Получи документы

Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной группе для детей с ТНР

Чернышева Ольга
Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной к школе группы для детей с ТНР

на 2018-2019 учебный год

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь (3 неделя). Лексическая тема : «Осень».

1. Игра «Подбери слова», отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делают?» по теме «Осень».

Например: осень (что делает) — приходит, наступает, начинается.

птицы —. тучи —. животные —. ветер —.

Публикация «Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах

дождь —. трава —. деревья —. листья —.

2. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое) — тусклое…

листья —. небо —. земля —. облака —.

трава —. дождь —. день —. ветер —.

3. Игра «Большой – маленький». Например: большая туча – маленькая тучка

Дождь – … капля – … лужа – … ветер – …

лист – … цветок – … ветка – … лес – …

трава – … гриб – … ягода – … дерево – … куст – … солнце – … трава – … зонт – …

4. Игра «Один – много». Например: один лист – много листов

Туча – … зонт – … капля – … лужа – …

дерево – … гриб – … птица – … плод – …

стая – … ягода – …

Сентябрь (4 неделя). Лексическая тема : «Деревья осенью».

1. Игра: «Угадай с какого дерева листочек». Например: лист каштана - каштановый

Лист клена – … Лист дуба – …

Лист березы – … Лист осины – …

Лист рябины – … Лист липы – …

2. Игра «Назови ласково»

Дуб – … клен – … осина – …

береза – … рябина – … каштан – …

ель –… ива – … сосна – …

3. Игра «Скажи наоборот»

Сосна высокая, а рябина …

У сосны иглы длинные, а у ели.

У дуба ствол толстый, а у березы.

У клена листья большие, а у березы.

У березы ствол светлый, а у клена.

4. Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья и листья. Например: один кленовый лист, три кленовых листа, пять кленовых листьев.

5. Игра «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут сосны и ели, то это лес (какой) - хвойный.

Если в лесу растут дубы и осины, то это лес - …

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это лес - …

Если в роще растут берёзы, то это роща - …

Если в роще растут дубы, то это роща - …

Если в роще растут клёны, то это роща - …

Октябрь (1 неделя). Лексическая тема : «Овощи».

1. Игра «Вершки-корешки».

Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки. Буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Капуста, картошка, свекла, морковь, редиска, огурец, помидор, кабачок, репа, редька, баклажан, лук, чеснок, тыква и т. д.

2. Игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем и т. д.).

Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы (картофель, вырываем (морковь, свеклу, срываем (огурцы, помидоры, срезаем (капусту).

А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем?

3. Игра «Приготовим сок»

Из моркови – … из картофеля – … из капусты – …

Из свеклы – … из тыквы – … из помидора – …

4. Игра «Подбери слово». Например: Огурец (какой) зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.

Капуста, картошка, свекла, морковь, редиска, огурец, помидор, кабачок, репа, редька, баклажан, лук, чеснок, тыква.

5. Игра ««Сосчитай». Например: Одна морковка, две морковки – пять морковок.

Огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла, кабачок, баклажан.

Октябрь (2 неделя). Лексическая тема : «Фрукты».

1. Игра «Какой сок»

Сок из яблока – … Сок из апельсина – …

Сок из сливы – … Сок из груши – …

Сок из граната – … Сок из ананаса – …

2. Игра «1, 3, 5, 7». Например: Один банан, три банана, пять бананов, 7 бананов.

Груша, яблоко, вишня, черешня, персики, апельсин, абрикос, слива, ананас, гранат, хурма и т. д.

3. Игра «Подбери слово». Например: Апельсин (какой) оранжевый, круглый, сочный, сладкий

Банан, груша, яблоко, вишня, черешня, персики, слива, ананас, гранат, хурма.

4. Игра «Найди быстро ошибку»

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

5. Игра «Назови ласково»

банан – … груша – … яблоко – …

вишня – … слива – … ананас – …

гранат – … апельсин – … мандарин – …

Октябрь (3 неделя). Лексическая тема : «Насекомые».

1. Игра «Закончить предложение»

Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка летает, а улитка … Кузнечик прыгает, а мошка …

Улитка ползает, а комар …

2. Игра: «Хорошо – плохо» Назови, какую пользу приносят насекомые:

Людям: пчелы;

Лесу: муравьи, божьи коровки, пчелы, бабочки;

Животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки.

