Лилия Садыкова
План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в бумажную страну» (страшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей группы старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).
Тема НОД: «Путешествие в бумажную страну».
Разработал: воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад «Соловушка» пгт. Белый Яр Садыкова Лилия Разумовна
Вид НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.
Публикация «План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие в бумажную страну“ (страшая группа)» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Форма организации детей: НОД проводилась с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) в количестве 12 человек, в форме игрового путешествия.
Доминирующая образовательная область: «познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель НОД: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления о свойствах бумаги, об истории возникновения бумаги, процессе производства, значении бумаги в жизни человека. (опыты, 2 проекта, производство бумаги). Формировать у детей умение презентации проектов, представления об авторстве проекта.
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, способность устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Развивать инициативу, самостоятельность, любознательность дошкольников на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности. Развивать монологическую форму речи (рассказ детей по подготовленным проектам, развивать активный и пассивный словарь детей по теме.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение проявлять заботу об окружающих (сочувствие сказочному персонажу, желание прийти на помощь фиксикам). Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования, доводить начатое дело до конца.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал : оформление бумажного городка, презентационный материал, магнитная доска.
Раздаточный материал: бумага различной фактуры : бархатная, гофрированная, альбомная, копировальная, газетная; бумажные салфетки; материалы к опытам: клей ПВА, ложки для перемешивания, марля или тоненькая тюль, квадратные листочки бумаги, ножницы, горох, бруски, листы бумаги, ёмкость с водой, смайлики.
ТСО: мультимедийная установка (проектор, экран ноутбук, мультфильм «О бумаге», видеозапись, аудиозапись.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге, дидактическая игра «Какая бумага?», об опасности огня, изготовление бумаги, просмотр мультфильма «Фиксики» и обсуждение его содержания, изготовление поделок из бумаги, чтение художественной литературы.
Взаимодействие с родителями: подготовка совместных проектов детей и родителей: «История бумаги», авторского альбома «Виды бумаги», совместный просмотр познавательного мультфильма «Фиксики».
Индивидуальная работа: Инициировать познавательный интерес Марка.
Методы и приемы:
наглядный: просмотр мультимедийной презентации, познавательного мультфильма «О бумаге», представление детских проектов;
словесный: художественное слово, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, прием интриги, погружение в историю бумаги;
практический: элементы исследовательской деятельности, изготовление книги;
игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент, дидактические игры, словесная игра использование воображаемой ситуации, дидактическая игра «Бывает не бывает», прием превращения – дети исследователи.
Словарная работа: «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага».
Ход непосредственной образовательной деятельности :
I. Организационный момент.
Динамическая пауза.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
улыбнитесь, подружитесь.
Поздоровайтесь с гостями.
Игровая мотивация. Звучит звуки скайпа.
Воспитатель: Слышите, что это за звук (скайп). Подойдем поближе и посмотрим, кто нам звонит?
Дети вместе с воспитателем подходят к компьютеру. На экране появляются фиксики Симка и Нолик из мультфильма «Фиксики».
Нолик и Симка: Здравствуйте ребята, вы нас узнали? (пауза). Из какого мы мультика? (пауза) Да, мы фиксики Симка, а я Нолик, мы герои мультфильма «Фиксики». Ребята, у нашего друга Дим Димыча скоро день рождения, а мы не знаем, что ему подарить. Может, вы нам поможете и подскажете?
Воспитатель: А еще, ребята, можно подарить открытку, сделанную своими руками. Как вам наша идея Симка и Нолик?
Симка и Нолик: Нам нравится. Мы хотели бы подарить открытку. Но мы ведь маленькие и не сможем делать открытку. Вы нам поможете?
Воспитатель: Не огорчайтесь Симка и Нолик, ребята помогут вам, поможем ребята? (Да, поможем).
Воспитатель: Ребята вы когда-нибудь делали открытки? Как вы думаете, из чего делают открытки? (из бумаги).
Правильно, поэтому предлагаю отправится в увлекательное путешествие в Бумажную страну.
Закрывайте глаза,
На месте дважды покружитесь!
В стране бумажной очутитесь!
Воспитатель: Вот мы и очутились в Бумажной стране.
II. Основная часть.
Прежде чем приступить к работе хочу спросить у вас, ребята, вы знаете, что когда-то давным-давно бумаги не было. А как же появилась бумага? А вот Злата знает и сейчас нам расскажет. (Дети присаживаются на стулья перед экраном).
(Рассказ ребенка о проекте «История бумаги»).
