Вожова Наталья Михайловна
Педагогическая концепция «Применение технологии проблемного обучения для всестороннего развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Мы живем в период изменения требований к системе образования. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка самостоятельности, целеполагания и мотивации деятельности, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Современная жизнь многообразна и противоречива. Как же научить ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их? Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?
Темочки:
Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику нашей работы. В числе современных технологий, которые обогащают опыт детей, развивают способности и творческий потенциал я предлагаю рассмотреть технологию проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых поставленных задач.
Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859-1952 гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а является активным субъектом своего обучения.
В нашей стране проблемным обучением занимались знаменитые отечественные психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, которые утверждали, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы: «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Поэтому перед собой я поставила проблему, как организовать образовательную деятельность с детьми используя проблемное обучение, которое развивает способности и творческий потенциал дошкольника.
Цель моей работы: применение на практике технологии проблемного обучения.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу;
2. Раскрыть понятие и сущность способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста;
3. Применить на практике модель развития любознательности ребенка;
4. Разработать педагогические и дидактические ресурсы для реализации модели развития личности дошкольника.
Формирование способностей дошкольника невозможно без развития его творческого потенциала, любознательности, поисковой активности. Эффективным средством развития таких способностей дошкольников являются различные виды детской деятельности. Личность ребенка развивается в ходе организованной образовательной деятельности, в беседах, в ходе экспериментальной деятельности, на прогулках, в игре.
Я стала замечать, что проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
В каждом конкретном случае я сама решаю, в какой форме проводить работу с детьми: групповой, индивидуальной, малыми группами, в паре. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Поэтому в группе была создана предметно - пространственная среда, где каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Развивающая предметно - пространственная среда группы построена с учетом гендерных различий. В центре игры для мальчиков находятся: конструкторы, кубики, машины. В центре игры для девочек чаще разворачивается игра в «семью».
Также создан центр «Моё настроение», в котором дети, передают свои эмоции, делятся своими переживаниями и замечают эмоциональное состояние окружающих.
В свободном доступе имеется множество игр, пособий и игрушек вызывающих у детей интерес и желание играть с ними: вкладыши, пирамидки, волчки, мячи, развивающие игры : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Также создан центр природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован «Научный центр», для проведения элементарных опытов и экспериментов.
Целенаправленно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Также большую работу по ознакомлению с технологией проблемного обучения провожу с родителями. Для родителей подбираю консультации, провожу анкетирование, мастер-классы, оформляю папки-передвижки.
Но самое главное, основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаю детям.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподношу детям в готовом виде, не предлагаю правила или инструкции. Весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Часто использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Ведь все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Например, детям предлагается проблемная задача, где они должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.
«Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как птице напиться из кувшина?» Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.
Создание противоречия. Например, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, мной были организованы ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Своими вопросами наталкиваю детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, так как есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:
• постановка проблемы;
• актуализация знаний;
• выдвижение гипотез, предположений;
• проверка решения;
• введение в систему знаний.
Активизирую мышление детей вопросами, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на зимней прогулке предлагаю подумать, как изменились бы игры, если бы стоял жаркий летний день?
Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
В результате работы по внедрению проблемного обучения деятельность состоит в том, что я, даю в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создаю проблемные ситуации, сообщая воспитанникам факты и организуя их познавательную деятельность. Новую информацию дети получают в ходе решения теоретических и практических задач.
Результаты образовательной деятельности относительно высокие и устойчивые. Воспитанники легко применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Дети сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. Также у детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. А повышенная активность дошкольников способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Таким образом, анализ моей работы показывает, что проблемное построение образовательной деятельности требует её особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию.
Проблемное обучение – важнейшее средство развития детей.
Итак, применение в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.
Список литературы:
1. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М. : Педагогика, 1995.
2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М. : «Знание», 1983. – 96 с.
3. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии, 1987 г., №4, с. 135-139.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) : Пер. с англ. М., 1999. – 489 с.
5. Ильницкая И. Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения// Дошкольное воспитание : 2006, № 12, с. 82-85.
6. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972.
8. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во АН СССР, 1958.