Марина Журавко
Мастер-класс «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко»
Мастер-класс
«Пескотерапия в работе с дошкольниками»
Журавко Марина Сергеевна
2016 год.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил:
«Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления, заложенные
в человеческой психике».
Цель:
Публикация «Мастер-класс „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Повышение профессионального мастерства, инициативы и творчества участников мастер-класса.
Ожидаемый результат:
• Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
• Практическое освоение навыков работы с песком, вариативность их использования для реализации задач образовательных областей программы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Пескотерапия в работе с дошкольниками».
Все вы наслышаны о таком методе, как «песочная терапия». Возможности метода "песочной терапии" постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.
В ходе работы нашего мастер-класса вы познакомитесь с инновационной арт-терапевтической техникой основным инструментом, которой является уникальный по своему составу песок, то есть «кинетический песок», познакомитесь с методами работы с материалом нового поколения, и самое интересное – как самим сделать «кинетический песок»
1 часть.
Что такое песочная терапия?
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот).
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
В своей работе я используют с детьми дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Помощником в проведении занятий у меня является песочные герои.
- Можно ли строить замки из песка в группе? – ДА
- Время утекает ка песок?
- Играть с песком?
- Зарываться в песок приятно?
А знакомы ли вы с кинетическим песком, который пластичный, сыпучий, вязкий, он не рассыпается, а распадается как бы на крупинки.
Участники
Рецепт приготовления песка:
2 стакана песка (для шиншилл)
1 стакан крахмала
0.5 стакана воды
Насыпаем в емкость песок и крахмал, перемешиваем, и наливаем воду. Перемешали? Вот и всё, готово!
Что такое кинетический песок?
Кинетический песок - это инновационный песок от швецкого производителя Waba Fun, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. Появился в продаже относительно недавно.
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
С помощью этого песка у нас появляется возможность не только играть в песочнице. Ребенок играет не только руками, он играет весь, вся рече -двигательная система, мыслительная деятельность, воображение, эмоции. Очень многое зависит от движения рук, ног, пальчиков- вот как движется рука, так и подсознательно двигаются наши ноги, а, следовательно, и мысли (широко идет движение – ребенок широко мыслит, а узкое создано пространство, так и будет мыслить). Без работы рефлексов, без насыщенной радуги мира, эмоций – ребенок замыкается, сковывается. Поэтому, чтобы нашим детям все удавалось, они были успешными, нужно не мешать играть, а способствовать игре, правильно её направлять. А направлять нужно и руки и ноги, это имеет ещё и оздоравливающий эффект.
А какое удовольствие получают детки, когда ходят по песку, идет сцепление пальчиков ног, и автоматически идет выравнивание шейных позвонков, это очень важно для наших современных детей.
Игра «Что внутри?»
Развивает мелкую моторику, мыслительную деятельность, воображение, на ощупь определить фигуры, идет работа зрительного анализатора, включается 100% мозжечок, а это значит подтягиваются все мышцы глаза, убирается близорукость, укрепляются глазные мышцы.
Играя с песком, мы выносим наружу наши переживания, радость, мы на ощупь воспринимаем, что все течет, меняется. Можно разрушить или создать, разделить или соединить, стать твёрдым или податливым. Не осознано наши малыши понимают, мир вокруг и он в его руках.