Воспитатель: Спасибо Злата за увлекательный рассказ, ребята обязательно запомнят, как раньше изготавливали бумагу.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Бывает, не бывает». Я буду называть предмет, а вы внимательно слушайте: если предмет выполнен из бумаги – хлопаете в ладоши, если – нет, то приседаете. Будьте внимательны. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Злата в своем рассказе упомянула, что бумага бывает разная. Лера вместе со своей мамой приготовила альбом «Какая бывает бумага» и сейчас нам расскажет о нем.
Воспитатель: Ребята! Спасибо нашим исследователям Злате и Лере.
Благодаря вам, ребята узнали много интересного о бумаге!
А Настя расскажет стихотворение:
Бумага бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
И многими другими прекрасными вещами.
Мы с вами установили, что бумага бывает разных видов, встречается повсюду, из нее можно сделать много нужных, полезных, красивых вещей. А чтобы еще больше узнать о бумаге, проведём опыты с бумагой в нашей лаборатории Бумажной страны.
Прежде чем мы туда отправимся, вспомним правила безопасности. Нужно…. (нельзя бегать, баловаться, шуметь)
Опыт 1.
– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод «Бумага мнется».
Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Опыт 2.
– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги). Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод «Бумага рвется».
- Режется ли бумага? (дети режут ножницами бумагу).
– Сделаем вывод «Бумага режется».
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РВЕТСЯ И РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
Опыт 3.
– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод «Бумага намокает».
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
Опыт 4.
Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится). Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Опыт 5.
Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
Опыт 6.
- Ребята, как вы думаете, можно ли из бумаги сделать мост?
Посмотрите, если положить на два бруска лист бумаги и на нее - груз, то что произойдет с мостом? (прогнется). Проверим, если сложить из бумаги гармошку, то получится ли мост и выдержит ли он груз? (Показ) (держится)
Опыт 8.
- Ребята, как вы думаете, можно ли на листе бумаги перенести горох и не рассыпать? Это вполне возможно, если сложить бумагу в кулек. (Показ)
Итог.
- Ребята, какие же свойства бумаги вы узнали. (Бумага мнется, рвется, режется, намокает, горит).
Итак, бумага материал прочный или нет?
(Результаты экспериментов заносятся в общую таблицу, наклеиваются смайлики).
Воспитатель: Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо-бумагу. Сейчас бумагу изготавливают на фабриках: из ствола дерева получают древесину, расщепляют ее на целлюлозу и на фабриках специальные машины вырабатывают из целлюлозы листы бумаги. Очень интересно об этом расскажет мультфильм «О бумаге».
Воспитатель: Давайте вспомним этапы изготовления бумаги.
Физминутка.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движения топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради («открывают» две сложенные ладони)
Воспитатель: Ребята! Предлагаю пройти в Мастерскую Бумажной страны, где мы с вами и попытаемся сделать своими руками бумагу для открытки - подарка для Дим Димыча.
Для этого бумагу рвем на мелкие кусочки, добавляем теплую воду, клей ПВА, перемешиваем, выкладываем на материал и оставляем высыхать. А напоминать нам будет схема-подсказка, в которую мы будем заглядывать.
(Работа в Мастерской)
Воспитатель: Мы с вами изготовили бумагу. Необходимо время чтобы она высохла. Открою секрет, мы с другими ребятами заранее сделали точно такую же, и она уже высохла. Изготовленная вами бумага высохнет и станет точно такой же.
Воспитатель предлагает детям потрогать, посмотреть.
Воспитатель: Ребята вспомните, для чего фиксики попросили сделать открытку. У меня случайно оказались наклейки «С днем рождения», предлагаю приклеить их на наши открытки. Проходим к рядом стоящему столу и приступаем к работе.
Дети проходят за столы и наклеивают наклейки на готовые листы бумаги.
Воспитатель: Открытки мы с вами сделали. Замечательные получилась открытки. Предлагаю вернуться в обратно в зал. Закрываем глаза и произносим заклинание:
На месте дважды покружитесь!
И снова в зале окажитесь!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: В какой стране ребята мы с вами побывали? (Бумажная страна). Что вам больше всего запомнилось? …. Какие открытия вы сделали? …. Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага. Сколько людей трудится, чтобы у нас были изделия из бумаги. Поэтому нужно относится к бумаге бережно : как это ребята? (Не рвать, не бросать).
Звучит музыка скайпа и на экране появляются фиксики Симка и Нолик: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья, я думаю Дим Димычу очень понравится ваш подарок. Чтобы вы не забывали, о нашей встрече хочу подарить вам фишки о нас. Удачи вам!