Наталья Обухова
Консультация «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропало.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор.
Возьмём в игру подобно Богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Дмитрий Фролов
Что такое песочная терапия?
Публикация «Консультация „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочная терапия – одна из разновидностей артерапии, который стоится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния.
Несознательная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внешнего мира во внешний и делает зримым» Дора Кальф.
История возникновения
Корни пескотерапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу.
Воспитывая своих сыновей он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов. Чтобы выразить свои чувства.
Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - словарь не достающих в языке слов. По следам детских игр – вышла его книга «Игры на полу». Идею подхватил педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своём кабинете.
Техника,создания, по сути перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинете юнгианских аналитиков.
Песочная терапия продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить не выразимое.
Песочная терапия в России.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно не давно.
Её применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии. Пробудили собственные креактивные силы русских психологов и педагогов Прежде всего песочная терапия в России использовалась, как дополнительный инструмент, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм.
Основная цель песочной терапии :
Достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.
Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия Эго с глубинным источникам- психологической жизни целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека самодетерминации и саморазвития.
Пескотерапия используется в следующих способах
Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребёнка посредством глубокой возрастной регрессии;
Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного,его включение в сознание;
Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных слоёв психики;
Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики,выведение их из глубины бессознательного и интеграция сознание.
Формы песочной терапии
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая специфическими задачами и её продолжительностью и могут применяться:
С целью диагностики;
С целью оказания первичной психологической помощи;
В процессе краткосрочной психотерапии;
В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия
Возможности пескотерапии заключается в гармонизации и упоряточнение внутреннего состояния клиента посредством включения нескольких механизмов.
Проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне.
Проживание негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.
Изменение к самому себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к значимым событиям.
Укрепление (пробуждение) доверие к миру, развитие новых открытых продуктивных отношений.
С помощью игры и песка люди проникают в глубину своего сознания.
Песочная терапия успешно используется в: Трудности в общении; Взаимоотношение детей и родителей;Кризисные ситуации (развод, переезд);Психологические травмы;Расстройства настроения;Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;Проблема поведения (агрессия)
Противопоказания к использования пескотерапии :Аллергия на пыль;Нарушение кожных покровов рук. -негативная установка по отношение к песку.
Оснащение кабинета песочной терапии.
Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером(49,5x72,5x7см, часто используются другие пропорции 50 x70x8см или 49x70x10см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные её фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой для мокрого песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашена в голубой цвет символизирующий воду и бессознательное,снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Но цвета бортов можно иногда изменять добавляя технику цветотерапии.
А так же для песка используются круглые ёмкости. Песок занимает примерно одну треть объёма ящика, он должен быть чистым просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и,желательно достаточно свтлым. Важно чтобы он был приятен на ощупь. В закрытых домашних условиях песок нужно раз в месяц просеивать и прогревать.
2 Технические устройства
Фотоаппарат и набор фотоплёнок
Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа. персонажи сказок легенд мифов, боги и богини разных народов, колдуны ведьмы и прочие.
Животные (наземные, летающие, водные обитатели,как дикие так и домашние, а так же вымершие доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и пегас)
Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота,здания имеющие специальное предназначения (вокзалы, больницы, школы,храмы различных религий.
Продукты питания, домашняя утварь,орудия труда.
Деревья, цветы, кусты и другие растения.
Природные материалы камешки,мох, кора деревьев,ракушки, пёрышки, сухие ветки,засушенные цветы.
Небесные объекты (солнце, луна,звёзды,радуга и прочие).
Транспортные средства (воздушные,наземные, подводные)
Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
Монеты,пуговицы,ювелирные изделия,нитки, кусочки кожи и меха.
Миниатюрные музыкальные инструменты
Миниатюрные часы, весы, маятник.
Ритуальные предметы
«Мультяшные» персанажи
Материалы песочной терапии
Используются две группы материалов.
К 1 группе относится песок и вода. Ко 2 группе материалов относится различные предметы, используемые в песочной терапии все они обладают определённым содержанием, делятся на разные группы и вызывают у клиента различные реакции
Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии : металл, камень, стекло и кристаллы,минералы,дерево,раковины,кости,перья,пласмасса.
Основные принципы игр на песке:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно.
Интерактивный театр
Ключевая идея интерактивного театра-активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А так же гармонизация психоэмоционального состояния зрителя. Для этого используется техника пескотерапии.
Зрители имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры,используя миниатюрные фигурки и природные материалы.
Таким образом интерактивный театр даёт возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их, что-то изменяя в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса,гармонизируя внутренние переживания.
Личность терапевта
На песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента, поэтому необходимо «присоединившись» к клиенту следовать за ним, доверяя собственной личности и профессиональной интуиции.