Лариса Шипулина
Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР.
▼ Скачать +Заказ
Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР
(По программе М. А. Васильевой, Н. В. Нищевой)
Пояснительная записка.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы, с выражением читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию, легко воспроизводить многосложные слова. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.
Публикация «Перспективный план по разделу программы „Ознакомление с художественной литературой“ для детей средней группы с ЗПР, ЗРР,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
В средней группе все дети имеют существенные отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединять слова и фразы, у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным запасом слов. Детям с ОНР, ЗРР тяжело только потому, что им иногда бывает не понятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало.
Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Поэтому были внесены коррективы, определенные изменения в список рекомендованной литературы программы М. Васильевой, с учетом работы группы детского дома.
В основе планирования занятий по разделу «Ознакомление детей с художественной литературой», как и по другим направлениям работы, в соответствии с «Программой коррекционно - развивающей работы» Н. В. Нищевой лежит лексический принцип. Художественные произведения подобраны в соответствии с лексической темой недели.
Программные задачи необходимо решать на занятии и вне их.
Содержание раздела «Ознакомление с художественной литературой» направлено на достижение целей формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста:
1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления:
- дошкольники ощущают границу между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (стихи, загадки, сказки, рассказы).
2. Развивать литературную речь
- при рассматривании книжных иллюстраций воспроизводит текст рассказа или сказки;
- пересказывает знакомые и услышанные впервые литературные произведения;
- использует яркие и точные слова и выражения, знает тексты хороводных игр, потешек.
3. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие, эстетический вкус.
- получает удовольствие от общения с книгой, стремится к повторной встрече с ней;
- испытывает удовольствие от встречи с поэзией. стремление запомнить и воспроизвести.
Планируемые результаты освоения детьми раздела:
• Дети высказывают желание послушать определенное литературное произведение.
• С интересом рассматривают иллюстрированные издания детских книг.
• Могут назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
• Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «какой отрывок прочитать еще раз?».
Программно- методическое обеспечение:
Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто».
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Жуковская Р. И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» (1983г)
Карпухина Н. А «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой».
Лебедева Л. В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем».
Набойкина Е. Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком».
Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»
Хрестоматия для маленьких.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
1-2-я неделя – обследование детей
3-я неделя – «Осень. Осенние признаки»
4-я неделя – «Огород. Овощи»
Октябрь
1-я неделя – «Сад. Фрукты».
2-я неделя – «Деревья»
3-я неделя – «Грибы»
4-я неделя – «Ягоды»
5-я неделя - «Игрушки»
Ноябрь
1-я неделя – «Одежда»
2-я неделя – «Обувь»
3-я неделя – «Мебель»
4-я неделя – «Посуда»
Декабрь
1-я неделя – «Зима»
2-я неделя – «Зимние птицы»
3-я неделя – «Комнатные растения»
4-я неделя – «Новогодний праздник»
Январь
2-я неделя – промежуточное обследование
3-я неделя – «Домашние птицы и их детеныши»
4-я неделя – «Домашние животные и их детеныши»
5 –я неделя – «Дикие животные и их детеныши»
Февраль
1-я неделя – «Профессии. Продавец»
2-я неделя – «Профессии. Почтальон»
3-я неделя – «Транспорт»
4-я неделя – «Профессии на транспорте»
Март
1-я неделя – «Весна»
2-я неделя – «Мамин праздник»
3-я неделя – «Первые весенние цветы»
4-я неделя – «Цветущие комнатные растения»
Апрель
1-я неделя – «Дикие животные весной»
2-я неделя – «Домашние животные весной»
3-я неделя – «Перелетные птицы»
4-я неделя – «Аквариумные рыбки»
5-я неделя – «Наше село. Моя улица»
Май
1-я неделя – «Насекомые»
2-я неделя – «Лето. Цветы на лугу»
Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОСЕНЬ».
ТЕМА: Заучивание стихотворения В. Мироновича «Листопад».
