Елена Бачурина
План-конспект мероприятия с детьми 6–7 лет «Спасенные звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект мероприятия с детьми 6-7 лет
По образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
«Спасенные звуки весны».
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
• Повышение у воспитанников стремления к активному участию и творческому самовыражению в процессе музыкально-художественной деятельности.
ЗАДАЧИ
• Углублять музыкально-слуховые представления детей через взаимосвязь характера музыкального произведения, выразительности художественного слова и тембров музыкальных и шумовых инструментов.
Публикация «План-конспект мероприятия с детьми 6–7 лет „Спасенные звуки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Обогатить слуховой опыт детей через восприятие произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова
• Закреплять понятия о весенних изменениях в природе и влиянии их на настроение и чувства людей.
• Содействовать проявлению инициативы при выборе видов музыкально-игровой деятельности для передачи художественного образа картин с весенними признаками.
• Активизировать к участию в певческих импровизациях.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Словесный (активизация словаря при восприятии музыкальных и художественных образов, активизация творческой фантазии при сочинении ритмических историй «Лесные ритмы», закрепление весенних признаков и их влиянии на настроения и чувства людей).
Наглядный (иллюстрации с изображением признаков времен года, дидактические карточки – большие и маленькие следы животных и птиц,).
Практически-игровой (при сочинении ритмических историй, игре на музыкальных и шумовых инструментах, проведении музыкальной игры «осторожно, весенний лед»).
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Вводная часть
Дети входят в зал под звучание спокойной музыки, останавливаются напротив педагога.
Педагог - (собирает детей около себя для активизации внимания и более
тесного общения)
Приветствую вас, дорогие ребята, во-первых, нам всем поздороваться надо.
ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ:
Педагог - (поет) -Здравствуйте, мальчики!
Мальчики – (поют) - Здравствуйте
Педагог - (поет) -Здравствуйте, девочки!
Девочки – (поют) - Здравствуйте.
Педагог предлагает спеть приветствие и гостям, дети поют, гости отвечают.
Педагог- Мы сейчас все так замечательно поздоровались, а, как вы думаете,
какими звуками с нами здоровается весна?
(Дети, возможно, отвечают, что весна здоровается звоном капели, шумом весеннего ветерка, пением птиц, журчанием ручейков).
А мы с весной не поздоровались сегодня, давайте исправим эту ошибку, споем – «Здравствуй, весна».
( дети здороваются вокализацией)
Предлагаю закрыть глаза и прислушаться, может, весна нам ответит…
(дети закрывают глаза, в аудиозаписи звучат звуки весеннего шума)
Педагог на фоне этого звучания читает стихотворение
Вы слышите, легкие звоны капели,
а вот – ветерок заиграл на свирели,
И птицы трезвонят, ручью подпевая.
Приветствие звуков Весны – не смолкает!
Раздается музыка вьюги, которая переходит в тему Феи Карабос из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Педагог- Что случилось? Разве это весенние звуки, откуда они?
( на фоне этой музыки звучит голос Злой колдуньи.)
Колдунья- Я зимняя стужа – холодная, злая, Я звуки и краски весны забираю!
Нечего этой весне веселиться!
Пусть только метель к вам в окошко стучится!
Педагог- Прислушайтесь, звуки весны не слышны…
А может быть звуки весне не нужны и для людей все они не важны?
(дети отвечают, какое настроение у людей создают весенние звуки и шумы – от пения птиц поднимается настроение, когда звенит капель – хочется на улицу гулять, вместе с ручейком хочется бегать, веселиться).
Педагог - А нам у кого же совета спросить, что сделать, чтоб звуки весне воротить?
( возможно, дети посоветуют обратиться к музыке Феи Сирени из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», по контрасту с музыкой Феи Карабос, если нет – Педагог задает наводящие вопросы).
В аудиозаписи звучит музыка Феи Сирени.
Педагог - Откликнулась фея на зов наш, ребята,
Послушать нам очень внимательно надо!
На фоне музыки в записи звучит голос Феи Сирени.
Весна- Нет звуков и красок теперь у Весны,
Помочь их вернуть согласитесь ли вы? (в паузе дети отвечают)
Картинки весенних примет отыщите.
Игру или песню вы к ним подберите.
Когда вы приметы весны соберете,
Тогда вы Весне её звуки вернете.
Педагог - Вы знаете, я так разволновалась, что прослушала, что нам надо
сделать в первую очередь? Вы слушали внимательно?
