Ольга Виноградова
Современные музыкально-ритмические движения в обучении дошкольников танцам
▼ Скачать + Заказать документы
Современные музыкально-ритмические движения в обучении дошкольников танцам
В настоящее время, в век очень быстрой смены картинок, обилия информации и разнообразия деятельности, всё более соединяются жанры песни и танца. Если в 70е-80е годы ХХ века было привычно видеть эстрадного певца, статично исполняющего песню в микрофон под сопровождение такого же статичного оркестра, то сейчас это просто невозможно. Если исполнитель неподвижен, его просто не будут слушать, он неинтересен в жанре популярной музыки. Растёт в геометрической прогрессии число коллективов, подобных шоу-балету «ТОДЕС», которые выступают вместе с певцом, придавая песне динамичность и яркие краски. Двигается под музыку песни в силу своих возможностей и физической подготовки и сам вокалист.
Публикация «Современные музыкально-ритмические движения в обучении дошкольников танцам» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В молодёжной среде живёт и развивается жанр танцевального флешмоба. На всех континентах в самых разных странах люди начали выходить на городские площади, собираться в группы (иногда огромные) и танцевать. Синхронные современные движения, особенно если они хорошо отрепетированы, смотрятся завораживающе. Это всегда взрыв эмоций, радости, позитива, хорошего настроения. А интернет позволяет дистанционно изучить предлагаемый рисунок танца и войти в число участников акции во всеоружии. Люди знакомятся, встречают новых друзей, начинают смотреть на мир позитивно, развивают коммуникабельность.
Именно поэтому очень важно сегодня развивать у ребёнка навык двигаться под песню, совершать движения, исходящие из её смыслового развития, как текстового, так и музыкального. И жанр привычного дошкольного танца (полька, вальс, марш, галоп, подскоки) уже не может заполнить нишу, которая должна быть насыщена новым смыслом, новыми навыками, новыми современными направлениями.
Здесь необходимо использовать одну известную детскую особенность — если музыка нравится, у ребят возникает желания двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплёскивают» свои эмоции, «переживают» ритм. А это отличная предпосылка для творческого процесса. И если в ясельной и младшей группах детского сада происходит разделение видов деятельности, и песню и танец приходится представлять на праздниках раздельно (детям ещё трудно петь со словами и осуществлять заданные движения одновременно, то к возрасту старших дошкольников дети приходят к готовности синтезировать оба направления «в одном флаконе». И тут возможности поистине безграничны. При разнообразии музыки, представленной в просторах интернета, всегда можно выбрать именно такую, в которую дети влюбляются сразу, и их готовность с удовольствием двигаться под её звучание работает на результат. В итоге детям интересно исполнять номер, а зрителям — смотреть на выступление.
Можно заметить, что даже самые маленькие исполнители в ясельных группах с большим энтузиазмом воспринимают сочетание песни и движения. И в этом нежном возрасте обязательно встречаются такие детки, которые, едва научившись говорить, уже пытаются подпевать звучащему голосу и двигаться одновременно. Эта задача сложнее, чем их возрастные возможности, но успешные исключения можно увидеть достаточно часто.
Особо хочется отметить работу с предметами в подготовке песни с движением. Самый разнообразный реквизит – помпоны для черлидинга, маракасы, цветы, веера, пистолеты, трости – не только придают характерный, а иногда и национальный колорит всему номеру, но и подогревают интерес маленьких исполнителей к происходящему. На начальном этапе работы над песней с движением незнакомые предметы могут несколько отвлекать детей, но первое любопытство проходит, реквизит становится неотъемлемой частью постановки. Малыши уже сами вспоминают о нём, едва зазвучит знакомая музыка. Пластика рук в раннем возрасте ещё несовершенна, и предмет является в номере большим подспорьем – исчезает ощущение «мешающих ручек, которые некуда деть». Ручки заняты очень интересным делом.
Если предмет, выбранный для постановки, является ещё и музыкальным инструментом (маракасы, тамбурин, колокольчик и даже простые погремушки, он может в определённый момент песни звучать и придавать дополнительную краску. Работа с таким реквизитом становится важным навыком в развитии чувства ритма.
Через синхронную пластику вместе с пением дети учатся координации, умению слушать друг друга, работать в коллективе над общей задачей. Они радуются, когда возникает хороший результат. Помимо этого, если номер поставлен на нескольких детей, у ребёнка исчезает боязнь что-то сделать не так, ошибиться. Он не один, его поддерживает коллектив! Постепенно страх перед сценой сменяется умением выступать публично, что бесспорно пригодится во всей последующей жизни.
Современные музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшают физическое развитие ребёнка и, подобно пальчиковой гимнастике, развивают образное мышление и фантазию. Активизируется деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.
На этот вид творческой деятельности ребёнка давно обратили свой взгляд признанные педагоги и методисты в сфере музыкального развития детской личности. Например, в трудах замечательных петербургских педагогов дошкольного музыкального образования И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, таких как «Ладушки», «Праздник каждый день», «Этот удивительный ритм», ему уделяется пристальное внимание. А тот факт, что дети получают истинное удовольствие от пения с движением, наполняет их музыкальные занятия новым смыслом. Этот вид деятельности даст им в будущем возможность легко входить в коллективный творческий процесс, без которого невозможна современная жизнь.