Лариса Ондар
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в волшебную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
«Путешествие в волшебную лабораторию»
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель: изучить свойства воздуха и воды
Задачи по областям:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД „Путешествие в волшебную лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Познавательное развитие : обобщить имеющиеся знания у детей о свойствах воды и воздуха с помощью опытов, развивать личный познавательный опыт детей, пробуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества, формировать умение объяснять проделанную работу в ходе опытов
Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать навыки игрового взаимодействия; закреплять правила безопасного обращения с предметами, веществами во время опытов, внимательно слушать, выполнять по инструкции.
Речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь
Физическое развитие: содействовать развитию словесно-двигательной координации
Педагогические технологии:
-игровая
-мнемотехника
Предварительная работа:
Проведение серии опытов с магнитом рассматривание иллюстраций, книг, разучивание загадок, стихов, физкульмнуток, чтение стихотворения Д,Сучков «Река», сказки «Путешествие капельки», рассказа «Отдых на речке», работа с мнемотаблицей «Путешествие капельки»
Планируемые результаты:
Любознательный, активный, умеет работать по правилу и образцу в группах, слушать взрослого и выполнять его инструкции, планирует свою работу и действия, принимает участие в составлении схем, таблиц с помощью условных знаков
Материал и оборудование:
карта с пунктами заданий, значки для карт, индивидуальные листы на каждого ребёнка, звукозапись воды, таблица-опыты с водой, воздухом, карандаши (простые, цветные, ручки шариковые, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, бутылочки, бумажная тарелочка, тазик (на общее количество детей) магнит, иголка, песок, молоко, жидкое мыло,ушные палочки, столовая тарелка, пипетки, пищевые красители, бумажное полотенце, сюрпризный момент «цветовая симфония», мнемотаблица «Путешествие капельки», свойства воды, воздуха, коктейльные палочки, Незнайка
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, смотрите что я нашла в нашей группе, это карта фантастического путешествия. Здесь какие-то знаки,рисунки? (ответы детей)
А что это такое в самом конце пути? (мы не знаем). Давайте пройдём по всем пунктам и узнаем. Что там? (мотивация). Поэтому, я приглашаю всех вас в фантастическое путешествие в одну удивительную страну под названием «Экспериментайка»
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходить в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Незнайка (появляется).- Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(Ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит какой воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть!Чтобы увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух (ответы детей)
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом, бутылочками, воздушными шарами
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём (Ответы детей)
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха,он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух, Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(Ответы детей). Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы могли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Дидактическая игра: «Тонет-не тонет». Дети берут на выбор предметы и отпускают в воду в тазике.
(Ответы детей). Вывод: если внутри чего то есть воздух, то он не тонет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Помогли! Теперь ты знаешь, Незнайка. Что предметы внутри,которых есть воздух, будут плавать.
Опыт 2. Губка.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим (Берём губку и опускаем в воду). Что мы видим в воде?
(Ответы детей). Из губки выходят пузыри.
Почему губка утонула? (Ответы детей)
Вывод: Губка утонула, потому что из нее вышел весь воздух, она стала тяжелой.
Незнайка: А интересно внутри людей есть воздух? (Ответы детей)
Опыт 3. Воздух в человеке
Подуть в трубочку, опушенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Но как он к нам попадает? Через нос.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (2раза-- вдоха и выдоха)
Вывод: Значит, воздух есть внутри нас
Воспитатель: Сегодня утром Незнайке передали посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. (Попросить Незнайку--- достаёт кроссворд).
Воспитатель: Ребята, что то я не пойму, что это за таблица?
(Ответы детей, Это кроссворд.
Воспитатель: Подождите, подождите, здесь ещё и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Воспитатель: Слушайте загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
Загадка. 1 Вот так чудо!
Вот так чудо!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже,
Который год,
Всё никак,
Не упадёт. (водопад)
2. А теперь вторая загадка, ее ответ запишем под цифрой «2»
Не вода и не суша-
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (болото)
3. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»
Он длиннющий, он большущий
Он от тучи до Земли
Пусть идёт пуще, пуще
Чтоб грибы скорей росли (дождь)
4. Ну, и последняя загадка ее ответ запишем под цифрой «4»
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик- в роднике,
А широкий-в море (река)
1. в о д о п а д
2. б о л о т о
3. д о ж д ь
4. р е к а
Самое удивительное вещество на земле –вода. Вы водой хорошо знакомы? (Ответы детей)
(Звучит запись журчание ручейка).
