Наталья Зарубина
Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта «Будем знакомы», с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток и на организацию педагогического процесса. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в ДОУ, и конечно, безусловное условие, взаимодействие с родителями маленьких воспитанников – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ.
Публикация «Методическая разработка развивающего занятия (песочная терапия) в рамках проекта „Будем знакомы“, с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Адаптация к условиям детского сада приходится в основном, на тот возраст (2-3 года, когда ребенок еще не может выразить свои переживания и страхи вербально, на помощь приходят игры с песком. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир маленького человека. Данный вид творчества, как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
• координации руки и глаза;
• создание условий развития предпосылок к овладению техническими изменениями – регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
• развитие мелкой моторики, посредством выполнения упражнений, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Предусмотренное использование художественного слова: проведение игр, рассказывание сказочных сюжетов для привлечения внимания детей. Помогает в фантазировании о том, кто и что будет рисовать, как изображать, какие формы, штрихи стоит использовать.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Кроме того, это отличный активный вид отдыха, который так необходим ребенку в период самостоятельного привыкания к новым, незнакомым, пугающим его условиям детского сада.
Родители с подачи специалистов охотно овладевают новыми способами взаимодействия со своими детьми, знакомятся с такими простыми и действенными игровыми технологиями, которые позволяют подобрать еще один ключик к пониманию своего ребенка. А с воспитателем раннего возраста Шипицыной Е. В., работающей над данным проектом удается много воплотить в жизнь, творчески организовать любое задуманное занятие в рамках песочной терапии, приходящей на помощь в период адаптации малышей. Желаю в вашей работе найти единомышленников и помощников!
«Сказка для Солнышка на песке»
(занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).
Цели занятия :
1. Познакомить родителей с новыми игровыми формами рассказывания сказок детям раннего возраста.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения у детей раннего возраста.
3. Активизация словарного запаса, посредством чтения русских народных сказок.
Предварительная работа:
С детьми – чтение сказок, рассматривание иллюстраций, использование игр драматизаций.
С родителями – консультации о значении чтения сказок для нервно-психического развития; гармонизации психоэмоционального состояния детей; изготовление книжек-малышек по сказкам, потешкам, песенкам. Мастер-класс «Читаем играя».
Оборудование:
Солнышко и тучка из цветного картона, песочница с подсветкой, песочные формочки, с изображениями сказочных персонажей., игрушки, предметы, бросовый материал для обыгрывания сказок на песке.
Участники: дети 2-3 лет. Количество детей не более пяти.
Ход занятия:
«Рада приветствовать вас в Волшебной комнате!» Специалист показывает детям картонную фигурку солнышка.
-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с педагогом подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.
- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним и расскажем Солнышку, как нужно правильно играть с песочком.
-Можно кидаться песком? (нет)
-Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)
-А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?
_ Теплый или прохладный?
-Шершавый или гладкий?
-Сухой или мокрый?
-Мягкий или твёрдый?
-Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
-Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.
-А теперь, послушайте сказку:
Утром Солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
И, откинув одеяло,
С нами в сказку пошагало.
Педагог предлагает детям сделать Солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось Солнышко.
– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.
-Получилось у нас солнышко? (да).
- Какое Солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
- Ребята, Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у Солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими.
– Давай погладим пальчиком длинные лучики.
-Ой, посмотрите, на полянку прискакали солнечные зайчики, принесли нам сюрприз! (Коробочка с крупным стеклярусом). Они тоже рады солнышку. (Дети дополняют песочный рисунок, выкладывая узоры из стекляруса). Поблагодарим зайчиков (дети благодарят Солнечных зайчиков).
Солнышко украсили, оно нас видит теперь и слышит. Давайте, расскажем Солнышку сказку, которую знаем - «Теремок» (педагог, одновременно рисует, а дети выкладывают формочки с подходящим изображением персонажей сказки и проговаривают роль персонажа).
Завершение:
«Вот, и сказочки конец, тот, кто слушал – молодец!»
Свободная деятельность детей:
(предполагается развитие воображения, памяти, речевого общения, творческих возможностей детей, формирование предпосылок диалоговой речи).
Заключение:
Солнце снова засветилось,
Засияло, заискрилось!
Дети благодарят песочек и Солнышко и. уходят мыть руки с Волшебным мылом (формирование культурно-гигиенических навыков).
Литература :
1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
2. Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С. 26 – 29
3. Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития : развитие естественнонаучных представлений /
4. Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.