Елена Прокапцова
Перспективный план по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по развитию речи в младшей группе.
сентябрь Пересказ сказки «Курочка ряба» Учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого;
развивать умение ориентироваться на признаки объекта;
уточнить и закрепить правильное произношение звука (а, учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание
сентябрь Пересказ сказки «Козлята и волк»
Публикация «Перспективный план по развитию речи» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»;
приучать отчетливо и правильно произносить звук [с], изолированный и в словах
октябрь Пересказ сказки «Репка» Учить пересказу знакомых литературных произведений с помощью картинок; развивать речевое дыхание.
октябрь Дидактическая игра «Кто ушел» «Кто позвал» Развивать внимание. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками
ноябрь Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» по иллюстрациям Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).
ноябрь Рассказывание русской народной сказки «Теремок» Учить слушать сказку без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, умение воспринимать фразы. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
декабрь Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
декабрь Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» в обраб. М. Булатова, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка — причитания Снегурушки.
январь Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»
Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо», в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
январь Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку
февраль Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).
февраль Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
март Чтение русской народной сказки
«Бычок — черный бочок, белые копытца».
Литературная викторина
Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.
март Игра - драматизация «Теремок» Привлекать детей к посильному участию в драматизации; Развивать творческие и речевые навыки.
апрель Составление короткого рассказа.
Продолжать учить детей составлять рассказ на заданную тему; закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчётливо и внятно с различной громкостью произносить слова и фразы с этими звуками.
апрель «Узнай меня» игра - викторина Учить рассматривать игрушки, изображающие животных из сказок, выделять основные признаки. Ввести в словарь детей слова, обозначающие настроение: «грустный», «веселый». Развивать речь, восприятие, внимание, память.
май Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» Учить эмоционально воспроизводить сказку, осознавать и запоминать персонажей и сюжет, с опорой на модели, упражнять в словообразовании.
май Игра - драматизация «Заюшкина избушка» В пластических этюдах соотносить слова с выразительностью движений. Развивать творческие и речевые навыки.
Работа с родителями: Оформление уголка для родителей: «Возрастные нормы речевого развития детей 3-4 лет».
Литература:
Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение 1991г.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Сост. Венгер Л. А, Дьяченко О. М. М. : Просвещение 1983г.
Ушакова О. С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М. : ТЦ Сфера 2003г.
Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос 2004г
Перспективный план по развитию речи в средней группе.
месяц тема цель
сентябрь Чтение сказки «Три поросенка».
Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх и страдания ошпаренного кипятком волка.
сентябрь «Сочиняем сказку».
Развивать умение составлять небольшой рассказ (сказку) по схеме, соблюдая последовательность. Развивать слуховую память, умение слушать, оформлять в речи свои впечатления.
октябрь Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, Учить детей внимательно слушать сказку, запоминать отдельные слова, фразы; воспитывать интерес к произведениям; развивать речевую активность.
октябрь Игра-драматизация «Лисичка-сестричка и волк»
Драматизировать отрывок из произведения. Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях; активизировать словарь;
ноябрь Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»
Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова). Воспитывать интерес к сказке.
ноябрь Игра-драматизация в масках по р. н. с. «Зимовье». Продолжать учить драматизировать сказку, учить выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; активизировать словарный запас, развивать образность речи.
декабрь Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, воспроизводить слова и фразы из текста; активизировать словарь; воспитывать интерес к жанру-сказка.
декабрь «Красная Шапочка встретила Колобка (или др. героя)»-сочинение сказки с иным развитием событий. Воспитывать интерес к сочинению сказки; развивать речевую активность
январь Белорусскоя народная сказка «Жихарка». Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить точно повторять присказки из сказки; упражнять в словообразовании; развивать речь; воспитывать чувство сопереживания.
январь Придумывание новых эпизодов в сюжете сказки «Жихарка». Продолжать воспитывать интерес к сочинению сказки; развивать речевую активность
февраль Чтение сказки «Руковичка»
Познакомить детей со сказкой, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; развивать речь, память.
февраль Сказка «Руковичка»
Учить рассказывать сказку по ролям.
март Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)
Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка.
март Рассказывание сказки «Маша и медведь»
Эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки, используя доступные речевые средства, побуждать детей самостоятельно повторять отдельные слова и фразы;
апрель Игра «Кто это ползет?»
Развивать связную речь детей, актуализировать и обогащать их словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
апрель Игра «Кто больше слов скажет» Развивать связную речь детей, актуализировать и обогащать их словарь, совершенствовать грамматический строй речи; называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
май Игра «Кто заблудился?»
Развивать лексико-грамматический строй речи, обучая детей образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
май Игра «Как сказать по-другому?»
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, посредством упражнения детей в употреблении многозначных слов в словосочетаниях.
Работа с родителями: Оформление уголка для родителей: «Возрастные нормы речевого развития детей 4-5 лет»
Литература:
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» : Книга для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1991
Васильева М. А., Гербова В. В. «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель» г. Волгоград, 2010.
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Перспективный план по развитию речи в старшей группе.
месяц тема цель
сентябрь Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» (в обработке О. Капицы) Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О. Капицы)
сентябрь Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
октябрь Лексико- грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой, помочь понять её смысл. Воспитывать понимание, любовь к русскому народному творчеству.
октябрь Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание.
ноябрь Драматизация русской народной сказки «Хаврошечка» отрывок Продолжать учить драматизировать сказки, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения.
ноябрь Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка» Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Воспитывать любовь к сказкам, умение понимать добро и зло.
декабрь Пересказ русской народной сказки «Царевна - лягушка» Закреплять умение связно, последовательно, выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; формировать умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением; развивать голосовой аппарат.
декабрь Пересказ сказки А. Н. Толстого «ЁЖ» Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление.
январь Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка» Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка». Учить передавать свое отношение к поступкам героев сказки. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.
январь Пересказ русской народной сказки «Сивка- Бурка» Закреплять умение связно, последовательно, выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; формировать умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением; обогащать словарь фразами: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Развивать голосовой аппарат.
февраль Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Упражнять в умении использовать простые предложения и высказывания из двух трех простых фраз при ответе на вопрос.
февраль Пересказ сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление.
март «Что за прелесть эти сказки» Закреплять в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам. Продолжать учить использовать в ответах разные формы предложений, развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
март «Как медвежонок потерял сапожки» Учить детей придумывать продолжение сказки начатой воспитателем. Развивать творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в речи разные типы предложений. Формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана.
апрель Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
апрель Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» Проверить знают ли дети основные черты русской народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол»
май Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». Учить отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать чувство сострадания к героям.
май Придумывание сказки «Приключение зайца» формировать умение придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжеты товарищей; подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добиваться внятного и четкого произношения слов и фраз, выделять слова с данными звуками из фраз.
Работа с родителями: Оформление уголка для родителей: «Возрастные нормы речевого развития детей 5-6 лет
Литература:
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-7 лет»