( дети подсказывают – надо найти картинки весенних примет).
А что нужно сделать с этими весенними картинами?
(дети подсказывают - к каждой картинке надо подобрать игру, песню.)
А где же мы возьмем эти картины весенних примет?
Дети, оглядевшись, возможно, заметят картины примет времен года, расположенные на мольбертах возле дальней стены.
Не спешите! Чтобы зимняя стужа не заметила нас, давайте будем сами изображать разные весенние признаки. С чего начинается весна. Отчего начинает теплеть воздух и становится светлее на улице?
(Дети могут ответить, что от того, что солнце светит ярче).
Педагог - (берет в руки небольшое изображение солнышка на палочке) вот
оно, солнышко. Оно поможет нам по считалке выбирать ведущих, которые и
найдут нужные картинки. Один ведущий ищет одну картинку (считает):
Пусть же солнышко пойдет, весенний признак нам найдет.
На ребенка, на котором остановилась считалка, воспитатель надевает шапочку с изображением солнышка. Под музыку песенки «Светит солнышко для всех» ребенок идет и выбирает картинку с весенним признаком. (возможно, это картинка с изображением лесных животных и птиц).
Педагог - Какие признаки весны вы видите на этой картинке?
(Дети могут сказать, что просыпаются медведи и ежи, а зайцы меняют шубку с белой на серую.)
Педагог- Какое музыкальное действие мы можем подобрать к этому изображению? (дети могут предложить игру «Лесные ритмы»)
Педагог выбирает 2 –х желающих сочинить ритмические цепочки (расположить большие и маленькие следы животных и птиц) и рассказать, кто из животных побывал на лесной поляне.
Педагог - А чтобы нам с вами не скучать, я буду вам загадки задавать,
Начало буду пропевать, и вы мне песней – отвечать.
(поет, импровизируя мелодию)
- Чирикает в марте смелей веселый смешной …
(ребенок должен допеть до тоники) – воробей.
- В серой шубке на лужайке скачет длинноухий….(зайка)
- Сколько можно птицам петь, проснувшись, заворчал….(медведь)
Педагог- А сейчас послушаем истории про следы на весенней поляне.
Дети поясняют свои цепочки следов, и потом вместе с педагогом и другими детьми сначала прохлопывают получившиеся ритмические рисунки, а потом изображают – следы медведя они протопывают, следы зайца – пропрыгивают, следы вороны – каркают в ритме.
Педагог- Теперь эта наша картинка стала прямо, как живая.
Педагог - Солнце пригрело, стал серым снежок, звонко журчит вдоль дорог.
(дети договаривают) - ручеек.
Педагог начинает считалку –
Как ручей вперед беги, весны картинку принеси.
Воспитатель надевает на ребенка маску с изображением ручейка. Ребенок, под музыку «Ручеек» Э. Грига бежит, выбирает картинку с признаком весны, на которой, возможно, изображен ледоход.
Педагог - Обратите внимание, ребята, на это явление природы, как должны к
нему относиться люди? (дети могут ответить, что весной лед становится
хрупким, и заходить на него очень опасно) Что бы вы могли предложить, каким
музыкальным действием мы можем оживить именно эту картину?
(дети предлагают, находят музыкальное произведение, например – распевка «Осторожно, весенний лед»)
Педагог – Давайте проверим, хорошо ли вы помните мелодию этой распевки?
Сначала – споем ее вместе:
Будь весною осторожней, лед весенний ненадежный
Если речка впереди – ты на лед не выходи.
А теперь ответьте, куда двигается мелодия? А по сколько раз каждый звук повторяется? Мы играли эту мелодию на металлофонах дуэтом и трио. А дуэт, это сколько человек? (дети отвечают – два). А как называется ансамбль из трех человек? (дети могут ответить – трио)А знаете ли вы, как называется ансамбль, когда играют четыре человека?
Квартет! Вы готовы попробовать? (проходит игра в четыре инструмента под аккомпанемент фортепиано). Вы, несомненно, заслужили аплодисменты. А на нашей картине теперь звучит целый… квартет (повторяют новое название с детьми).
Педагог - Снова считалку считаю, примету весны выбираю.
Читает считалку:
Как ветер весенний скорее лети, картинку весеннюю нам принеси.
Воспитатель надевает ребенку накидку ветерка, под музыку «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, ребенок берет 3-ю картинку с весенним признаком, возможно, на ней изображены подснежники.
