Тина Матрёнина
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы» с детьми 6–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время интересы детей чаще всего связаны с техникой. Дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, живущие в городе, не слыша трелей соловья, пения птиц и шуршания листьев из-за гула машин. В связи с этим, мы хотим обратить внимание детей к природе вокруг нас, к простым явлениям окружающего мира осенью, стимулируем любознательность и интерес детей к осеннему лесу, его обитателям и предметам. Фототерапия помогает детям сконцентрировать внимание на особенно важном для них, сфокусировать свой взгляд на чем-то необычном рядом с нами.
Публикация «План-конспект экскурсии в осенний лес „Глазами природы“ с детьми 6–8 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Возраст детей: 6-8 лет
Цель прогулки: формировать культуру общения с природой.
Задачи прогулки:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.
Развивающие:
1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
2. Стимулировать любознательность детей.
3. Воспитывать правильное поведение в лесу.
Оборудование и материалы: разноцветные корзины (коробки, пакеты, контейнеры, папки) красного, желтого и зеленого цветов; крупа, семечки и хлеб; фотоаппарат, картинки с изображением листьев разных деревьев и предметов в лесу.
Содержание экскурсии:
1. Вступительная беседа.
2. Основное содержание.
3. Подведение итогов.
Место проведения экскурсии: лес (п Кугеси).
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии.
2. Приготовить оборудование и материалы для проведения экскурсии.
3. Провести беседу о временах года и их признаках, об охране природы.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Чтение стихов.
3. Загадывание загадок.
4. Чтение рассказов о диких животных.
5. Слушание музыки «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
6. Побеседовать с учащимися о различных видах растений: деревьев, кустарников, мхов.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и техникой безопасности во время экскурсии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем на прогулку в осенний лес. Перед тем, как выйти, давайте повторим правила поведения в лесу. (Дети отвечают)
В лесу нельзя: громко говорить (кричать, включать громко музыку, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить.
В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня, ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.
Основная часть.
Учитель: Вот мы и пришли в лес. Назовите мне правила, которые мы с вами говорили? (Дети повторяют). Здесь нельзя кричать, потому что животные которые здесь живут могут испугаться, убежать и тогда Вы не сможете их увидеть. Поэтому сегодня мы с Вами будем разговаривать шепотом. Мы пришли в гости в лес, в гости к белочкам, ежикам и другим животным. А кто еще живет в лесу? (Дети отвечают).
Загадка.
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Учитель: В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с Вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с Вами будем их собирать.
Игра «Собери по цвету»
Учитель: Вот у нас три корзины. В каждую нужно сложить листья его цвета. В зеленую корзину - зеленые листья, в желтую – желтые, в красную – красные. Собираем только самые красивые листья, чистые, аккуратные. Большие и маленькие. Гладкие и шероховатые. Разные. (Дети собирают)
Игра «Найди такой же»
Учитель: Молодцы! А теперь давайте разглядим, какие вы собрали листья. Посмотрите на мои картинки и ответьте на вопрос: есть ли у нас вот такой лист? А вот такой? Давайте попробуем их найти. (Дети ищут)
Упражнение «Лесная находилка»
Учитель: В лесу есть не только листья, у некоторых деревьев есть шишки. Например, у елки или сосны. Давайте найдем их? А может быть нам попадутся по дороге желуди? Или какие-нибудь красивые веточки? Или пень? Мох? Может быть мы увидим нору или дупло? Или муравейник? А может быть животных? (Дети внимательно разглядывают лес вокруг себя).
Упражнение «Помоги животным»
Учитель: В лесу живет много животных. Давайте вспомним их. Кто живет в лесу? А что делают животные в лесу осенью? Правильно, готовятся к зиме. Делают запасы, собирают еду и складывают ее к себе в домик. Вот, например, белка любит кушать семечки. Давайте покормим ее. Она обязательно прибежит и заберет их к себе в дупло. А что едят птички, когда становится холодно? Посмотрите, в нашем лесу на деревьях добрые люди повесили кормушки. Зачем они? (Ответы детей) Давайте покормим птичек. Они очень любят крупу и хлеб. (Дети кладут корм для птиц в кормушки и наблюдают, как они подлетают и кушают).
Упражнение «Минута тишины»
Учитель: Сейчас мы с Вами будем слушать лес. Если закрыть глаза, сколько разных звуков можно услышать? (Дети закрывают глаза и внимательно слушают окружающие их звуки). Что Вы услышали? (Ответы детей) А слышали как стучит кто-то? Это дятел. Давайте попробуем разглядеть его среди ветвей деревьев.
Игра «Звуки животных»
Учитель: А теперь я предлагаю вам изобразить те звуки, которые вы сейчас услышали (звук дятла, фырканье ежика, трель соловья, чириканье воробья, шуршание листьев).
Заключение
Упражнение «Фототерапия»
Учитель: Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют)
Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.
В школе - создание коллективного коллажа с использованием собранных природных материалов и фотографий.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
2. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
3. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
4. Сурова, Дрызлова: Находилки. Гуляем и играем - познаем мир.
М: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.