Назови, какой вред наносят насекомые:

Людям: мухи, тараканы, комары;

Лесу: жуки-короеды, гусеницы;

Животным и птицам: комары, слепни, блохи.

3. Игра «Скажи одним словом». Закончи предложения.

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют …пестрокрылой;

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …большеглазой;

У жука длинные усы, поэтому его называют … длинноусым.

4. Игра «Назови ласково».

Паук, комар, таракан, пчела, стрекоза, жук, муха.

5. Игра «Чьи лапки, чья голова?» Например: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы —. лапки,. голова. У комара — лапки,. голова.

У таракана —. лапки,. голова. У паука —. лапки,. голова.

Октябрь (4 неделя). Лексическая тема : «Перелетные птицы».

1. Игра «Скажи наоборот»

Ласточка маленькая – грач …

У ласточки крылья короткие – у грача …

У грача клюв длинный - у ласточки …

У грача клюв толстый - у скворца …

У ласточки хвост длинный - у скворца …

У ласточки грудка белая - у грача …

2. Игра «Кто где живет?»

Составление предложений по картине по образцу. На доске картинки с изображением гнезда на дереве, гнезда под крышей дома и скворечника.

Например: Это гнездо грача. Грач строит гнездо на дереве.

Ласточка, скворец, ворона и т. д.

3. Игра «У кого кто?» Например: У журавля – журавлята

У грач – … У гуся –. У скворца –.

У утки –. У кукушки –. У стрижа – …

4. Игра «Кто как голос подает»

Кукушка – кукует. Ласточка – щебечет.

Скворец – поет. Журавль – курлыкает.

Утка – крякает. Гусь – гогочет.

5. Игра «Один – много». Например: Кукушка – кукушки.

Журавль - … Скворец - … Соловей - …

Жаворонок - … Лебедь - … Грач - …

Утка - … Ласточка - … Грачонок - …

Аист - … Гусенок - … Ласточка - …

Ноябрь (1 неделя). Лексическая тема : «Грибы, ягоды».

1. Игра «Один – много». Например: Лисичка – лисички

Опенок -, подберезовик -, подосиновик -, рыжик -, сыроежка -, шампиньон -, мухомор -, масленок -, груздь -, белый гриб -, бледная поганка -, и т. д.

2. Игра «Сосчитаем до 5». Например: Одна сыроежка, две сыроежки, три, четыре, пять сыроежек.

Лисичка -, мухомор -, опенок -, рыжик -, шампиньон - …

Брусника -, голубика -, черника -, клубника -, малина - …

3. Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются.

Белый гриб, бледная поганка, груздь, дождевик, лисичка, ложный опенок, масленок, моховик, опенок, подберезовик, мухомор, рыжик, сыроежка, шампиньон.

4. Игра «Варим варенье». Например: Из клубники – клубничное варенье.

Из брусники -, из голубики -, из ежевики -, из земляники -, из клюквы -, из малины -, из облепихи -, из смородины -,

из черники - …

5. Игра «Скажи ласково»

Гриб –, шляпка –, мухомор –, боровик –, корзина –, трава –, ягода –, малина –, клубника –, клюква –, черника – …

Ноябрь (2 неделя). Лексическая тема : «Домашние животные и их детеныши»

1. Игра «Назови ласково». Например: Котенок – котеночек.

Щенок -, телёнок -, поросёнок -, ягнёнок -, жеребёнок -, крольчонок - …

2. Игра «Скажи одним словом». Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая).

У быка острые рога. У свиньи короткие ноги.

У кролика длинные уши. У лошади длинная грива.

У овцы мягкая шерсть.

3. Игра «А это чье?». Например: Конура собаки. Чья конура? (Собачья.)

Копыта коровы. Борода козы.

Хвост лошади. Морда кролика.

Лапы кошки. Грива лошади.

4. Игра «Большой – огромный». Например: Нос — носище.

Лапы, хвост, усы, зубы, глаза, когти и т. д.

5. Игра «Назови всю семью». Например: Мама - корова, папа – бык, детёныш – телёнок.

