Получи документы

Консультация для воспитателей «Песочная терапия»

Елена Старикова
Консультация для воспитателей «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей.

«Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложенные

в человеческой психике».

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии

Песочная игротерапия.

Публикация «Консультация для воспитателей „Песочная терапия“» размещена в разделах

Принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг швейцарским психологом и философом. Его ученица Дора Калфф создала метод «песочная терапия». Игра с песком, как консультативная методика была описана педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. «Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. Благодаря Олегу Альбертовичу Старостину, кандидату медицинских наук, психотерапевту, автору множества методик работы с различными сыпучими материалами, появилось и стало стремительно развиваться новейшее направление в песочной терапии – плассотерапия (плассо – леплю, терапия – лечение, оздоровление). В сочетании с грамотной методикой, разработанной опытным психотерапевтом, свойства кинетического песка (его пластичность, вязкость, но вместе с тем сыпучесть, изменчивость) оказались идеальными для глубоких психотерапевтических проработок.

Песочная терапия — один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот).

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В своей работе я используют с детьми дошкольного возраста «педагогическую» песочницу. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Возможности метода "песочной терапии" постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.

"Кинетический песок" – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой, является уникальный по своему составу песок. До него дотрагиваешься – он "движется", "оживает". С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с маленькими детьми, а также в специальных условиях (больницы, детские сады, школы). Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых

Песок занимает и успокаивает ребенка. Развивает творческие и когнитивные навыки.

• Игры с песком прекрасно развивают моторику рук и воображение.

Песок пластичный - с ним так просто играть. Не нужно разводить водой - песок всегда влажный.

• Идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии и релаксации.

• Приятный и влажный, как морской песок, не пачкается и имеет нейтральный запах

• Кинетический песок легко собирается, благодаря особому составу (98% кварцевого песка и 2%силикона.)

• Не требует особых условий хранения и занимает мало места.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;

Чему научится ребенок, играя с кинетическим песком?

• Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).

• Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

• Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.

• Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

• Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.

• Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

• Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.

Работа с кинетическим песком».

Оздоровительные:

сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

Образовательные:

побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

Воспитательные :

способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

развивать любознательность;

обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ;

вызвать у детей радость от общения с окружающими.

Работа с кинетическим песком обладает целым рядом положительных моментов:

простота;

возраст ребенка;

эстетичность;

пластичность;

безопасность и экологичность.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность:

Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

Формировать установку на положительное отношение к себе;

Способствовать успешной адаптации;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

Развивать творческий потенциал;

Формировать коммуникативные навыки;

Тренировать мелкую моторику рук.

На математике можно предложить детям создать геометрические фигуры – это гораздо интереснее, чем на бумаге;

При подготовке к обучению грамоте можно писать на песке. Детям не страшно ошибиться, то не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку; Во время занятий речевым развитием можно предложить детям изобразить небольшой сюжет и сочинить рассказ или сказку.

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:

В ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди. Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать. Надо быть активным, смелым, добрым, сильным. А еще желательно делать все внимательно! (А. Густышкин)

Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить: Горы, реки и моря,чтобы жизнь вокруг была дети, поняли меня?

Игры с кинетическим песком: «Норки для мышки», «Я пеку, пеку, пеку», «Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке», «Физминутка с ежиком», «Отпечатки», «Игра на пианино», «Собери грибы», «Хлеб», «Секретки», «Угадай-ка», «Страна слов», «Мое имя», «Бусы для мамы».

«Норки для мышки» Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку». Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Волшебные отпечатки на песке». Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Устроим физминутку и вместе с ё жиком соберем грибочки: Вот идёт колючий ёж, (идём по кругу) он на елочку похож, (пальчики растопыриваем) все грибочки он собрал (наклоняемся, «собираем» грибочки) и домой он зашуршал (идём, шурша по полу).

Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь, критики.

Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности

«Заборчики». Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

«Отпечатки». Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино». Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Собери грибы». «Ты корзину в лес бери, там грибы мне собери. Удивишься ты, мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Рыжики, волнушки найди-ка на опушке!»

«Хлеб». Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки! Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») затем произвольно лепит изделия.

«Секретики» игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры. «Угадай-ка» в песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Бусы для мамы» «Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Рекомендации для воспитателей.

Помогайте детям действовать независимо;

Наблюдая и оценивая, определяйте сильные и слабые стороны детей;

Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем;

Подходите ко всему творчески.

Увлекательных вам игр!

Публикации по теме:

Песочная терапия. Мобильный песочный столикПесочная терапия. Мобильный песочный столик У нас в садике прошёл конкурс "Развивающая среда". Очень много было придумано интересного. Хочу поделиться с вами одной идеей. Не в каждой.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Инновационные технологии. Песочная терапия В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Я работаю в логопедической группе. Хочу.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Консультация для воспитателей «Арт-терапия для детей» Консультация по теме: «Арт – терапия» Арт-терапия – лечение через творчество - Арт – терапия для детей. Изобразительная деятельность очень.

Мастер-класс «Песочная терапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Солнышко» Мастер-класс «Пескотерапия в работе.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапия как инновационный метод работы с детьмиПесочная терапия как инновационный метод работы с детьми В последнее время, по результатам исследований, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперрактивности, в коррекции.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Песочная терапия»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 19:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Песочная терапия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Старикова (УИ 443105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД