Валентина Максимова
Перспективный план работы в старшей и подготовительной группах по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать +Заказ
1-я День знаний Формировать позитивные установки к будущей учебной деятельности.
Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу.
Помочь сделать вывод о необходимости получать образование.
Формировать позицию будущего школьника. Формировать представления о празднике «День знаний». Закрепить знания правил дорожного движения, правил поведения на улице и в помещении.
Беседа о школе «Что я знаю о школе», «Кем хочу стать», «Почему нужно ходить в школу?», «Зачем человеку учиться»
Чтение Л. Н. Толстой «Филиппок», А. Барто «Первоклассница».
Выставка рисунков «Я скоро пойду в школу».
Публикация «Перспективный план работы в старшей и подготовительной группах по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Использование образцов формул речевого этикета
-Организация проблемных ситуаций «Что делать, если книга порвалась?», «Как помириться с товарищем»
Просмотр мультфильма, соответствующего заявленной теме
2-я Моя страна Приводить детей к усвоению моральных и нравственных ценностей сообщества.
Вызвать интерес к достопримечательностям родного села, стремление запечатлеть их в рисунках.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
Продолжать воспитывать гражданские чувства.
Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам. -Систематизировать представления о родной стране
Знакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн)
Дать понятие «малая Родина»
Знакомить с достопримечательностями родного края
Развивать умение позитивно оценивать творческие работы сверстников
Формировать навык высказывать свое мнение, выбирать работы сверстников
Выставка детских рисунков: «В нашем селе праздник»,
«Памятные места в моем селе», «Моя улица»
3-я «Урожай» Увлекать детей играми с готовым содержанием и правилами. Пробудить игровое творчество, совместно придумывать сюжеты.
Развивать познавательную мотивацию.
Закреплять представления о сельскохозяйственном труде.
Упражнять в коллективном строительстве. Проблемная ситуация
«Как сохранить пользу овощей и фруктов»
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
-Проведение дидактических игр «Угадай на вкус», д/и «Во саду ли в огороде», «Лукошко».
Составление рассказов о выращивании овощей и фруктов на, огороде, в поле.
4-я «Краски осени» Формировать позитивное отношение к миру и себе, определение ребенком своего места в социокультурном пространстве
Формировать моральные и нравственные ценности.
Закреплять умение распределять работу в подгруппе, работать согласованно. Проведение дидактических игр «С какого дерева листочек», «Четыре времени года»
- Организация сюжетно-ролевых игр «Лесная аптека», «Путешествие в осенний лес»
- Ситуативная игра «Завтрак на природе»
- Игровые проблемные ситуации «Что в природе изменилось»
Октябрь
Неделя Тема недели Задачи Формы работы
1-я Животный мир. Продолжать формировать представления об опасности при взаимодействии с животными
- Развивать осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, расширить знания о способах привлечения взрослых на помощь, в соответствующих обстоятельствах
Воспитывать нравственные качества, гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них.
- Развивать умение позитивно оценивать творческую работу сверстников Пластические этюды «Угадай, кто это»
- Театр-экспромт «В лесном царстве»
- Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», по темам мультфильмов с участием персонажей-животных
- Дидактическая игра «Где, чей детеныш?», «Правила поведения в природе», «Можно-нельзя»
2-я «Я – человек» Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками
- Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям
Беседы по теме
«Кто Я»
«Мы мальчики и девочки»
«Кому какие дают имена»
«Как порадовать друга»
«Мои эмоции»
- Дидактическая игра «Что у тебя, а что у куклы?», «Мальчики и девочки», «На кого я похож», «Человек и животное», «Найди ошибку», «Собери портрет», «Весело-грустно».
3-я «Народная культура и традиции». Развитие потребности и желания в познании творчества народной культуры
- Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями
- Углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел.
- Пробуждать интерес к талантам народных умельцев Дидактическая игра «Узнай узор», «Чей сувенир?», «Составь узор», «Угадай время года по примете»
- Хороводная игра «Шла коза по лесу»
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
- Настольно печатная игра «Русские узоры»
- Викторина «Народный фольклор»
4-я «Наш быт» Продолжать знакомить с историей на примере эволюции мебели.
Закреплять представления о необходимости правильно устраивать свой быт, возможности бережной эксплуатации с целью сбережения сырья.
Познакомить с творчеством А. П. Чехова. Конкретизировать представления о труде взрослых, представления о жизни человека в городе
- Воспитывать бережное отношение к предметному миру
- Формировать осознанный способ безопасного поведения
- Закреплять у детей представления об источниках опасности в доме
Рассматривание иллюстраций.
Экскурс в историю «Как возникла мебель?»