Коза - козёл – козлёнок Собака - пёс - щенок

Кошка – кот - котёнок Лошадь – конь – жеребёнок

Свинья – хряк – поросёнок Овца – баран – ягнёнок

Ноябрь (3 неделя). Лексическая тема : «Дикие животные и их детеныши».

1. Игра «Один — много». Например: одна белка – много белок.

Медведь, заяц, волк, лиса, ежик, олень, лось, кабан и т. д.

2. Игра «Скажи одним словом». Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.)

Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Длинные усы.

3. Игра «А это чье?». Например: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.)

Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца.

4. Игра «Сосчитай до 5».

Лиса, волк, медведь, белка, ежик, лось, олень, кабан.

5. Игра «Назови детёныша»

У ежа -, у лисы -, у медведя -, у волка -, у лося -, у барсука -, у белки -, у зайца -, у рыси - …

6. Игра «Кто, где живёт?»

Лиса живёт в … (норе); ёж в … (норе); медведь в … (берлоге);

заяц под … (кустом); волк в … (логове);

белка в … (дупле).

Ноябрь (4 неделя). Лексическая тема : «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».

1. Игра «Богач и бедняк». Например: Перчатка – перчатки.

Куртка, плащ, шарф, сапог, ботинок, шапка, штаны, кофта, свитер.

2. Игра «Подбери словечко»

Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая …

Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной …

Кроссовки – какие? – спортивные, модные, мягкие …

Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …и т. д.

3. Игра «Скажи наоборот»

Пришить – отрезать Снимать – надевать

Вешать – снимать Расстёгивать – застёгивать

Завязывать – развязывать Длинный – короткий

Чистый – грязный Покупать – продавать

Узкий – широкий Высокие – низкие

4. Игра «Скажи, какой?»

Шарф из шёлка –, шапка из меха –, свитер из шерсти –,

шаль из пуха –, сапоги из резины –, сапоги из кожи – …

5. Игра «Сосчитай до 5»

Куртка, шарф, сапоги, перчатки, ботинки, шапка, свитер и т. д.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь (1 неделя). Лексическая тема : «Зима».

1. Игра «Скажи наоборот». Закончи предложения.

Летом дни жаркие, а зимой — ….

Летом небо светлое, а зимой —.

Летом день длинный, а зимой —.

Летом солнце яркое, а зимой —.

Весной лед на реке тонкий, а зимой —.

Снег мягкий, а лед —.

Одни сосульки длинные, а другие — ….

2. Игра «Подбери признак»

Зима (какая) -, снег (какой) -. , снежинки (какие) -. , лед (какой) -. , погода (какая) -. и т. д.

3. Игра «Подбери слова»

Снежинки зимой (что делают) — …

Лед на солнце (что делает) — …

Мороз (что делает) — …

Дети на зимней прогулке (что делают) — …

4. Игра «А что вчера?»

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера …

Сегодня снег сверкает, а вчера …

Сегодня снег тает, а вчера …

Сегодня снег хрустит, а вчера …

Сегодня снег идет, а вчера …

Декабрь (2 неделя). Лексическая тема : «Дикие животные зимой».

1. Игра «Один – много – нет». Например: тюлень — тюлени — тюленей.

Белый медведь, песец, северный олень, рысь, заяц-беляк, лиса рыжая, морж.

2. Игра: «Назови новое слово». Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый.

У оленя длинные рога. –.

У медведя толстые лапы. –.

У песца острые зубы. –.

У тюленя темные глаза. – …

3. Игра: «Чей, чья, чьи». Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.

Шкура медведя. Чья шкура? —.

Хвост песца. Чей хвост? —.

Клыки моржа. Чьи клыки? —.

Ласты тюленя. Чьи ласты? — …

4. Игра «Чем малыш?»

Белый медведь, северный олень, тюлень, заяц-беляк, лиса рыжая, морж.

5. Игра «Сосчитай до 5»

Белый медведь, северный олень, тюлень, заяц-беляк, лиса рыжая, морж.

Декабрь (3 неделя). Лексическая тема : «Мебель».

1. Игра «Где мяч?» (Сюжетные картинки)

Мяч под столом. Мяч на столе. Мяч между столами. Мяч за столом.

2. Игра «Сосчитаем до 5».

Диван, кровать, кресло, шкаф, комод, стол, стул.