Что за звуки вы слышите? (Ответы детей)
(Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течет). Вот сейчас мы это проверим-так ли это. Возьмите бутылочки и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течет и растекается на блюдечке. (Работа детей)
Вывод: Вода-жидкость. А каком еще состоянии может быть вода? (Ответы детей).Пар,лед (твердом,газообразном).Свойства воды. (Ответы детей).Творческая задания «Путешествие капельки»
Воспитатель: Кто мне объяснит значение слова криотерапия (лечение холодом). Сейчас мы будем заниматься контрастной криотерапией.
Пальчиковый массаж
Дети попеременно опускают руки в ёмкость с теплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок,
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать. (дети вытирают руки)
Воспитатель: Ребята, вот и мы приготовили наши ручки для опытов.
2. Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат (ответы детей, кубики, ромб, круг и т. п. Какой они формы?
Ответы: (кубик квадратную форму, шарик круглую и т. п).
-Если мы отпустим в таз с водой, положим на ладошку, на стол, на блюдечко. (геометрические фигуры). Изменяет ли они свою форму?
Ответы: (Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется).
-А есть ли у воды форма?
Чтоб бы ответит на этот вопрос, проведём опыт.
Опыт 4. Будем наливать воду в - блюдце,
-чашечку
-бутылочку
(самостоятельное работа). Ответы детей. - Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили-чашки, блюдца, бутылочки и т. п.
-Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?
Вода не имеет собственной форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Вывод: вода не имеет собственной формы.
Вода прозрачная жидкость (без цветная).
Опыт 5. Возьмем воду, молоко (самостоятельная работа). Опускаем в стакан с водой монету, а другой с молоком опустим монету. ( Ответы детей: что мы видим монету, а с молоком монету не видим).
Вывод: Через воду монету видим, а через молоко нет.
Значит вода прозрачная жидкость. (Без цвета).
Вода не имеет вкуса.
- Если у воды вкус?
(дети пробуют воду и высказывают свое мнение)
Работа в подгруппах (самостоятельная работа).
Опыт: С сахаром, солью, лимонная кислота.
Вывод: Своего вкуса у воды нет. – Почему соль, сахар боятся воды? Почему,что они в ней исчезают, растворяются).
Вывод: Вода является растворителем.
Все ли вещества могут растворятся в воде?
Опыт 6. Вода-растворитель.
Если в воду положить муку, песок, глину она так же исчезнет как соль, сахар.
(Самостоятельная работа). Ответы (одни вещества в вода может растворять, а другие нет).
Вывод :Не все вещества могут растворится воде.
Опыт 7. Воду можно очистить.
Посмотрите, еще раз на ту баночку куда вы насыпали песок, глину. Она так и осталась в воде.
-Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что надо сделать, чтобы она стала чистой?
(Самостоятельное работа детей).
Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.
Куда же делась песок? (Вся осталось в фильтре)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Незнайка: Вот спасибо! Как много узнал о воздухе, о воде!
Воздух- не имеет цвета, запаха, форму
-что легче воды;
-что есть внутри предметов;
-что есть внутри людей;
-что без него не возможна жизнь;
Вода- не имеет цвета, запаха, форму
Вода может растворять одни вещества и не растворять другие
Воду можно очисть с помощью фильтра
Сюрпризный момент. «Отдых на озере»
Макет «Отдых на озере» (Впечатление и рассказы детей об увиденном)
Да! Ну и намусорили отдыхающие! От такого мусора---озеро может погибнуть, спасите ребята!
(дети имитируют) собирают мусор и ставят водоохранный знак---нельзя разбрасывать мусор на берегах. Ведь без воды мы не сможем жить. Мы должны беречь наши реки, озёра, моря, океаны. Чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Молодцы ребята! А это водоохранный знак предупредит каждого, о том, что воду нельзя засорять.
Творческие работы по мнемотаблице «Путешествие капельки», свойства воды, воздуха.
Список литературы
1. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Спб. Детство-Пресс 2009
2. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Спб. Детство-Пресс 2015
3. Л. А. Королева. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Спб. Детство-Пресс 2015
4. И. В. Исакова. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Спб. Детство-Пресс 2015
5. М. А. Фисенко. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы Волгоград. Корифей 2007