагаем опустить в него руки и найти карточки с его изображением дикого животного, для кого они будут подбирать угощение.)
Игра “Кто чем питается?”
На столе стоит корзинка с угощеньем (шишки, орехи, кора дерева, веточки, грибы и. т. д.) Дети выбирают угощение для своего зверя. По окончанию пары объясняют свой выбор, а остальные пары слушают их ответ и проверяют правильность выполнения их задания. Затем проходит самопроверка.
Когда все угощения разложили в корзине остаются конфеты и шоколад.
Почему конфеты остались в корзинке? (В лесу их нет, это делает человек. Животные их не едят.)
А вы едите конфеты? А можно их есть много? Почему? (Их много есть нельзя, это вредно для зубов.)
Ребята, посмотрите какая белочка грустная. Она из-за сильного ветра не успела сделать запасы на зиму. Поможем ей? Согласны?
Но сначала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки, (перекатывают в ладонях 2 грецких ореха)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Игра “Продолжи узор”.
Дети на листе бумаги продолжают дорисовывать узор.
(1уровень сложности-на ниточке чередуются яблоко и лист;
2уровень-чередуются яблоко, лист и гриб;
3 уровень- чередуются яблоко, лист, гриб и орех.)
Молодцы! Это было сложно задание. Мы помогли Лесовичку навести в лесу порядок.
Сделаем для него подарок – картину с его любимыми дикими животными? Согласны? (Педагог дает детям лист ватмана с заранее нарисованным лесом и детские рисунки диких животных.) Возьмите рисунки с животными, которые вы нарисовали. Вам надо вырезать животных и наклеить их, где хотите на картине. (Дети выполняют задание.) Какая красота получилась! Лесовичку понравится.
Каждому делу есть начало и есть конец. Не будем мешать животным, им надо готовиться к зиме. Возвращаемся обратно в детский сад.
Раз, два – повернись и в листочек превратись.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
В детский садик опустил.
(Дети выполняют движения.)
Заключительная часть.
Вам понравилось наше путешествие? Денис, что ты сегодня делал? (Спрашиваем каждого ребенка, что он конкретно делал.)
Ребята, подойдите к нашей картине (коллажу, возьмите наклейки (цветные стикеры) и наклейте “лучики” солнышку, если вам было интересно и вы все поняли, наклейте “листики” на дерево, если вам еще что-нибудь хотелось бы сделать, наклейте “травку”, если вам было трудно или что-то осталось непонятно.
(Дети выполняют задание.)
Ребята, Лесовичок оставил вам подарки (корзинка с природным материалом).
Очень нужный подарок! В нашем саду скоро будет проходить конкурс “Осенние фантазии”. И из этого материала мы сделаем поделки для конкурса.
Информационные ресурсы.
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб. : Издательский дом “Литера”, 2004.
2. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений,физкультминуток, пальчиковой гимнастики. –СПб. : Детство – Пресс, 2008.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : Детство – Пресс, 2001.
4. Шорыгина Т. А. Дикие животные. Какие они? – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2005.