Инна Артюшечкина
АРТ — Терапия с Детьми дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Шевченко Мария Николаевна работаю воспитателем в ГКУЗ АО СДР «Капелька», в группе 10 у нас человек детей. Все дети разные, со своих характером, темпераментом. Мы решили провести эксперимент по арт – терапии с трудными детьми и создали временный кружок «Цветик – семицветик». Своим опытом и результатом эксперимента я хочу поделиться с коллегами. Все знают что, творческие креативные занятия с детьми дошкольного возраста способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Публикация «АРТ — Терапия с Детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В последнее время все чаще педагогами, стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, в частности, технологии арт-терапии в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении. Особенно эти методы эффективны в работе с детьми дошкольного возраста. Ведь дети дошкольного возраста в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для педагогов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Использование арт-терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Важно еще и то, что на занятиях с элементами Арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности.
Работа с детьми не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел и работать с разнообразным материалом, Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности, мелкую моторику рук;
В процессе реализации креативных технологий наблюдается положительная динамика в поведении детей. С одной стороны, в процессе использования креативных технологий происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей в поведении.
В организация опытно – экспериментальной работы участвовали дети в возрасте 4-5 лет, в группе 12 человека. Мы взяли 4 человек для проведения опытно – экспериментальной работы и создали временный кружок «Цветик – семицветик».
Цель кружка:
1. Помочь детям справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, с повышенной тревожностью, жестокостью, агрессивностью и конфликтностью.
2. Формировать эстетической отношение к предметам и явлениниям, отражающими действительность, умение видеть и понимать прекрасное в жизни, пробудить художественное чувство, вкус, помочь детям ощутить себя художниками, посмотреть на мир глазами творца.
3. Воспитание наблюдательности, добросовестности, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.
4. Развивать креативные способности ребёнка, отобрав наиболее интересные, увлекательные способы рисования нетрадиционной техникой.
Задачи:
1. Помочь преодолеть страх перед материалами, перед чистым листом бумаги, перед красками. Используя различные изобразительные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности, научить видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, научить отличать и фиксировать в своём воображении всё прочувствованное, находить адекватный образ.
2. Развивать начальные навыки и приёмы работы с разнообразными материалами, формировать основы художественного вкуса и аккуратности.
3. Обучение детей культуре поведения на основе управления собой.
Познакомить с нормами поведения. воспитывать ответственности за поступок, уважения к взрослым, детям.
4. Получение и закрепление ЗУН в области изобразительного искусства.
Мы составили план занятий для детей 4-5 лет (36 занятий). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направленны на реализацию целей и задач, сформулированных вначале. Мы выбрали такие занятия по нетрадиционной технике рисования которые помогли детям справиться с их психологическими проблемами. Главная цель нашего кружка не научит ребёнка рисовать, а помочь ему справиться с его проблемами. И в то же время лёгким и доступным способом дети видят результат своей работы и испытывают положительные эмоции. Мы взяли четверых детей, через 6 месяцев тренировки тонких детских пальцев дети начали давать положительные реакции. В дошкольном возрасте полезны различные виды деятельности связанные с мелкой моторикой руки, поэтому мы взяли такие занятия как рисования мятой бумагой, пальчиками, ладошкой, клеевой кистью и. т. д. При обычном рисовании кисточкой ребенок переживает, бывает так, что ещё детская, неустойчивая рука повела не туда, ребёнок видит, что что-то не то и расстраивается до слез. В нашем эксперименте все занятия упрошены техникой выполнения, тем самым сокращается время и лучше становится результат работы. Эта техника креативного рисования не требует кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоционально пылких душах творчество. После эксперимента мы проанализировали поведение детей и увидели улучшения. Результаты диагностики показали, что уровень освоения занятий в нашем кружке повысился. Опыт работы показал, что овладение креативными технологиями изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
После проведённых занятий, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
Делая выводы, можно сказать, что в поведении детей наблюдается позитивная тенденция развития. В процессе занятий дети стали более раскрепощенными и более активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Мы считаем, что создание кружка «Цветик – семицветик» стоила затраченных средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию недостатков в воспитании безнадзорных детей, на реализацию попечительских функций, на снижение психоэмоционального напряжения, и на способствование личностному росту и самораскрытию. Наш кружок помогает детям справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, с повышенной тревожностью, жестокостью, агрессивностью и конфликтностью. Ребята научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. На занятии стали лучше понимать воспитателя. Диалогическая речь развита лучше, то есть дети стали более внимательными, с удовольствием рассказывают то, что они рисовали, уже не испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Дети стали более усидчивыми.
А ведь главное в нашей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.