Елена Ильина
План-конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в выпускной группе «Волшебный камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• уточнять и расширять знания детей о свойствах магнита;
• учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
• учить работать с таблицей;
• пополнить словарь детей терминами: магнитное поле, металлические предметы, магнитные свойства, притягиваться;
Развивающие:
• развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий через экспериментально-исследовательскую деятельность, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
Публикация «План-конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в выпускной группе „Волшебный камень“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация на тему «Применение магнита», образцы оформления результатов опытов, музыкальное сопровождение динамической паузы, металлические опилки, картон, коробка с камнями, среди которых есть магнит, картина с изображением поляны, бумажные бабочки и ромашки, магнитная доска.
Раздаточный материал: магниты, предметы, сделанные из разных материалов, листы бумаги, скрепки, магниты (большие и маленькие, дневники опытов на каждого ребенка, простые карандаши.
Предварительная работа: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты?»; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная геометрическая мозаика».
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Виды детской деятельности :
познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, рисование.
Планируемый результат :
интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.
Ход занятия:
В группу вносят коробку. Дети собираются около меня. Они стоят.
Воспитатель: Ребята, к вам пришла посылка. Но она необычная. Дело в том, что, когда я поставила ее на стол, то стали происходить необычные действия: к коробке потянулись разные предметы. Помогите разобраться в этих волшебных событиях. Как вы думаете, что может находиться в коробке? (Наверное, в коробке лежит магнит).
Я открываю коробку, дети видят, что в коробке есть камни, среди которых лежит магнит.
Воспитатель: Ребята, вы можете догадаться, почему магнит лежит в одной коробке с камнями? (Магнит – это камень). Ребята вспомните о том, что природа делится на живую и неживую. Куда мы отнесем камни. А как мы докажем, что этот камень - магнит? (Проведем опыты). А где проводят опыты и исследования? (В лаборатории). Я предлагаю вам стать юными лаборантами и провести опыты, чтобы исследовать его свойства.
Предлагаю детям сесть за столы и напоминаю о правилах поведения во время опытов в лаборатории.
Скажите, что такое магнит? (Магнит – это камень, притягивающий металлические предметы). Какой он на ощупь? (Твердый, холодный, гладкий, тяжелый. Дети берут в руки магниты и обследуют его тактильным способом).
Опыт 1.
Воспитатель: Уважаемые лаборанты, на столе лежит множество предметов из разных материалов. Как вы думаете, из чего они сделаны? (Резина, дерево, железо, пластмасса, бумага.) Если мы поднесем к ним магнит, что произойдет? (Ответы детей). Я вам предлагаю проверить правильность ваших предположений. (Индивидуальные вопросы в ходе опыта).
Дети работают по подгруппам, по очереди определяют правильность своих предположений.
Воспитатель: Мы сейчас с вами проделали первый опыт и получили результаты, которые предлагаю занести в наш дневник опытов. Результаты занесем в таблицу. Займите свои рабочие места. (Я заполняю демонстрационную таблицу, а дети работают в своих дневниках. Таблицу заполняем с помощью знаков «+» и «-»).
Воспитатель: Посмотрите на таблицу и сделайте вывод. Каким свойством обладает магнит? ( вывод: магнит притягивает к себе только железные предметы). (Дети повторяют вывод). Уважаемые лаборанты, вспомните, где мы можем встретить магниты дома или у нас в группе? (Ответы детей). Магниты применяют по-разному. Посмотрите, где их используют. (Просмотр слайдов презентации «Применение магнитов»).
Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии
Воспитатель: А сейчас давайте выясним, как магниты ведут себя с железными предметами на расстоянии. У вас на листе бумаги проведена линия, положите на неё скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Что произошло? (Ответы детей). А теперь держите магнит над скрепкой и потихоньку опускайте его. Что вы увидели? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать? ( Вывод: магнит действует на железные предметы даже на расстоянии). Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем. Юные лаборанты, вы знаете, что люди и всё окружающее находиться под действие такого магнитного поля. А магнитные свойства имеет наша планета Земля, которая с помощью магнитного поля удерживает все на своей поверхности.
Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Встаньте вокруг меня в круг. Я буду магнитом, а вы – различными предметами. Какими – я буду вам называть. Будьте внимательны: вы должны приближаться ко мне только тогда, когда я буду называть предметы, сделанные из железа.
Опыт 3. Магнитное поле можно увидеть. Дети стоя вокруг меня.
А сейчас я покажу вам магнитное поле. Скажите, мы видим магнитное поле вокруг магнита? (Нет). С помощью опыта мы сможем его увидеть. У меня есть картон. Я на него насыпала немного металлических опилок. Я подношу снизу картона магнит, что происходит с опилками? (Ответы) Они словно «оживают». Они топорщатся, рисуют узоры. А сейчас я полностью положу магнит под пятно с опилками. Что вы замечаете сейчас? (Ответы). Все опилки расположились вокруг магнита по определённым линиям. Это и есть линии магнитного поля.
Опыт 4. Магнитные свойства можно передать обычному железу. (Опыт провожу вместе с детьми. Дети рассаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Сейчас вы увидите, что магнит не только притягивает к себе металлические предметы, но также и передает свои свойства этим предметам.
- Я к магниту подвешу скрепку. Она что делает? (Притягивается). Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмём ещё одну скрепку и поднесём её ко второй. Всё делаем очень аккуратно. Образовалась цепочка из скрепок. А сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит. (Дети повторяют за воспитателем). Смотрите: цепочка не сломалась. Как вы думаете: почему? Скрепки притягиваются друг к другу потому, что пока находились рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Но скрепки обладают магнитными свойствами недолгое время. Скоро они распадутся и станут обычными.
Итог:
Воспитатель: Вам понравилось проводить опыты с магнитами? Давайте ещё раз назовём его волшебные свойства. Я начну, а вы продолжите.
- Магнит притягивает только …
- Магнит действует на металлические предметы на …
- Магнит передаёт свои свойства …
- Если вам сегодня было интересно, если вы хотите познакомиться с другими свойствами магнита, украсьте эту зелёную полянку бабочками и цветами (на магнитной доске – картина с изображением зелёной поляны, дети берут цветы или бабочек и с помощью магнитов украшают картину).