Педагог- Что вы видите, на этой картинке?
(дети могут сказать, что здесь изображены первые весенние цветы)
Педагог - Обратите внимание, какие яркие, свежие краски наполняют этот пейзаж. С каким музыкальным произведением можно связать это изображение?
Дети могут предложить послушать произведение «Подснежник» П. И. Чайковского.
Педагог- Как вы считаете, можем ли мы обогатить эту замечательную
музыкальную картину, чтобы создать более полный и многозвучный образ
весеннего леса и чем?
Дети могут предложить озвучить это произведение с помощью музыкальных
и шумовых инструментов, они выбирают инструменты, атрибуты и
занимают свои места.
Педагог- А разрешите и мне присоединиться к вашему оркестру? А создать
стройный ансамбль звучания, нам помогут поэтические строки.
Педагог читает стихотворение на фоне музыки, дети озвучивают его на инструментах.
Лишь солнце весеннее лес согревает,
Природа от зимнего сна оживает.
И, словно, концерт, открывая, в апреле
Робко звенят перезвоны капели.
Перекликаются с каплями птички –
Это концерт подхватили синички.
Звонким журчаньем ответил ручей
И заструился быстрей и смелей.
Ветер легко средь ветвей закружил,
Сосны с березками он подружил.
Где-то кукушка грустить начала.
С дятлом весенний дуэт завела.
Но замолчал вдруг весенний трезвон –
Сквозь талый снег появился бутон
И закачался на ножке пушистой,
Маленький хрупкий и серебристый.
Подснежник, подснежник – цветок очень нежный,
Он солнцу кивает, с весной поздравляет.
И радостно снова все затрепетало-
Подснежник проснулся! Весна настала!
Педагог- Великолепная картина! Я словно, побывала в настоящем лесу, так вы были внимательны и музыкальны!
Заключительная часть
Посмотрите, нет ли среди оставшихся картин весенних признаков?
Дети могут сказать, что среди картин остались только признаки других времен года.
Педагог - посмотрите, пожалуйста, на все эти весенние изображения. Давайте
вспомним, какими звуками, музыкальными играми вы наполнили их.
Помогайте мне.
Дети вспоминают и называют все музыкальные действия, которые они применяли, в ходе всего занятия.
Педагог- Вы проделали большую творческую работу, каждая из картин
наполнена своей неповторимой музыкальной краской. Давайте закроем глаза и
прислушаемся, так же, как в начале нашей встречи.
Дети закрывают глаза, в аудиозаписи начинает звучать музыка и голос Феи Сирени, в сочетании с пением птиц.
К весне вернулась красота – вернулись звуки и цвета
И пенье птиц, и солнца свет вам в благодарность шлют привет!
Рефлексия
Педагог- Все завершилось, как в самой лучшей сказке. Скажите, пожалуйста,
теперь, выходя на прогулку, к каким, окружающим вас звукам будете вы
прислушиваться внимательней? (дети могут сказать, что будут слушать
пение птиц, шум ветра, звон ручья).
А сейчас, если вам кажется, что весна хороша и без звуков, и они никак не влияют на настроение людей – можете взять молчаливую тучку и расположить ее около любой картинки. Если же вы считаете, что все эти звуки делают весну яркой, незабываемой, и доставляют людям радость, возьмите со стола изображение солнышка и также поместите у любой из весенних картин. Дети размещают изображения около картин, педагог подводит итог – каких изображений больше.
Педагог- Пускай весна звучит везде, а с вами на прощанье
Споем, как птицы по весне, друг другу (поет, дети могут подхватить)
- «До свиданья!»
Под Музыку песни «Красный сарафан» и пение птиц дети уходят из за
Необходимое оборудование:
Ноутбук, магнитная доска, музыкальные и шумовые инструменты по количеству детей.
Аудиозаписи: весеннее пение птиц, шум вьюги, тема Феи Карабос и тема Феи Сирени из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Подснежник» (апрель) П. И. Чайковского (из «Времен года», «Ручеек» Э. Грига, «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.
Иллюстрации, на которых изображены признаки весны, иллюстрации с признаками других времен года.
Раздаточный материал:
Изображения следов животных (большие и маленькие, изображения медведя, зайца, вороны - для игры.
Шапочки-маски солнца, ручейка, накидка ветра.
Карточки с изображением солнышка и тучки – для рефлексии.