Беседа «Из чего сделана мебель?», «Сколько мебель может послужить человеку?».
Конструирование «Мебель для куклы».
- Игра-инсценировка «Устроим кукле комнату»
Поделки из природного материала.
ком/и «Идем в гости», введение и использование фраз «Здравствуйте, мы так соскучились…», «Как вы хорошо выглядите…», «Мы думали о вас и поэтому приготовили вам подарок…»,
Ноябрь
Неделя Тема Задачи Формы работы
1-я «Дружба» Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
- Формировать представление о хороших и плохих поступках. Умение анализировать и делать выводы.
- Познакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей.
- Развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.
Взаимодействовать с учреждениями социума.
Способствовать пониманию значимости приобщения к культуре.
Беседа «Дружбой дорожить умейте!», «Давайте никогда не ссориться!»
- Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
- Игра «Угадай настроение»
- Просмотр мультфильмов на тему дружбы
- Ситуация-общение «Утешение», «У постели больного»
- Игра-упражнение «Пожалуйста», «Передай другому»
- Развивающие ситуации : «Если друг в беде»
- Игры драматизации на сюжеты знакомых сказок;
- Развивающие ситуации : «Правила вежливости», «Живут на белом свете добрые слова»,
- Игра рассуждение «Знакомство», «День рожденья друга», «В театре», «Поздравление и пожелание»,
- Образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
- Игровая ситуация «Вы сказали здравствуйте», «Не сориться не ругаться друг на друга»;
2-я «Транспорт» Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр: расширять самостоятельность детей в выборе роли, разработке и в осуществлении замысла, развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры, формировать умение у детей договариваться о том, что они будут делать.
- Расширить представления о структуре трудового процесса. Воспитывать уважение к труду взрослых. Поддерживать желание помогать взрослым.
- Режиссерская игра с маленькими машинками с использованием модели улицы (дома, проезжая часть) «За рулем»
- Ремонт игрушечных машинок вместе с воспитателем.
-Дидактические игры: «Найди чем отличаются», «Почини машину»,
- Сюжетные игры с длительным сюжетом, с соединением нескольких сюжетов «Морское путешествие», «Путешествие по Родной стране», «Дом – гараж – магазин»… Уточнение частей (в том числе и внутренних) транспортного средства их расположения и назначения. Уточнение материала из которого сделан транспорт
3-я «Здоровейка» Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни
- Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты
- Приучать детей к внимательному отношению к собственному здоровью, учитывать особенности своего организма (аллергия, плохое зрение и т. п.).
- Формировать представления о правилах ухода за больными, развивать эмоциональную отзывчивость и чуткость.
- Прививать детям культурно-гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными.
- Познакомить детей с правилами первой помощи.
- Развивать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить : спасибо, пожалуйста, мне было не трудно, обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
- Развлечение «Доктор Айболит в гостях у детей»
- Упражнения для совершенствования навыков пользования столовыми приборами.
- Ситуативные беседы о правилах поведения за столом во время приё ма пищи: воспитывать культуру поведения за столом для психологического комфорта при приеме пищи;
- Дидактические игры «Чудесный мешочек» (развитие сенсорного опыта, «Далеко-близко, высоко-низко» (профилактика нарушения зрения, развитие глазомера, «Подбери пару» (соотнесение предметов на картинках с действиями, закрепление навыков самообслуживания,
4-я «Кто как готовится к зиме»
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; побуждать заботиться о животных, беречь природу. Обогащать представления о таких личностных качествах как хитрость, храбрость, трусость, хвастовство, доверчивость, доброта
- Учить одеваться в соответствии с погодой
- Подводить к пониманию последствий своих поступков, их влияние на эмоциональное состояние других людей
- Формировать нравственное отношение к природному миру, учить детей подкармливать птиц зимой
Беседа «Чем похожи и чем отличаются люди и животные?», «Как животные заботятся о своих малышах?»,
Игровая ситуация «Что будет если?»
Рассматривание иллюстраций по теме.
Рисование и выставка детских работ по теме.
Составление макетов природных зон.
Чтение Р. Киплинг «Маугли».
Беседа «Какие звери живут в зоопарке?»
Конструирование «Вольеры для животных в зоопарке».
Ритмическая игра «У оленя дом большой»» дидактические игры «Пантомима» (изображение животных, «Где ежик?», «Подбери пару», «Найди свой любимый цвет», «Собери фигуру животного», «Восстанови порядок», «Подбери действие» и др. ;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить : спасибо, пожалуйста, мне было не трудно, обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
Декабрь
Неделя Тема занятий Задачи формы работы
1-я Здравствуй, зимушка-зима!» Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзииРасширять представления детей об особенностях деятельности людей зимой в городе, на селе; о безопасном поведении зимой
- Учить соблюдать правила и меры безопасности при катании с ледяных горок, на лыжах, коньках, ледяных дорожках, при переходе улиц дидактические игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Рассматривание иллюстраций по теме.
