Татьяна Федоровна Афонина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: формировать у детей представления о свойствах твёрдых и жидких веществ. Развивать экологическое сознание. Развивать способности к преобразованию.
Материал: деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребёнка, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.
Методические указания
Воспитатель. Ребята, сегодня мы проведём опыты.
Я раздам вам всё, что понадобится для сегодняшнего занятия. (Раздаёт деревянные палочки.)
У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте её, постучите ей. Какая она? (Твёрдая.)
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Свойства веществ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Сколько у каждого из вас палочек в руках? (Одна палочка.)
А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.)
Сколько стало палочек? (Две палочки.)
Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.)
Палочка была целая, вы её сломали, и снова сделать её целой нельзя.
Вот вам по кусочку мела. (Раздаёт мел.)
Мелом пишут в школе на доске. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твёрдый.)
А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.)
Был один кусочек, а стало? (Два.)
Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.
Дети пытаются соединить кусочки мела.
Воспитатель. Не получается? (Не получается.)
А теперь отложите кусочки мела.
Подумайте и ответьте на вопрос:
деревянная палочка, и мел – что у них общего? (Они твёрдые.)
Правильно, и палочка и мел – твёрдые.
Если сломать что-то твё рдое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твёрдую игрушку- машинку, например, то твёрдое уже нельзя сделать целым- вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвёте листочек, то дерево уже не будет целым- оторванный листочек не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты- если твёрдое ломается, то обратно в целое не соединяется.
Воспитатель берё т большой кусок льда:
«Посмотрите- это один кусок льда. Сейчас мы его разобьём, и будет много кусочков». Разбивает лёд молотком, получается несколько кусков льда.
Воспитатель: «Попробуем соединить их в целое. (Берёт два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.)
Лёд твёрдый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт. (дает каждому ребё нку стакан с водой и пустой стакан и предлагает: «Сломайте воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два кусочка воды».
Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой. Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан
Воспитатель. Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Вода не твёрдая, а (жидкая). Всё жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.
Воспитатель раздаёт детям по кусочку пластилина.
Воспитатель. Пластилин какой? (Твёрдый).
Давайте помнём его пальцами. (Разминают).