Департамент труда и социальной защиты
Песочная терапия: как проводить коррекционные занятия для детей с особенностями развития
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Песочная терапия активно используется в коррекционной педагогике и психологии. Педагог дополнительного образования ЦСПР «Дом детей» Александра Афанасьева рассказала, как организовать коррекционное занятие для детей с особенностями развития в домашних условиях.
Публикация «Песочная терапия: как проводить коррекционные занятия для детей с особенностями развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Для занятий с песком потребуется стандартное оборудование: песочница (юнгианская, световая, интерактивная) и сам песок (сухой кварцевый, кинетический, мокрый). Можно использовать тематические игровые наборы, фигурки сказочных героев, аксессуары, природные материалы (камни, ракушки, фасоль, орехи, шишки) и другие предметы. Если у ребенка аллергия на песочную пыль, лучше использовать аналоги песка – манку или поваренную соль.
«Как правило, песочная терапия направлена на стабилизацию и гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка, формирование у него коммуникативных навыков и развитие когнитивных процессов», – говорит Александра.
Манипуляции с песком специалисты условно разделяют на три типа. Первый – действия на поверхности, подразумевающие скольжение ладонями по поверхности песка, выполнение движений в разных направлениях.
Второй тип взаимодействия с песком – проникновение вглубь. Это пересыпание песка в емкости с разной величиной отверстия, поиск спрятанной в песке игрушки или картинки.
Третий тип работы с песком связан с более сложными сценариями – организацией сюжетов и созданием композиций.
Волшебная сила песка
Все приемы песочной терапии отражаются в играх: обучающих, познавательных и проективных.
«Необыкновенные следы». Ребенка просят выполнить несложные упражнения: «Прыгают зайчики» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Идут медвежата» – он кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
«Волшебные отпечатки на песке». Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют другими предметами, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, птички, цветочки.
«Песочные прятки». Ребенок руками или с помощью совочка или кисточки ищет предмет, спрятанный в песке. Варианты могут быть разные: поиски на ощупь, по схеме, по заданию, по словесному описанию.
«Угадай пальчик». Взрослый показывает ребенку, как песок из его руки сыпется в песочницу и на ладонь малыша. Затем просит ребенка закрыть глаза и сыпет ему песок на пальчики. Просит показать пальчик, на который попал песок.
«Норки для зайчика». Ребенок вместе с взрослым копает руками или совочком небольшие ямки-норки. Затем взрослый обыгрывает постройку. Например, берет игрушку-зайчонка, имитируя его движения. Зайчик «пробирается» в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для него замечательные домики.
Развитие ориентации в пространстве. Ребенок «расселяет» игрушки в песочнице с учетом заданий: кто-то хочет жить в правом верхнем углу, кто-то – слева от кого-то, кто-то – в круглом домике, кто-то – в квадратном. Ребенок выбирает и делает отпечатки нужной формы, закрепляя понятия сенсорных эталонов.
«Сказка на песке». Ребенок учится моделировать ситуацию сказки с использованием подручных материалов. Его задача – расположить предметы по всему песочному ящику и рассказать сказку.