Чтение С. Маршак «12 месяцев».
Составление рассказов «Герои сказки», «Кто из героев сказки нравится (не нравится) больше и почему?»
Имит. упражнение «Покажи мимикой и жестами, что тебе холодно…»
Беседа «Зимняя погода» (по календарю).
2-я «Город мастеров» Рассказывать детям об искусстве, традициях и быте разных народов, населяющих родной край (особенности строений, предметы быта, национальная одежда и т. д.);
Закреплять навыки безопасной работы с ножницами, иголкой, стекой и т. п. ;
-продолжать формировать представления о народных промыслах, художественных ремеслах;
Воспитывать уважение к трудовым профессиям;
Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон открытие «Мастерской Деда Мороза»;
- игровые ситуации: «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Потанцуем и найдём волшебные слова», «Кто скорее построит дом», «Ночное путешествие в канун Нового года»;
ситуативный разговор с целью совершенствования культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой и благодарить;
3-я «Новогодний калейдоскоп» Активизировать представления о народных традициях и праздниках.
Развивать умение организовывать знакомую народную игру, исполнять роль ведущего.
Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Закладывать основы праздничной культуры;
- Создать эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке;
- Приобщать к коллективной трудовой деятельности Беседа «Как отмечают Новый год в разных странах?»
Коллективная постройка снежной крепости на
площадке.
Народные игры и хороводы.
Беседа «Что ты ждешь от нового года?» проведение игр- импровизаций по мотивам сказок.
- проведение театрализованной деятельности: куклы би-ба-бо, маски «Помоги сказочному герою разучить новогодний танец (песню)».
- проведение экскурсии по детскому саду, как украшен новогодний детский сад.
- рассматривание картины «Зимние забавы».
4-я Новогодний калейдоскоп» Побуждать рассказывать о подготовке к новому году в семье.
Закреплять умение работать в подгруппах.
Активизировать совместные впечатления и воспоминания.
Продолжать формировать мотивацию к обучению в школе. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке;
- Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;
Подготовка украшений для зала и группы.
экскурсия по территории детского сада: рассмотреть украшения к новому году на участках;
- проведение экскурсии по детскому саду (показать детям во время экскурсии по детскому саду, как украшен Новогодний детский сад);
-рассматривание коллекции старинных елочных украшений;
- проведение игр- импровизаций по мотивам сказок
Январь
Неделя Тема Задачи Формы работы
2-я,3я «В гостях у сказки»
Развивать умения понимать скрытые мотивы поведения героев произведения, смысл сказок;
- Закреплять правила обращения с книгой, правил поведения в общественном месте;
- Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев
экскурсия в библиотеку «Где живут сказки» (инструктаж по правилам безопасного поведения в транспорте, на улице; в библиотеке) - закрепление формирование навыка чтения текста по ролям;
- последовательное приучение убирать игрушки в отведенное для них место.
- игровые ситуации для развития умения соблюдать в процессе игры правила поведения;
4-я «Этикет»
Помогать детям осознавать себя членом детского сообщества, усвоить правила поведения, установленные в группе;
- Формировать привычку соблюдения элементарных правил поведения во время еды, умывания.
- Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений;
- Приучать к выполнению этических норм.
- Поощрять стремление детей в использовании в игре положительных примеров социального поведения;
- упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон;
- ситуативные разговоры с детьми о соблюдении этических норм;
- создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить?»;
- приемы приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить : спасибо, пожалуйста, мне было не трудно, обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять
Февраль
Неделя Тема Задачи Формы работы
1-я
1-я «Моя семья» - Формирование интереса к семье, членам семьи;
- Расширение гендерных представлений, воспитание в мальчиках представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам;
- воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи;
- Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому «Это я, это я, это вся моя семья».
Составление семейных рассказов «Кто живет в моем доме».
Рассматривание семейных фотографий.
Составление генеалогического древа
с/р и «Семья».- творческие игры «Обставим квартиру», «Путешествие» и др. ;
- ситуативные разговоры с детьми по теме;
- проблемные ситуации, побуждающие совершать положительный нравственный выбор в воображаемом плане, так и реальный
2-я «Азбука безопасности» - Развитие у детей представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;
- Формировать навыки жизнесберегающего поведения;
- Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения (в случае пожара звонить 01, вызов милиции - 02, «Скорой помощи» - 03), единый телефон 01;
- Закрепление правил поведения на улице и в общественном транспорте
- Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми
Коллективная беседа «Встреча с незнакомцем», рассматривание иллюстраций по теме.