3. Игра «Из чего — какой?» : Закончи предложения.

Ножки табуретки из металла. Они (какие).

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие).

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие).

Столешница стола из дерева. Она (какая).

Обивка на кресле из кожи. Она (какая).

4. Игра «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Шкаф высокий, а тумбочка. Диван мягкий, а табурет.

Шкаф большой, а полка. Кресло мягкое, а стол.

5. Игра «Назови правильно». Например: В магазине на витрине стол - один, а на складе- много столов.

Стол, диван, кровать, табурет, шкаф, комод, тумбочка.

6. Игра «Ответь». Например: Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.

Где люди обедают? -.

На чем ты сидишь? -.

На чем спит бабушка? -.

Где отдыхает дедушка? -. и т. д.

Декабрь (4 неделя). Лексическая тема : «Посуда».

1. Игра «Дополни предложения».

Чай пьют (из чего) … Суп едят (из чего)

Хлеб можно взять (из чего) … Сахар возьмем (из чего)

В супницу наливают (что) … В конфетницу кладут (что)

Сахарнице, солонке, хлебнице хранят (что)

2. Игра «Назови правильно». Классификация посуды.

Чайная посуда – это чайки, …

Столовая посуда – это тарелки, …

Кухонная посуда – это кастрюля, …

3. Игра «Из чего сделана посуда». Например: Ложка из дерева – деревянная

Чашка из фарфора – … Ваза из хрусталя – …

Терка из металла – … Графин из стекла – …

Масленка из пластмассы – … Сковорода из чугуна – …

Миска из глины – … Нож из стали – …

4. Игра «Четвертый лишний».

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Январь (3 неделя). Лексическая тема : «Животные жарких стран».

1. Игра «Хищные – травоядные». Если называю хищное животное – хлопнуть в ладоши, а если травоядное – топнуть ногой.

Слон, тигр, пантера, зебра, лев, кенгуру, гепард, жираф,

обезьяна, бегемот, крокодил, антилопа.

2. Игра «Составь слово». Например: У жирафа длинная шея – жираф какой? – длинношеий.

У бегемота толстые ноги – … У обезьяны длинный хвост – …

У льва густая грива – … У верблюда два горба – …

У слона большие уши – …

3. Игра «Чье это?»

Грива чья? – львиная. Шея чья? – жирафья.

Хвост чей? – обезьяний. Хобот чей? – слоновый.

Горб чей? – верблюжий.

4. Игра «Кто у кого?». Например: У львицы – львенок, львята.

У тигра –, у слонихи –, у жирафа –, у верблюдицы –,

у кенгуру –, зебры – …

5. Игра «Сосчитай до 5»

Кенгуренок, львенок, слоненок, верблюжонок, тигренок.

6. Игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)

В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)

В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)

В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)

А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)

И еще огромные, сильные. (Слоны.)

Январь (4 неделя). Лексическая тема : «Семья».

1. Игра «Чей? Чья? Чьи?».

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

2. Игра «Кто кем приходится».

Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь) Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

3. Игра «Скажи ласково»

Мама, папа, сестра, брат, дочь, сын, бабушка, дедушка.

4. Игра «Какой? Какая?»

Мама (какая) –…

Папа (какой) –.

Бабушка (какая) – …

Дедушка (какой) –.

Семья (какая) – …

5. Игра «Кто старше, а кто младше?»

Папа – сын …

Папа – дедушка ….

Дядя – внук …

Внучка – бабушка …

Февраль (1 неделя). Лексическая тема : «Инструменты».

1. Игра «Назови действие». Например: Лопатой – капают.

Иголкой -, пилой -, топором -, граблями -, кистями -, ножницами -, ножом - … и т. д.

2. Игра «Кому что нужно для работы». Например: Поварешка нужна повару.

Письмо нужно - … Метла нужна - …

Указка нужна - … Топор нужен - …

Кусачки и отвертки нужны - … Швейная машинка нужна - …

3. Игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор – есть у каждого … (топор).

Папе гвоздь забить помог деревянный … (молоток).

Пыль на полу – подайте … (метлу).

Возле школы все ребята убирайте снег … (лопатой).

4. Игра «Назови ласково».

молоток — … топор —.

ключ —. грабли —.

нож —. напёрсток —.

