Тараканова Людмила Вячеславовна
Песочная игро-терапия — нетрадиционная развивающая педагогическая технология. Рисование песком и на песке
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная игро- терапия – нетрадиционная развивающая педагогическая технология. Рисование песком и на песке
Из опыта работы.
Песок- один из многообещающих материалов в работе с детьми с ОНР. В песчаных струйках, высыпающихся из рук на плоскость есть что-то завораживающие, успокаивающее, погружающее в себя. Магии песка поддаются даже самые возбудимые и гиперактивные дети.
Публикация «Песочная игро-терапия — нетрадиционная развивающая педагогическая технология, Рисование песком и на песке» размещена в разделах
- Игры с песком
- Нетрадиционные техники рисования
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций, что позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и самовыражения ребёнка.
Рисованием песком можно успешно развивать интеллектуальные способности, логическое и абстрактное мышление, тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику; воспитывать усидчивость, речевые и коммуникативные способности у детей.
Рисование на песке, игры с песком крайне полезны для детей с общим недоразвитием речи.
Макеты пустыни, морского дна, речного берега, коллекции предметов связанных с песком, картинки нарисованные цветным песком, фрески, созданные самими детьми, прекрасный наглядный материал для придумывания слов, по заданной теме, игр со словами и звуками, составленных предложений и небольших рассказов.
(Макеты, картины, и др., предметы) находящиеся в нашем «Музее песка», созданным педагогами совместно с детьми и родителями.
Дети сами придумывают сюжеты и разыгрывают их на песке, сопровождая словами, передавая звуками шум моря, свист ветра, шелест сыплющего песка.
Рисование палочкой или пальцем на сухом или морском песке можно использовать и при знакомстве с буквами: воспитатель произносит звук, а ребёнок изображает соответствующую букву. Так же можно изображать слоги, короткие слова. Если ребёнок не уверен в себе, при, выполнении задания на бумаге, ошибку на песке легко исправить- это придаёт уверенности в себе.
Рисовать пальцем на песке легче, чем карандашом, а песок, легонько сопротивляясь, во время рисования легонько массирует детские пальчики, что способствует развитию тактильнокинестетической способности рук, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук.
На практике, используя различные варианты (методы рисования песком, я убедилась, что психотерапевтические и свойства песка очень ощутимы в работе с детьми в целом, том числе и коррекционной работе.
Рисование можно использовать в индивидуальной подгрупповой формах работы с детьми, принимать участие может и сам педагог, что усиливает эффективность результата работы, способствует развитию диалогической речи у детей.
Рисовать можно песком и на песке. Песок может быть мокрым или сухим, обычным речным, либо цветным.
Рисование песком на зеркале, стеклянной поверхности.
Юный художник сыплет песок, создавая образы, которые под влиянием его пальцев и кисточки, новых струек песка перетекают в другие. Создать таким способом узнаваемые образы с помощью песка трудно. Но детям нравится пересыпать песок из в руки, из одной ёмкости в другую. (Открывателем этого способа считают американскую художницу Керолайн Лиф, создавшую с помощью такой техники анимационный фильм).
Предлагаю несколько вариантов рисования с детьми.
Детям доставляет удовольствие рисовать на поверхности, покрытой слоем цветного пластилина (причём во время нанесения на поверхность пластилина развивается мелкая моторика рук.) При этом можно использовать стекло и дополнительный материал для нанесения контура для украшения рисунка (ракушки, камешки, семечки, мозаику, пуговицу, и. т. д. А песок захватывается в щепотку и пальцами рассыпать по гладкой поверхности.
Песок в кулёчке.
Ребёнку предлагают кулёчек с небольшим отверстием (маленькую воронку). Кулёчек наклоняют и наполняют сухим песком. Затем положение кулька изменяют ближе к вертикальному, позволяя песку сыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало или картонку. Движения рукой позволяют создавать разные кривые, линии. С приобретением опыта задания можно усложнять.
Педагог заранее рисует контурное изображение, на картинке ребёнок пытается сыпать песок, повторяя линии. Чтобы замедлить бег песка, кулёк надо наклонять, но при этом следить, чтобы он не пересыпался через край.
Рисование всеми пальцами рук.
Песок насыпается на гладкую поверхность, а художник видит по ней разными пальцами, оставляя линии.
Чтобы нарисовать ствол дерева надо провести линию двумя пальцами, а изобразить гнущиеся ветви сразу четырьмя.
Круглое дупло на дереве можно сделать одним пальцем, а изобразить морские волны, используя одновременно по четыре пальца каждой руки.
Можно чередовать приёмы, это придаёт неповторимость картине и разнообразит действие пальцев рук.
Рисование способом обводки собственной руки.
Этот способ можно использовать во время рисования как на сухом, так и на мокром песке.
Рисование на мокром песке требуют больших физических усилий, напряжение мышц пальцев растёт. Так же, можно использовать стекло палочку, рисовать можно пальцем рук, кулачками, косточками пальцев, зажав кисти в кулак.
Такие рисунки можно сделать, более яркими, украсив их ягодами рябины, бутонами живых цветов, камешками, ракушками, шишками и т. д. А края подноса украсить прищепками!
Рисование водой на песке.
С помощью стеки, пальца, нанести контур рисунка, а за тем маленькой лейкой, чайника повторить рисунок водой. При этом развивается не только мелкая моторика рук, но и зрительные адаптеры. Детей очень манит такой способ рисования.
С помощью песка можно создать композиции в стеклянных ёмкостях, наполняя их слоями цветного песка разной толщены.
Все способы рисования использованы мной в практической педагогической деятельности с детьми с ОНР и дали положительный результат в развитии познавательно- речевой сферы у дошкольников.