- Игра «Опасно -безопасно!»;
«Заправляем иголку ниткой»,
«Как правильно передать нож»;
3-я «Наши защитники» Продолжать воспитывать гражданские чувства.
Способствовать осознанию роли воинов – защитников Родины.
Способствовать осознанию своего статуса, необходимости приобретения положительных морально-волевых качеств. Расширять гендерные представлений: формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины Беседа «Что такое быть мужчиной».
Рассматривание герба, флага. Слушание гимна.
Беседа «Наш флаг и герб – символы России».
Чтение В. Берестов «Пусть пулеметы не строчат».
с/р и «Военные учения и парад». ТРИЗ-игра «Если бы я был… богатырём»;
4-я Маленькие исследователи» Поддерживать желание детей экспериментировать с различными предметами Расширять представления об окружающем мире; Рассматривание иллюстраций по теме.
Эксперименты в центре воды и песка
Эксперименты с песком, воздухом,водой.
Март
нед Тема Задачи Формы работы
1-я «Женский день» Способствовать развитию положительного отношения к окружающим людям, воспитывать уважение и терпимость к людям различного социального происхождения, национальности, возраста.
Познакомить с историей возникновения Международного женского дня.
Побуждать делать приятное для близких. «Пирог для мамы».
Выставка детских работ.
Лепка «Букет для мамы».
Поделки для мам.
Ком/и «Вежливые слова»
2-я «Миром правит доброта» Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Продолжать развивать представление о изменении позиции ребёнка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).
Рассматривание иллюстраций по теме.
Беседа «Кем работают твои родители?»,
Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» развивающие игры узнавание эмоций «Путешествие в мир эмоций»;
- разговор о вежливости, об уважении к старшим;
-беседа «Добрый поступок моего друга (мамы, папы);
-ситуативный разговор «Как проявить внимание к старым людям?»
3-я «Быть здоровыми хотим» Способствовать появлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения;
- Продолжить формирование представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
- Развитие самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек;
беседа «Что делать, если человек заболел»
- проведение сюжетно – ролевых игр «Больница», «Поликлиника» «Аптека»;
- проведение игр – этюдов по произведениям Э. Мошковской «маша и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет», Г. Лагздынь;
- проведение беседы «Чистота и здоровье», Письмо больному другу», «Как поднять настроение у детей и взрослых», «Забота о главном», «Что помогает быть здоровым».
- просмотр мультфильма «Кто поможет крокодилу».
- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки);
4-я «Весна шагает по планете»
Развивать интерес к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами;
-Обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы весны искали», «Весенняя природа» и др.);
д/и «Что бывает весной?».
Составление рассказов «За что я люблю весну».
Чтение О. Белявская «Весенние вести».
Чтение М. Пришвин «Разговор деревьев».
Чтение З. Александрова «Салют весне».
Апрель
Неделя Тема Задачи Формы работы
1-я Встречаем птиц» Углублять и обобщать знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе. Воспитывать желание беречь и охранять природу. Беседа «Птицы и человек», «Есть ли польза человеку от птиц, и птицам польза от человека?»
Досуг «День птиц».
Д/и на классификацию птиц по существенным признакам (перелетные – зимующие, водоплавающие – сухопутные и др.)
д/и «Угадай птицу», «Узнай по повадкам», «Птицы в сказках».
2-я «Цирк» Развивать интерес к познавательным развлечениям, интерес к цирковому виду искусства,
- Расширять эмоционально-чувственный опыт детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении
игры с мыльной водой, пеной («Мыльные пузыри» - пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из-под ниток; «у кого пена выше и пышней» - выдувание воздуха);
-игры со светом («Пускаем солнечные зайчики» и т. п.);
-игры с резинкой «Попрыгунчики»
3-я «Космос» Развивать интерес к деятельности человека по освоению Космоса (представление о профессии космонавта, его личностных качествах) «Полёт в космос» (создавать условия для выражения эмоционального состояния, характера взаимоотношений людей, отправляющихся в дальний путь – в космос);
Игры-забавы.
-Творческие имитационные игры с передачей эмоционального состояния знакомого персонажа литературного произведения;
«Космонавты»;
4-я «Волшебница вода» Воспитывать бережное отношение к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т. п Экологические игры,
- Реализация детских проектов «Для чего нужна вода?»,
-Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т. п.).
- Игровое занятие «Цветное волшебство