гайка —. игла —.

гвоздь —. метла —.

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Пила, напильник из металла — (какие).

Лопата, линейка из дерева — (какие).

Молоток, гвозди из железа — (какие).

Лупа из стекла — (какая).

Линейка, ведро из пластмассы — (какие).

Февраль (2 неделя). Лексическая тема : «Морские, речные и аквариумные обитатели».

1. Игра «Назови ласково».

Карась, дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом, осьминог, черепаха.

2. Игра «Сосчитай улов». Например: Один пескарь, три пескаря, пять пескарей

Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак, кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша.

3. Игра «Великаны». Например: Пескарь – пескарище.

Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша.

4. Игра «Чья? Чьи? Чей?».

У акулы голова (чья) -. У щуки плавники (чьи) -.

У лягушки лапки (чьи) -. У рыбы глаза (чьи) -.

У черепахи панцирь (чей) -. У кита хвост (чей).

У дельфина глаза (чьи) -.

5. Игра «Выбери нужное действие»

Рыбка к камню. (отплыла, подплыла).

Рыбка от берега. (переплыла, отплыла).

Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

6. Игра «Подбери признак».

Щука (какая) - … Акула (какая) - …

Рак (какой) - … Карась (какой) - …

Дельфин (какой) - … Сом (какой) - …

Февраль (3 неделя). Лексическая тема : «Комнатные растения».

1. Игра «Сосчитай до 5».

Колючий кактус, душистая герань, сиреневая фиалка, высокий фикус, пышная орхидея и т. д.

2. Игра «Один – много». Например: орхидея – орхидеи – много орхидей

Кактус -, фиалка -, пальма -, фикус -, цветок -, растение -, папоротник -, бутон - …

3. Игра «Назови ласково».

Цветок -, бутон -, горшок -, ветка -, лист -, куст -,

фиалка -, стебель - …

4. Игра «Подбери признак».

Герань (какая) - …

Фикус (какой) - …

Папоротник (какой) - …

Кактус (какой) - …

5. Игра «Подбери действие».

Герань (что делает) - …

Бутон (что делает) - …

Кактус (что делает) - …

6. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

На клумбах цветы (что делают) —.

Из садовой лейки цветы (что делают) —.

Удобрениями садовые цветы (что делают) —.

Выращенные цветы ножом (что делают) —.

В букеты цветы (что делают) —.

Цветами люди (что делают) —.

Февраль (4 неделя). Лексическая тема : «Транспорт».

1. Игра «Кто управляет?».

Машиной –, вертолетом –, кораблем –, ракетой –,

поездом –, самолетом – …

2. Игра «Скажи наоборот».

Поезд длинный, а автобус —.

Самолет быстрый, а пароход —.

Трамвай тяжелый, а велосипед —. и т. д.

3. Игра «Из чего — какой». Закончи предложения.

Дверца из металла (какая) — …

Руль из пластмассы (какой) — …

Сиденье, обшитое кожей (какое) — …

Колесо из резины (какое) — …

4. Игра «Образуй признаки от действий». Например: Лететь – летевший, летающий

Приземлиться -, плыть -, перевозить -, останавливаться -, тормозить -, сигналить - …

5. Игра «Подбери действие».

На самолете (что делаем) - … На поезде - …

На машине - … На лодке - …

На воздушном шаре - … На мотоцикле - … и т. д.

6. Игра «Виды транспорта».

Самолет, вертолет (какой вид транспорта) - воздушный

Поезд, машина, мотоцикл - …

Метро - …

Лодка, кораблю - …

III период обучения (март, апрель, май)

Март (1 неделя). Лексическая тема : «Весна».

1. Игра «Подбери признак».

Весна какая? (ранняя, поздняя, прекрасная, теплая)

Какое бывает весеннее небо? (голубое, серое, спокойное, сердитое)

Какое бывает весеннее солнце? (теплое, ласковое, веселое)

Какой бывает весенняя трава? (молодая, долгожданная, ранняя)

Земля весной, когда тает снег какая? (сырая, влажная, грязная, мокрая)

Погода весной какая? (весенняя, солнечная, ветреная, дождливая, ясная)

Снег весной какой? (темный, рыхлый, грязный)

2. Игра «Скажи наоборот».

