Любовь Горшкова
Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?
Это зависит от вас, от того, когда начнёте, и как будете развивать его способности…» Б. П. Никитин. Высказывание Никитина наталкивает нас на вопрос о том, что способствует всестороннему развитию дошкольника? Игра! Ведь игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.
Публикация «Развивающая игра форма работы с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал — это понять природу счастливого детства.
Развивающие игры - это средство воспитания детей дошкольного возраста.
Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.
Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества, так и в окружающем ее социуме.
Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Он радуется, что узнал что-то новое. И эта радость является залогом успешного развития. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься, только тем, что ему будет интересно. Попытка «привить ребенку усидчивость», склоняя его делать что-то «через не хочу», может привести к противоположному результату: ребенок вообще откажется от занятий.
Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.
Рассмотрим наиболее важные функции игры:
1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.
2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
5. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Развивающие игры способствуют :
- развитию речи;
- развитию интеллектуальных способностей;
- развитие произвольности, то есть ребёнок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;
- развитие познавательной активности;
- развитие мелкой моторике (движение мелких мышц кистей рук);
- сформированность внутренней позиции школьника.
Несмотря на различную природу дефектов ОНР, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности:
- неполноценная речевая деятельность;
- отставание в формировании сенсорной, интеллектуальной, и аффективно – волевой сферы;
- недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения;
- снижена вербальная память, страдает продуктивное запоминание;
- отстают в развитии словесно – логического мышления, дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
- недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики;
- неравномерное протекание психологических и речевых процессов.
Работая в группе для детей с общим недоразвитием речи, я заметила, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррегирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Таким образом, у развивающей игры две цели : одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Педагоги и родители, желая благо ребёнку, могут перегрузить его занятиями, поэтому важно соблюдать условия, которые помогут достичь результата. Важно помнить, что ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведёт к успеху. Только их совокупность даст определённые результаты.
1) «Пища» для ума с раннего возраста, т. е. раннее начало;
2) Условия для опережающего развития способностей в игре, т. е. создание среды, способствующей игровой деятельности ребёнка и стимулирующей её;
3) максимальное напряжение сил в процессе игровой деятельности, достижение «потолка» возможностей, т. е. поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
4)обеспечение свободы в выборе деятельности, т. е. игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества;
5) помощь взрослых, т. е. педагоги и родители учатся не мешать ребёнку в самостоятельной деятельности, а ненавязчиво предлагают помощь.
Это значит, что грамотное применение само по себе даст толчок в развитии ребёнка.
Важной особенностью игры является правила, которые доводят до сознания детей ее игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Развивающая игра- это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные просчеты. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников. У всех развивающих игр есть правила :
1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Не обижайте ребёнка в игре. 3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. 4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале обязательное условие.
5. Начинать с более лёгких задач, потом переходим к более сложным задачам.
6. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней. 7. Берегите игры. Пусть они стоят в доступном месте для детей. 8. Фантазируйте, пока ребёнок не увлечётся процессом игры. 9. Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
10. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка.
11. Материал и оборудование должен завлекать детей в игру
Существуют следующие виды развивающих игр :
- дидактические;
-игры с предметами;
-настольно-печатные;
-словесные;
-игры с пальчиками;
-сюжетно-ролевые;
-творческие;
-подвижные.
Я хочу подробнее остановиться на пальчиковых играх. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. В пальчиковых играх практически не существует правил, они подходят детям любого возраста и помогают не только весело провести время, но и развить моторику и речь ребенка. Пальчиковые игры не имеют одного автора – они складывались годами, еще с тех времен, когда у родителей не было возможности заполнить время и внимание малыша различными игрушками. Тогда и зародились прототипы современных пальчиковых игр.
Специалисты по детскому развитию, доказали, что регулярные пальчиковые игры с детьми развивают мелкую моторику, речь и воображение ребенка. Кроме того, пальчиковые игры не требуют специального оборудования или оснащения, а также специфической подготовки. Они могут выполняться с использованием только рук или с помощью любых безопасных для ребенка подручных средств. Пальчиковые игры играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
а) регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
б) совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский.
Таким образом, результаты работы подтвердили, что использование игры являются эффективным методом обучения детей с ОНР в дошкольном возрасте.