Ольга Владимировна Тышкевич
План-конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница вода» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тума: "Волшебница вода"
Цель: Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воды через вовлечение их в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1) Расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении.
2)Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, умение делать выводы.
3)Развивать творческие способности (различать и выбирать цвет, раскрашивать).
Публикация «План-конспект НОД по познавательному развитию „Волшебница вода“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
4)Развивать связную речь, активизировать словарный запас, ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
5) Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых заданий.
6) Воспитывать бережное отношение к воде и окружающему миру.
Предварительная работа: Беседы о воде, рассматривание картин и иллюстраций по тематике, наблюдение за погодными явлениями, чтение художественной литературы, заучивание пальчиковых игр и физкультминуток по теме «Вода».
Формы организации коллективной деятельности: работа, в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы:
- словесные: художественное слово, беседа, объяснение опытов, вопросы, формулировка свойств воды, выводов.
- наглядные: наблюдение шаблон аквариума, аудиозапись, схемы, рыбки-раскраски, капельки, обручи;
- практические: опыты с водой, физкультминутка п/и «Капельки и тучка», творческое задание «Раскрась рыбок», моделирование.
Методы и приё мы организации совместной деятельности:
Двигательная: Физкультурная минутка: «Капельки и тучка».
Игровая: д/и «Вопрос-ответ»(с мячом, «Назови кодовое слово»
Познавательно-исследовательская : Наблюдение, решение проблемных ситуаций, проведение опытов с водой
Коммуникативная. Беседа о воде, чтение отрывка из стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», вопросы, объяснение опытов, формулировка свойств воды
Музыкальная: музыкальное сопровождение физкультурной минутки
Изобразительная. Раскрашивание рыбок
Материалы и оборудование: конверты почтовые (2 шт., письмо от Незнайки, мяч, обруч, карточки-символы, обозначающие свойства воды, карточки-схемы признаков (ТРИЗ, аудиозапись, рыбка-раскраска, цветные кусочки пластилина, доски для лепки, капельки и тучки из бумаги, мыльные пузыри (по количеству детей).
Инвентарь для опытов: для 1-го опыта: по два стаканчика с водой и пустой (по количеству детей). Для 2-го опыта: прозрачные стаканы (по два стаканчика) с водой и с молоком, ложки по количеству детей. Для 3-4 опытов: сосуды разной формы: круглые, прямоугольные, резиновая перчатка, прозрачные стаканы с кипяченой водой (по количеству детей, ложечки, салфетки, сахар, апельсиновое масло.
Структура и методические приемы, используемые на занятии.
I. Вводная часть.
а) Эмоциональный настрой детей.
б) Художественное слово (чтение отрывка из стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода»)
в) Сюрпризный момент – письмо от Незнайки
г)
II. Основная часть.
а) Игра малой подвижности «Вопрос-ответ»,
б) Рассматривание аквариума, выполнение практического задания;
в) Беседа о воде
г) Знакомство с правилами поведения в лаборатории
д) Словесная игра «Назови кодовое слово»;
е) Проведение опытов, формулировка выводов
ж) Физкультурная минутка;
з) Беседа о значении воды
и) Практическое упражнение «Раскрась рыбку»
III. Заключительная часть (рефлексивный этап).
а) Обобщающая беседа;
б) «Оформление» письма для Незнайки (моделирование).
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент.
В. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д. : здороваются.
Эмоциональная настройка детей.
В. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы в кругу опять
Дружно будем мы играть.
(Воспитанники встают полукругом)
В. : Ребята, отгадайте загадку:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что она
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Что это?
Д. : Вода
В. : Правильно, это – вода. Говорить о воде мы сегодня будем не случайно. Дело в том, что к нам в группу пришло письмо от Незнайки. Хотите узнать, что в нем?
Открывает конверт, зачитывает письмо.
В. : «Здравствуйте, ребята. Мне очень грустно. Оказывается, я ничего не знаю о воде. Помогите мне, пожалуйста, узнать что-нибудь о воде».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке?
Д. : Да, поможем!
В. : Ребята, а все, что мы узнаем, отправим в конверте письмом Незнайке, чтобы он больше не грустил.
II. Основная часть.
Д. : Сейчас, давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о воде и поиграем в игру «Вопрос-ответ» (с мячом) За правильные ответы дети получают капельку.
В. :Для чего нужна вода?
Д. : стирать, умываться, готовить суп…
В. :Откуда к нам вода приходит?
Д. : дождь, снег, море…
В. : Кто живет в воде?
Д. : рыбки
В. : Ребята, посмотрите, в нашей группе стоит аквариум. Но теперь он пустой… Давайте наполним его водой - нашими капельками.