ранняя – поздняя мелкая - глубокая

солнечная - пасмурная рыхлый - плотный

мелкий - глубокий ранний - поздний

мокрая - сухая нежданный - долгожданный

рыхлая - плотная солнечный – пасмурный

ясный – пасмурный мокрый - сухой

нежданная - долгожданная ясная – пасмурная

3. Игра «Сравни».

Зимой дни короткие, а весной. (длинные, светлые).

Зимой снег белый, искристый, а весной. (темный, рыхлый, грязный).

Зимой ветер холодный, порывистый, а весной. (теплый, ласковый).

Зимой солнце низкое, холодное, а весной. (теплое, ласковое, высокое).

Зимой погода морозная, а весной … (теплая, солнечная)

4. Игра «Один – много». Например: проталина – проталины

сосулька — … луч — … почка — … подснежник — … ручей — …

Март (2 неделя). Лексическая тема : «Мамин праздник».

1. Игра «Скажи какая».

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т. д.

Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т. д.

Сестра, какая? – маленькая, веселая и т. д.

2. Игра «Назови ласково».

Мама, бабушка, сестра, тетя, дочь, внучка.

3. Игра «Назови женскую профессию».

Учитель – учительница художник – художница

продавец – продавщица летчик – летчица

скрипач – скрипачка пианист – пианистка

спортсмен – спортсменка певец – певица

4. Игра «Что умеет?»

Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т. д.

Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т. д.

Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т. д.

Март (3 неделя). Лексическая тема : «Перелетные птицы весной».

1. Беседа.

Весной птицы (что делают) прилетают из теплых краев,

поют, щебечут, вьют гнезда, откладывают яйца.

Какие птицы прилетают из теплых краев? грач, жаворонок, скворец, зяблик, ласточка.

2. Игра «Скажи наоборот»

Ласточка маленькая – грач …

У ласточки крылья короткие – у грача …

У грача клюв длинный - у ласточки …

У грача клюв толстый - у скворца …

У ласточки хвост длинный - у скворца …

У ласточки грудка белая - у грача …

3. Игра «Кто где живет?»

Составление предложений по картине по образцу. На доске картинки с изображением гнезда на дереве, гнезда под крышей дома и скворечника.

Например: Это гнездо грача. Грач строит гнездо на дереве.

Ласточка, скворец, ворона и т. д.

4. Игра «У кого кто?» Например: У журавля – журавлята

У грач – … У гуся –. У скворца –.

У утки –. У кукушки –. У стрижа – …

5. Игра «Кто как голос подает»

Кукушка – кукует. Ласточка – щебечет.

Скворец – поет. Журавль – курлыкает.

Утка – крякает. Гусь – гогочет.

Март (4 неделя). Лексическая тема : «Растения и животные весной».

1. Беседа.

Что происходит с деревья весной? (оживают, почки набухают, распускаются листочки и т. д.)

Животные весной (выходят из спячки, ищут пропитание, радуются солнышку, линяют и т. д.)

2. Игра «Чем питаются звери».

Чем питается заяц? (травой, листочками).

Чем питается медведь? (травой, жуками, мышами, зайцами, мёдом).

Чем питается белка? (шишками, орехами).

Чем питается еж? (жуками, червяками, мышами).

Чем питается волк? (мясом — ловит мышей, зайцев, лис).

Чем питается лиса? (мышами, зайцами).

3. Игра: «Угадай с какого дерева листочек». Например: лист каштана - каштановый

Лист клена – … Лист дуба – …

Лист березы – … Лист осины – …

Лист рябины – … Лист липы – …

4. Игра «Назови детёныша»

У ежа -, у лисы -, у медведя -, у волка -, у лося -, у барсука -, у белки -, у зайца -, у рыси - …

5. Игра «Кто, где живёт?»

Лиса живёт в … (норе); ёж в … (норе); медведь в … (берлоге); заяц под … (кустом); волк в … (логове); белка в … (дупле).

Апрель (1 неделя). Лексическая тема : «Наша страна».

1. Беседа.

Как называется наша страна? Название городов? Округов? Столица? Домашний адрес?

2. Игра «Скажи наоборот».

