Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «9-мая – день Победы»
-артикуляционная гимнастика
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и опускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Рупор. Зубы сомкнуты и чуть вытянуты вперёд, как при звуке о. верхние и нижние резцы видны.
Гребём веслом. Перемещать язык из одного уголка рта в другой.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Подводная лодка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрыть («оскал», то касаться ими «желобка».
Танк. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
Танк на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
Пулемёт. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д, ускоряя темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик языка не подворачивался, чтобы звук д носил характер чёткого удара, а не был хлюпающим, ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Вертолёт. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами и направить струю воздуха на кончик языка, заставляя его вибрировать. Переплести пальцы рук «корзинкой», указательные пальцы соединить, крутить большими пальцами, произнося длительно звук р.
Быстро лопасти крути!
Вертолёт, лети, лети!
-пальчиковая гимнастика
Пальцы эти все бойцы, - показать раскрытые ладони;
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых - сжать пальцы в кулаки и поочерёдно разжимать пальцы
И солдат в боях удалых. на обеих руках, начиная с больших.
Два – гвардейца – храбреца, Соединять и делать пружинистые движения,
Два – сметливых молодца, надавливая на пальцы.
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
2. Развитие речевого дыхания.
Трубач. Кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука ф-ф-ф.
Самолёт. Пропевание гласных звуков: «А-э-и-о-у».
Выразительное чтение стихотворения:
Плохо, если дом без дверей,
Праздник без песни,
А дуб без корней.
Окна без рамы,
Костёр без огня,
Я без папы, а он без меня.
Четкое произнесение фраз:
Жу-жу-жу – я границу сторожу.
Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.
Ши-ши-ши – спите сладко малыши.
Пословицы:
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Человек без родины, что человек без песни.
- Близка врагу наша граница, да перейти её боится.
- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
- За родное дело – стой смело!
- Тяжело в ученье – легко в бою.
3. Упражнения для мышц шеи:
Ох, рано встает охрана! – потянуть шею вверх
Если близко воробей - смотрят влево - вправо, рука под козырек
Мы готовим пушку. - потянуть шею вперед
Если пушка пушку бей – наклонить голову вправо - влево
Взять её на мушку. - потянуть шею вперед
Ю. Энтин
4 Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Открывается опускаясь вниз грузовая дверь самолета. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
5. Мимические упражнения:
Чтение по ролям, предавая эмоции мимикой лица
- Почему, дедуля, у тебя слеза?
Почему, дедуля, прячешь ты глаза?
Кто тебя обидел, можешь рассказать?
За тебя я буду драться, воевать!
- Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,
Просто вспоминаю о былых боях,
Когда был я молод, Родину любил
И врагов проклятых под Москвою бил!
Там друзей военных много полегло,
Вспоминать об этом сердцу тяжело!
Представить:
- вы пограничники, осматриваете внимательно окрестность, увидели нарушителя;
- вы летите на вертолете и удивляетесь тому, какое все маленькое;
- вы испугались взрыва снаряда;
- вы спускаетесь на парашюте, и вам нравится чувство свободного полета.
6. Координация речи с движением.
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! -имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево;
По порядку стройся в ряд, -ходьба на месте;
Пограничников отряд.
Левая, правая. -топнуть левой, потом правой ногой;
Бегая, -бег на месте;
Плавая. -имитация «брасса» в наклоне;
Мы растем смелыми -встать на носки, руки вверх;
На солнце загорелыми. -стойка, руки за голову;
Ноги наши быстрые, - поднимание согнутых ног вперёд;
Метки наши выстрелы, -рывки руками;
Крепки наши мускулы -сгибание рук к плечам;
И глаза не тусклые. - поставить руку ко лбу сначала левую, посмотреть направо и наоборот;
Кто шагает дружно в ногу? -ходьба на месте.
Пограничникам дорогу!
"Салют"
Вокруг все было тихо. - Встать прямо, руки опустить.
И вдруг - салют! Салют! - Поднять руки вверх.
Ракеты в небе вспыхнули - Раскрыть пальчики веером,
И там, и тут! - Помахать руками над головой влево – вправо.
Над площадью, над крышами, - Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками
Над праздничной Москвой - Поднять вверх (2-3 раза)
Взвивается все выше
Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу - Легкий бег на месте
Все радостно бегут,
Кричат: " Ура!" - Поднять руки вверх, крикнуть "«Ура»
Любуются - Раскрыть пальчики веером, руками над головой влево – вправо.
На праздничный салют!
7. Дидактические игры
Объясни слово. Словообразование существительных путём сложения основ. Вот задачки мы решаем
И словечки получаем,
Части слова мы слагаем,
В играх транспорт повторяем.
Само…плюс…лёт получаем… (самолёт). Почему так называется?
Слова для игры: вездеход, вертолёт, аэроплан, бензовоз.
Составь предложение. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам или картинкам. Например: самолёт, лес – Самолёт летит над лесом. Ракета, земля – Ракета летит над землей.
Закончи предложение. Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Самолёт летит высоко, а ракета выше Слова для игры: далеко, быстро, мощный, большой, тяжёлый, просторный, длинный, быстроходный.
Подбери слово. Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками. Например: Танк подъехал к речке, а потом…отъехал. Слова для игры: въехал – съехал, заехал – выехал, укатил – прикатил, уехал – приехал, отъехал – подъехал.
Угадай профессию. Дети называют военную профессию соответствующую транспорту. Например:танк – танкист,самолёт – лётчики, и т. д.
Собери слово. Убирать лишние слоги и выделять слово: са-са-са, мо-мо-мо, лёт-лёт-лёт.
Образные перевоплощения. Изобразить корабль, попавший в шторм,; летящий самолёт; застрявший танк, стреляющую «катюшу», взлетающий вертолёт.