Д. : прикрепляют капельки.
В. : Вода одно из самых удивительных веществ на земле. Мы уже знаем немного о воде, и сегодня проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами отправиться в лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Д. : Проговаривают правила. Все надевают шапочки. Подходят к обручу («вход» в лабораторию)
В. : Молодцы! Все вы знаете. А сейчас пройдём в нашу лабораторию. Вход в лабораторию по кодовому слову. Пройдет тот, кто скажет, в каких продуктах прячется вода?
Д. : чай, сок, суп, фрукты…
Ребята «входят» в лабораторию через обруч.
Воспитанников встречает «лаборант». Приглашает их для проведения опытов.
Л. : Опыт №1 «Вода – это жидкость» Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой (работа в парах).
Д. : поочередно переливают воду из одного стакана в другой
Л. : Что мы видим? Вылилась ли вода из стаканчика?
Д: Да.
В. :Значит вода что делает?
Д. : вода льётся
Л. : Почему?
Д. : Потому что она жидкая.
Л. : Правильно. А если бы вода не была жидкой?
Д. : она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт № 2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Л. : На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили?
Д. : высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Л. : Почему?
Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: вода бесцветная, прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается на доске символ свойства).
Л. : А вы знаете, что вода может стать волшебной?. Хотите узнать как? Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки. Если сказать волшебные слова, вода в баночках окрасится. Попробуем?
Л. : Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Д. : Повторяют слова
Л. : Подуйте на баночки. А теперь мы их потрясем хорошенько. Что видим?
Д. : дуют…
Л. : В какой цвет превратилась вода?
Д. : называют цвета (красный, синий, зелёный,оранжевый,жёлтый).
Л. : Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
В. : Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть Сейчас мы с вами превратимся в волшебные капельки. Скажем волшебные слова : 1,2,3 – повернись, в капельку волшебную превратись.
Проводит физкультурную минутку «Капельки и тучка» : каждому ребенку раздаются капельки (по одной,на полу обручи (на один меньше, чем детей)-это тучки. Все дети – капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка замолкает, каждая «капелька» занимает «тучку», «Капелька», которой не хватило «Тучки»-испарилась. Играют, выполняют все действия по правилам Проявляют интерес, активность,понимают значение слова-испарилась.
Д. : Играют, соблюдая правила.
В. : 1,2,3,- повернись, в лабораторию вернись…
Опыт № 3: «Вода не имеет вкуса»
Л. : А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Д. : отвечают
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Л. : Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?
(Ответы детей).
Д. : соль, сахар
Л. : Перед тем, как мы добавили в воду вещества, какой у нее был вкус? Почему изменился вкус воды?
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4: «Вода не имеет запаха»
Л. : Мы с вами узнали, ребята, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Д. : отвечают на вопросы.
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
Л. : Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….
Д. : …воды
Л. : Молодцы! Хорошо мы с вами поработали. До новых встреч!
Д. : прощаются с лаборантом. Присаживаются на стульчики полукругом.
В. : Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно?
Д. : сразу закрыть кран
В. : А зачем воду беречь, ведь на земле много рек, озер, морей, океанов…
Д. : Отвечают, рассуждают
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны?
Д. : да, согласны
В. : Ребята, посмотрите, кто это на столе?
Д. : рыбка.
В. : Только вот беда, она совсем белая, некрасивая. Давайте мы ее раскрасим.
Д. : раскрашивают рыбку при помощи пластилина
В. : Молодцы, вы хорошо постарались! Давайте эту рыбку мы поселим в нашем аквариуме.
Д. : проходят, присаживаются на стульчики
III. Заключительная часть.
В. : Сегодня мы много интересного узнали о волшебнице воде. Что вам запомнилось и понравилось?
Д. : Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная. Высказываются, обобщают знания.
В. : Все, о чем мы сегодня узнали, нужно сообщить Незнайке. На столе лежат карточки-символы, который означают различные свойства. Выберете те из них, которые расскажут Незнайке о воде.
Д. : выбирают картинки-символы, прикрепляют их на доске. Поясняют, почему выбрали именно их. Затем складывают все в конверт и письмо для Незнайки запечатывают.
В. : Посмотрите на нашу рыбку: получилась она у нас не простая, а золотая, волшебная. Обнаруживает «подарок» от золотой рыбки – мыльные пузыри. Ребята, а вы знаете, чтобы создать мыльные пузыри тоже используют воду. Как можно создать мыльные пузыри вы спросите у родителей и проведете эксперимент дома.
В. : На этом наше знакомство с волшебницей водой сегодня закончилось, Незнайке мы помогли. Пришла пора прощаться с нашими гостями.
Д. : До свидания! До новых встреч!