эта улица узкая, а эта (широкая)

эта дорога длинная, а эта (короткая)

эта речка мелкая, а эта (глубокая)

эта тропинка прямая, а эта (кривая)

этот путь далекий, а этот (близкий)

этот мост высокий, а этот (низкий)

этот лес густой, а этот (редкий)

3. Игра «Закончи предложения»

Наша страна называется…

В России много … (городов, рек, озер).

Главный город России …

Кремль находится в …

Мы живем в городе …

4. Игра «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут – … В Англии – …

В Испании – … В Америке – …

В Германии – … В Китае – …

5. Игра «Назови ласково»

Лес, ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют.

Апрель (2 неделя). Лексическая тема : «Профессии».

1. Игра «Кто что делает?»

Учитель — … Пожарный — …

Строитель — … Маляр-штукатур — …

Фотограф — … Повар — …

Парикмахер — … Библиотекарь — …

Врач — … Писатель — …

Водитель — … Ветеринар — …

2. Игра «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру — … Врачу — …

Художнику — … Учителю — …

Маляру — … Рыболову — …

Продавцу — … Садовнику — …

Плотнику — … Ветеринару — …

3. Игра «Путаница»

Маляр шьет одежду.

Водитель управляет самолетом.

Парикмахер вяжет кофту.

Библиотекарь разносит почту.

Фотограф сочиняет музыку.

Тракторист шьет одежду.

4. Игра «Угадай профессию»

Кто красит? Кто шьет?

Кто рубит? Кто жарит?

Кто водит? Кто лечит?

Кто рисует? Кто строит?

Апрель (3 неделя). Лексическая тема : «Наш дом».

1. Игра «Дома бывают».

Для людей — жилой дом Для машин — гараж

Для собак — конура, будка Для коней — конюшня

Для свиней — свинарник Для коров — коровник

Для птиц — скворечник, гнездо Для кур — курятник

2. Игра «Если в доме…». Например: Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

Если в доме много этажей — дом (многоэтажный).

Два этажа — дом. (двухэтажный).

Три этажа — дом. (трехэтажный).

Пять этажей — дом. (пятиэтажный).

Десять этажей — дом. (десятиэтажный).

3. Игра «Назови, какой».

Дом из соломы — соломенный. Дом из кирпича — кирпичный.

Дом из камня — каменный. Дом из дерева — деревянный.

Дом из брёвен — бревенчатый. Крыша из железа — железная.

Окна из стекла — стеклянные. Труба из кирпича — кирпичная.

Фундамент из цемента — цементный. Пол из дерева — деревянный.

4. Игра «Назови ласково».

Окно — … Рама — …

Комната — … Стена — …

Дверь — … Балкон — …

Бревно — … Лестница — …

Звонок — … Крыша — …

Порог — …

Апрель (4 неделя). Лексическая тема : «Сад – огород – лес».

1. Беседа.

Что растет в саду? (фрукты - яблони, груши, сливы, вишня и т. д.)

Что растет в огороде? (Овощи - капуста, морковь, свекла, тыква и т. д.)

Что растет в лесу? (Грибы – лисички, маслята и т. д., ягоды – земляника, брусника и т. д.)

2. Игра «Приготовим сок»

Из моркови – … из груши - … из малины - …

из картофеля – … из яблок - … из клубники - …

из капусты – … из сливы - … из брусники - …

Из свеклы – … из вишни - … из клюквы - …

из тыквы – … из абрикоса - … из облепихи - …

из помидора – … из ананаса - … из черники - …

3. Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются.

Белый гриб, бледная поганка, груздь, дождевик, лисичка, ложный опенок, масленок, моховик, опенок, подберезовик, мухомор, рыжик, сыроежка, шампиньон.

4. Игра «Скажи ласково»

Гриб –, вишня -, капуста -, шляпка –, мухомор –, морковь -, яблоко -, боровик –, корзина –, трава –, ягода –, тыква -, ананас -, малина –, клубника –, клюква –, черника – …

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 летДидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 лет Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обогащать словарный запас. 2. Упражнять.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группеПерспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе детского сада. Сентябрь 1 неделя. Беседа «Что такое правильная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной группе для детей с ТНР
Опубликовано: 22 мая 2022 в 14:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план по развитию лексико-грамматических процессов в подготовительной группе для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Чернышева Ольга (УИ 2155897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД