Приложение МААМ

Консультация «Песочная терапия»

Наталья Обухова
Консультация «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы

Что нужно для игры в песок?

А нужно в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропало.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор.

Возьмём в игру подобно Богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Дмитрий Фролов

Что такое песочная терапия?

Публикация «Консультация „Песочная терапия“» размещена в разделах

Песочная терапия – одна из разновидностей артерапии, который стоится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния.

Несознательная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внешнего мира во внешний и делает зримым» Дора Кальф.

История возникновения

Корни пескотерапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу.

Воспитывая своих сыновей он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов. Чтобы выразить свои чувства.

Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - словарь не достающих в языке слов. По следам детских игр – вышла его книга «Игры на полу». Идею подхватил педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своём кабинете.

Техника,создания, по сути перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинете юнгианских аналитиков.

Песочная терапия продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить не выразимое.

Песочная терапия в России.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно не давно.

Её применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии. Пробудили собственные креактивные силы русских психологов и педагогов Прежде всего песочная терапия в России использовалась, как дополнительный инструмент, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм.

Основная цель песочной терапии :

Достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.

Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия Эго с глубинным источникам- психологической жизни целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека самодетерминации и саморазвития.

Пескотерапия используется в следующих способах

Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребёнка посредством глубокой возрастной регрессии;

Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного,его включение в сознание;

Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных слоёв психики;

Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики,выведение их из глубины бессознательного и интеграция сознание.

Формы песочной терапии

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая специфическими задачами и её продолжительностью и могут применяться:

С целью диагностики;

С целью оказания первичной психологической помощи;

В процессе краткосрочной психотерапии;

В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия

Возможности пескотерапии заключается в гармонизации и упоряточнение внутреннего состояния клиента посредством включения нескольких механизмов.

Проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне.

Проживание негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.

Изменение к самому себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к значимым событиям.

Укрепление (пробуждение) доверие к миру, развитие новых открытых продуктивных отношений.

С помощью игры и песка люди проникают в глубину своего сознания.

Песочная терапия успешно используется в: Трудности в общении; Взаимоотношение детей и родителей;Кризисные ситуации (развод, переезд);Психологические травмы;Расстройства настроения;Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;Проблема поведения (агрессия)

Противопоказания к использования пескотерапии :Аллергия на пыль;Нарушение кожных покровов рук. -негативная установка по отношение к песку.

Оснащение кабинета песочной терапии.

Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером(49,5x72,5x7см, часто используются другие пропорции 50 x70x8см или 49x70x10см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные её фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой для мокрого песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашена в голубой цвет символизирующий воду и бессознательное,снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Но цвета бортов можно иногда изменять добавляя технику цветотерапии.

А так же для песка используются круглые ёмкости. Песок занимает примерно одну треть объёма ящика, он должен быть чистым просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и,желательно достаточно свтлым. Важно чтобы он был приятен на ощупь. В закрытых домашних условиях песок нужно раз в месяц просеивать и прогревать.

2 Технические устройства

Фотоаппарат и набор фотоплёнок

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа. персонажи сказок легенд мифов, боги и богини разных народов, колдуны ведьмы и прочие.

Животные (наземные, летающие, водные обитатели,как дикие так и домашние, а так же вымершие доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и пегас)

Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота,здания имеющие специальное предназначения (вокзалы, больницы, школы,храмы различных религий.

Продукты питания, домашняя утварь,орудия труда.

Деревья, цветы, кусты и другие растения.

Природные материалы камешки,мох, кора деревьев,ракушки, пёрышки, сухие ветки,засушенные цветы.

Небесные объекты (солнце, луна,звёзды,радуга и прочие).

Транспортные средства (воздушные,наземные, подводные)

Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

Монеты,пуговицы,ювелирные изделия,нитки, кусочки кожи и меха.

Миниатюрные музыкальные инструменты

Миниатюрные часы, весы, маятник.

Ритуальные предметы

«Мультяшные» персанажи

Материалы песочной терапии

Используются две группы материалов.

К 1 группе относится песок и вода. Ко 2 группе материалов относится различные предметы, используемые в песочной терапии все они обладают определённым содержанием, делятся на разные группы и вызывают у клиента различные реакции

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии : металл, камень, стекло и кристаллы,минералы,дерево,раковины,кости,перья,пласмасса.

Основные принципы игр на песке:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно.

Интерактивный театр

Ключевая идея интерактивного театра-активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А так же гармонизация психоэмоционального состояния зрителя. Для этого используется техника пескотерапии.

Зрители имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры,используя миниатюрные фигурки и природные материалы.

Таким образом интерактивный театр даёт возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их, что-то изменяя в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса,гармонизируя внутренние переживания.

Личность терапевта

На песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента, поэтому необходимо «присоединившись» к клиенту следовать за ним, доверяя собственной личности и профессиональной интуиции.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» .

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Уважаемые коллеги! - Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель.

Песочная терапияПесочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Занятие в средней группе. Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Тема: Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Коррекционно – развивающее занятие – игры с песком с детьми с несформированной коммуникативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Песочная терапия»
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 21:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Песочная терапия»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Обухова (УИ 387972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД