Екатерина Кузнецова
Перспективный план по развитию связной монологической речи детей 4–5 лет с задержкой психического развития в процессе рассказ
Перспективный план по развитию связной монологической речи детей 4-5 лет с задержкой психического развития в процессе рассказывания по игрушкам
Все занятия проводились в рамках НОД, один раз в неделю с октября по март. Все применяемые игровые формы работы предусматривали развитие речевых навыков, речемыслительных действий и познавательной активности, которые напрямую зависят от степени сформированности навыков составления связного монологического рассказа у ребенка с ЗПР. В целом, проведенная работа показала, что игрушка помогает развивать у детей с ЗПР воображение, желание сочинять и пересказывать. Игрушка актуализирует словарный запас ребенка, учит выбору слов при построении разнообразных типов предложений и связных высказываний.
Публикация «Перспективный план по развитию связной монологической речи детей 4–5 лет с задержкой психического развития в процессе рассказ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Планы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
1 Этап - Подготовительный
Сентябрь
1-2-ая неделя
Диагностика
Задачи:
Подбор диагностической методики; определение базового уровня развития связной монологической речи.
2 Этап - Основной
3-я неделя
Тема: «Овощи»
Задачи:
Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
4-я неделя
Тема: «Фрукты»
Задачи:
Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, фонематические процессы; воспитывать бережное отношение к природе.
Октябрь
1-я неделя
«Овощи и фрукты»
Задачи:
Создание условий для развития связной монологической речи.
Задачи: Закрепить умение различать овощи - фрукты; развивать умение составлять предложения; учить составлять сравнительный рассказ по игрушкам; развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.
2-я неделя
«Игрушки»
Задачи:
Обогатить и уточнить словарь по теме; научить составлять рассказ-описание; развивать общую и мелкую моторику, непроизвольную память, мышление, внимание.
3-я неделя
«Посуда»
Задачи:
Обобщить материал по теме «Посуда»; научить составлять описательный рассказ по плану; развивать мелкую моторику через игры «Чего не хватает?»; закрепить практические навыки образования прилагательных, суффиксального словообразования; активизировать предметный словарь; учить выполнять задания по ступенчатой инструкции; развивать ассоциативное мышление.
4-я неделя
«Мебель»
Задачи:
Закрепить знания детей по теме «Мебель»; научить распознавать предметы мебели: стол, стул, шкаф; научить составлять описательный рассказ по плану; развивать память, мышление, внимание.
Ноябрь
1-я неделя
«Домашние животные»
Задачи:
Обобщить знания детей о домашних животных; формировать навыки правильного употребления существительных, суффиксального словообразования; формировать умение образовывать глаголы от существительных; учить составлять рассказ по игрушкам; воспитывать бережное отношение к животным.
2-я неделя
«Дикие животные»
Задачи:
Обобщить знания детей о диких животных; сформировать навыки правильного употребления; формировать умение употребления предлогов на, в, под; научить составлять рассказ по игрушкам; воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: Прочитать рассказы, выучить загадки о диких животных.
3-я неделя
Домашние и дикие животные»
Задачи:
Закрепить умение различать диких и домашних животных; сформировать навык правильного употребления существительных; развивать умение составлять предложения с союзом и; формировать умение правильно употреблять глаголы; составлять рассказ по опорным игрушкам; воспитывать бережное отношение к животным.
4-я неделя
«Профессии»
Задачи:
Обобщить знания детей об указанных профессиях; активизировать глагольный словарь (продает, разносит, водит, управляет, лечит); формировать практические навыки словообразования; формировать навыки составления описательного рассказа по плану.
Декабрь
1-я неделя
«Обувь»
Задачи:
Обогатить и уточнить глагольный словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить согласовывать существительные с прилагательными; составлять рассказ-описание; развивать общую и мелкую моторику, непроизвольную память, мышление, внимание.
2-я неделя
«Одежда»
Задачи:
Закрепить знания детей на тему «Одежда», активизировать словарь. Закрепить навыки суффиксального словообразования. Активизировать глагольный словарь. Учить согласовывать прилагательное с существительным; составлять рассказ – описание по предмету.
3-я неделя
«Елочка красавица»
Задачи:
Уточнить и закрепить представления детей о хвойном дереве «ель».
Обогатить и уточнить словарь по теме; обогатить и уточнить глагольный сло-варь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить согласовывать существительные с прилагательными; составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, внимание.
4-я неделя
«Елочные игрушки»
Задачи:
Обогатить и уточнить глагольный словарь по теме; закрепить навыки суффиксального словообразования; научить согласовывать существительные с прилагательными; составление простого предложения с глаголом; составлять рассказ-описание; развивать непроизвольную память, мышление, внимание.
Январь
3-я неделя
«Транспорт»
Задачи:
Обогатить и уточнить словарь по теме; составить описательный рассказ по игрушке; закрепить навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.
4-я неделя
«Аквариумные рыбки»
Задачи:
Обобщить материал по теме «Аквариумные рыбки»; развивать мышление и память, фонематические процессы; активизировать глагольный словарь; закрепить навыки словообразования; составления рассказа по образцу.
Февраль
1-я неделя
«Теремок»
Задачи:
Закрепить с детьми знания о сказке Теремок; активизировать в речи слова (деревянный, стеклянный, кирпичный); составлять рассказ описание по образцу; развивать мелкую моторику рук; учить названия строительного материала, цвет, форму; развивать внимание, память, мышление, речь.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»; рассматривание иллюстраций к сказке; конструирование домой.
2-я неделя
Теремок «Кто в тереме живет»
Задачи:
Продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания; составление описательного рассказа по схеме; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь; побуждать детей проявлять интерес к героям знакомых сказок.
3-я неделя
Теремок «Кто в тереме живет»
Задачи:
Продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания; составление описательного рассказа по схеме; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь; побуждать детей проявлять интерес к героям знакомых сказок.
4-я неделя
Теремок «Кто в тереме живет»
Задачи:
Продолжить знакомство детей с обитателями леса, закрепить знания детей о месте проживания; составление описательного рассказа по схеме; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь; побуждать детей проявлять интерес к героям знакомых сказок.
Март
1-я неделя
«Цветы для мамы»
Задачи:
Обобщить материал по теме «Цветы»; составить рассказ по плану; развивать фонематические процессы; активизировать предметный словарь; развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассмотреть цветы, одуванчика, тюльпана и пр. ; части растения; их цвет; размер.
2-я неделя
«Семья»
Задачи:
Пересказать рассказ с использованием игрушек; обобщить материал по теме «Семья»; продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя предложение из 2—6 слов; учить составлять короткий рассказа с опорой на план; подбирать несколько определений к одному объекту; развивать фонематические процессы; активизировать предметный и глагольный словари.
3 Этап – Заключительный
3-4я неделя
Диагностика
Проведение итоговой диагностики