Елена Кошелохова
Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
по развитию сенсорных способностей в процессе ознакомления с природой и игр с природным материалом
Сентябрь
Экскурсия в огород
«Наблюдение за растениями в огороде» (морковь, свёкла)
Уточнить с детьми названия цветов, особенности размер, формы лепестков, листьев, стебля; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске, форме, махровости.
«Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 27
Публикация «Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экскурсия в цветник
«Все цветы разные» Формировать представления об овощах, побуждать детей называть цвет овощей, форму, определять поверхность.
С. Н. Николаева «Система работы в средней группе» стр. 20
ОД «Дары природы» Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 37
Поисково – познавательная деятельность:
«У кого какие детки?»
Формировать умения выделять ту часть растения, из которой могут появиться новые растений, уточнить форму семян, размер, побудить к называнию частей строения семян. Развивать познавательные процессы, наблюдательность О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 19
«Назови предметы, которые освещает солнце (которые в тени)»
«Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 11
Продуктивная деятельность:
«Подарки для белочки» Показать детям разнообразие природного материала и познакомить с некоторыми его свойствами (форма, размер, фактура поверхности, заинтересовать детей возможностью его использования для поделок И. В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду» стр. 13
Дидактические игры: «Опиши осенний лист», «Покажи цветок такого цвета, какой назову», «Узнай цветок по аромату», «Скажи, какой на вкус овощ (фрукт)», «Чудесный мешочек» (найди овощ на ощупь по форме) Закреплять умение различать и называть цвета, различать овощи и фрукты по их характерной форме, развивать умение различать и узнавать некоторые цветы по аромату. Картотека игр
Октябрь
Экскурсия в парк «Наблюдение за изменением цвета листвы» Расширять представления об осени как времени года, развивать умения сравнивать объекты, повторить названия цветов «Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 23
ОД «Путешествие в прошлое бумаги» Познакомить детей с историей бумаги и с её современными видами, уточнить знания детей о свойствах глины, камня, бересты. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр. 24
Поисково – познавательная деятельность: «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Формировать умение у детей выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий, активизировать словарь: теплая, холодная, сухая, мокрая, светло –коричневая, темная. «Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 20
«Удивительные овощи» (внесение в группу сырых и варёных овощей: моркови, свёклы, картофеля, капустных листьев)
Показать детям цвет корнеплодов внутри, снаружи, познакомить с запахом, изучить твёрдость овощей в сыром и варёном виде.
С. Н. Николаева «Система работы в средней группе» стр. 21
Продуктивная деятельность:
«Ёжик» (лепка с использованием семян подсолнечника) Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки, познакомить с возможностью дополнения поделки деталями из природного материала (семечек) в целях создания более выразительного образа ежа И. В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду» стр. 21
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» (достань только всё круглое (овальное, «Чудо – нос» (огурец и чеснок, «Четвёртый лишний» (форма, «Определи на вкус» (кислый, сладкий, горький) Развивать умение определять форму предмета с помощью осязания, определять характерные запахи и вкус знакомых предметов. Картотека игр
Ноябрь
Наблюдение за птицамиуточнить и расширить представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц и их особенностях (размер, окраска перьев, форма клюва, хвоста)
Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 55
Наблюдение за деревьями и их стволами
Обратить внимание детей на особенности ствола деревьев (цвет, рельефность, толщина коры)
«Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 35
ОД «Такие разные рыбки» (с просмотром видео фильма «Рыбки плавают в аквариуме») Формировать умение у детей сравнивать разные виды рыбок – по особенностям строения и поведения, по внешнему виду (цвет, форму, размер) С. Н. Николаева Система работы в средней группе» стр. 48
Поисково – познавательная деятельность:
«Посадим дерево»Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость
Внесение в группу коллекции перьев, рассматривание, д/и «Чьё перышко»
Показать детям, что перья птиц имеют свои особенности. Бывают разные по окраске, размеру, мягкости, лёгкости О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 33
Продуктивная деятельность:
«Ваза для осеннего букета» (с использованием гербария цветов, травинок)
Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями, делать углубления двумя пальцами, обратить внимание детей на красоту предметов гербария
Дидактические игры:
«Загадай, мы отгадаем»,
«Узнай какая птица» (аудиозапись звуки природы, «Волшебный мешок» (на развитие слухового внимания, Уточнить знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки (форма, окраска, вкус, описывать и узнавать по описанию, упражнять узнавать птиц по голосу Картотека игр
Декабрь
Экскурсия в подворье
«Наблюдаем за кроликами»Уточнить представления детей об особенностях внешнего облика кроликов, выделить части тела, их признакиО. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр. 53
Наблюдение за льдом на лужах
Знакомить детей с различным состоянием воды, познакомить со свойствами льда, пополнить словарный запас: гладкий, скользкий, прозрачный, хрупкий, холодный и т. д.
Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 96
ОД «Удивительные камни» Систематизировать и уточнить представления о свойствах камешков, развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: гладкий, шероховатый, твёрдый, лёгкий, тяжёлый. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»
Поисково – познавательная деятельность:
«Зачем зайчику другая шубка?», «Как звери меняют шубку»Привлечь внимание детей к рассматриванию кусочков натурального меха, формировать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных от сезона, развивать тактильное восприятие. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 24
Опыт: «Заморозки»
Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха
Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 111
Продуктивная деятельность:
«Ледяные ёлочные игрушки» Расширять кругозор, вырабатывать навыки использования природных условий в преобразовательной, творческой деятельности О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» стр. 35
Дидактические игры:
«Узнай по звуку» (бумага, дерево, шелест осенних листьев, камни и т. д., «Золушка», «Вкусные овощи», «Найди гладкий (шершавый) предмет», «четвёртый лишний» Развивать слуховое восприятие, упражнять в сортировке предметов по цвету, по форме, по размеру, развивать умение определять и называть вкусовые качества, тактильное восприятие Картотека игр
Январь
Экскурсия на каток
Продолжать знакомить со свойствами льда, активизировать словарный запас: гладкий, скользкий, твёрдый и т. д.
Наблюдение за птичьими следами на снегу
Развивать у детей интерес, умение определять птиц по их следам, уточнить, следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.
С. Н. Николаева «Система работы в средней группе» стр. 92
ОД «Сравним живую и искусственную ели» Показать детям главные особенности живого дерева и искусственной ели в применением способов сенсорного обследования С. Н. Николаева
«Система работы в средней группе» стр. 72
Поисково – познавательная деятельность:
«Взаимодействие воды и снега»Сравнить с детьми свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твёрдость. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 29
«Что находится в шишках ели»
Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели, показать особенности шишки: пахнет смолой, имеет удлиненную форму
С. Н. Николаева «Система работы в средней группе» стр. 84
Продуктивная деятельность:
«Строим снежный город» Расширять кругозор, вырабатывать навыки использования природных условий в преобразовательной, творческой деятельности О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» стр. 37
Дидактические игры:
«Какой на ощупь» (мягкий, твёрдый и т. д., «Найди о чём расскажу», «Чудо – нос», «Тактильные шарики»
Упражнять в умении находить предмет по перечисленным признакам, развивать обоняние, тактильное восприятие Картотека игр
Февраль
Наблюдение за земляным покровом
Развивать умение устанавливать связи между временами года: земля замёрзла, твердаяОрганизация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 149
Наблюдение за сосульками
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, пополнять словарь: толстая, тонкая, хрупкая, длинная, короткая, твёрдая и т. д.
Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 160
ОД «Язычок - помощник» (лимон – кислый, мандарин – кисло – сладкий, банан – сладкий, грейпфрут – горький, огурец – солёный) Познакомить со строением языка, упражнять детей в определении вкуса продуктов О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 45
Поисково – познавательная деятельность:
«Волшебный материал»Показать детям. Какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 34
«Сделай отпечаток»
(шишку, грецкий орех, кору дерева, листик и т. д. – сделать отпечатки предметами на диске из пластилина)
Исследовать поверхность природного материала методов отпечатков
М. Султанова «Простые опыты с природными материалами»
Продуктивная деятельность:
«Погремушка» (с использованием различного природного материала» Развивать интерес к творчеству, подвести к пониманию того, что звук погремушки зависит от предмета О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» стр. 23
Дидактические игры:
«Продолжи узор», «Отгадай растение по описанию», «Узнай по запаху», «Колется – не колется», «Коробочка тактильных ощущений» Развивать тактильные навыки, умения выражать свои ощущения от прикосновения, упражнять в классификации предметов по форме Картотека игр
Март
Наблюдение за настом,
опыт «Определи плотность снега» Продолжать знакомить со свойствами снега, предложить сравнить свои следы на рыхлом снегу и насте Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 182
ОД «Мир комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях, используя, способы сенсорного обследования, формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр. 57
Поисково – познавательная деятельность:
«Посадим лук»Привлечь детей к рассматриванию лука, упражнять в умении вести обследовательские действия и комментируя их, развивать трудовые навыки. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр. 70
«Удивительная вода» (ткань, салфетка, плотная бумага, целофан)
Узнать какие материалы как пропускают воду
М. Султанова «Простые опыты с природным материалом»
Продуктивная деятельность:
«Зайчата» Продолжать учить детей дополнять поделки из пластилина мелкими деталями из природного материала для создания более выразительного образа. Формировать умения и навыки работы с природным материалом. И. В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду» стр. 23
Дидактические игры:
«Найди герань по запаху», «Угадай растение по описанию», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что звучит» Развивать умение находить предметы по перечисленным признакам (форма, цвет, вкусовые качества, развивать обоняние, слуховое восприятие Картотека игр.
Апрель
Наблюдение за дождём, предложить послушать как дождик стучит по крыше веранды Формировать умение видеть и устанавливать связь одних явлений природы с другими Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 214
ОД «Приключение карандаша» Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева, развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: шероховатый, хрупкий, твёрдый, лёгкий. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр. 32
Поисково – познавательная деятельность: «Умный нос» (семена укропа, чеснок, лимон, апельсиновые корки, листик герани)Экспериментальным путём показать детям различные свойства предметов О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 45
Опыт «Весёлые кораблики»
(веточка, соломинка, камешек, скорлупа ореха и т. д.) Продолжать умение определять по запаху предметы. Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 210
Продуктивная деятельность:
«Поможем Незнайке вылепить посуду» (лепка из глины) Расширять представления о свойствах природных материалов, учить сравнивать свойства песка и глины О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» стр. 64
Дидактические игры:
«Каждому камешку свой домик», «Угадай комнатное растение по описанию», «Какой на вкус», «Найди о чём расскажу», «Чудесный мешочек» Упражнять детей в классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые)
Упражнять детей в умении описывать комнатное растение на основе сенсорного обследования, и узнавать по описанию Картотека игр
Май
Наблюдение за одуванчиками Развивать наблюдательность, сравнивать величину стебля (на солнце более толстый, высокий, обратить внимание на размер, форму, окраску цветов, аромат. Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 218
Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками
Формировать умение видеть красоту ярких красок весны
Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 229
ОД «Нужен ли корешкам воздух» Формировать умение определять состояние почвы: рыхлая, твердая, сухая, сырая, светлая, темная О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 56
Поисково – познавательная деятельность:
«Свойства мокрого и сухого песка»Выяснить состав песка Организация деятельности на прогулке» средняя группа Т. Г. Кобзева стр. 227
«Из чего состоит песок» Закреплять знания у детей о свойствах песка
М. Султанова «Простые опыты с природными материалами»
Продуктивная деятельность:
«Лодочка с парусом» формировать умение конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочком пластилина, развивать творческие способности И. В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду» стр. 18
Дидактические игры: «Золушка» (горох, фасоль, «Узнай цветок по аромату» (ирис, одуванчик, «Тактильные шарики», «Что как плавает», «Разложи камешки по цвету» Развивать мелкую моторику рук, упражнять в умении узнавать цветок по его аромату, Картотека игр