Программное содержание: познакомить детей с литературным жанром – поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст, чувствовать ритм поэтического текста. Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях. Развивать память, мелкую моторику, творческое воображение. Воспитывать умение не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОГОРОД. ОВОЩИ»
ТЕМА: Заучивание наизусть потешки «Зайчишка- трусишка по полю бежал, в огород забежал…».
Программное содержание: познакомить детей с жанром- потешка. Помочь детям запомнить потешку, понять содержание. Формировать эмоциональный отклик на содержание произведения. Учить понимать вопросы по прочитанному и отвечать на них, читать громко, выразительно выговаривая слова. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «САД. ФРУКТЫ»
ТЕМА: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение песенки сербских народов «Яблоня».
Программное содержание: продолжать знакомить детей с жанром потешки, песенки. Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенки. Помочь детям понять ее содержание, желание повторять ее. Развивать активный словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательным в роде, числе, падеже. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ»
ТЕМА: Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина».
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ГРИБЫ»
ТЕМА: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).
Программное содержание: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием фланелеграфа и графических схем. Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений. Упражнение в согласовании существительных в коственных падежах. Развитие слухового и зрительного внимания детей. Воспитание любви с животному миру.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЯГОДЫ»
ТЕМА: Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки про ягоды, находить соответствующие отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произнесении иекста в народной игре «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ИГРУШКИ»
ТЕМА: Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Программное содержание: вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОДЕЖДА»
ТЕМА: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка».
Программное содержание: используя метод моделирования, продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде»; упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем. Воспитывать желание внимательно слушать рассказ взрослого, слушать товарищей, не перебивая.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОБУВЬ»
ТЕМА: Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. Развивать слуховую память, эмоционально- волевую сферу, совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «МЕБЕЛЬ».
ТЕМА: Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».
Программное содержание: продолжать формировать у детей понятие литературного жанра – сказки. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. Помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать любовь к животным.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПОСУДА»
ТЕМА: «Рассказываем сказку «Лиса и кувшин».
Программное содержание: продолжать формировать у детей понятие литературного жанра – сказки. Формировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию. Совершенствовать мелкую моторику. Расширять словарный запас детей за счет слов- антонимов: добрый – злой, умный – глупый, честный – нечестный (обманщик); ввести в речь обобщающее слово «посуда». Формировать представление детей о частях, из которых состоит посуда: дно, крышка, носик, горлышко, ручка. Совершенствовать навыки связной речи. Развивать слуховое и зрительное внимание.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЗИМА»
ТЕМА: Чтение стихотворений о зиме.
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки- пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует. Развивать эмоциональную сферу. Воспитывать любовь к красоте природы.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЗИМНИЕ ПТИЦЫ»
ТЕМА: Чтение рассказа Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится?»
Программное содержание: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к ним.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ТЕМА: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К. Д. Ушинскому).
Программное содержание: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Формирование навыка пересказа текста рассказа с помощью графических схем. Развитие интонационной выразительности речи. Формирование простейших навыков грамматического согласования слов. Развитие внимание, памяти, логического мышления, творческого воображения и подражательности. Воспитание любви к животным.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
ТЕМА: Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке».
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения. Воспитывать желание не перебивать друг друга, выслушивать до конца.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
ТЕМА: Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке».
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения. Воспитывать желание не перебивать друг друга, выслушивать до конца.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
ТЕМА: Чтение сказки «Усатый - полосатый» С. Маршака.
Программное содержание: продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать любовь к животным.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
ТЕМА: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».
Программное содержание: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать любовь к животным.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ»
ТЕМА: Чтение веселых стихотворений
Программное содержание: продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развивать чувство юмора, эмоциональную сферу.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРОФЕССИИ. ПОЧТАЛЬОН»
ТЕМА: Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРОФЕССИИ. ПОЧТАЛЬОН»
ТЕМА: Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ».
ТЕМА: Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».
Программное содержание:
Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа. Учить детей описывать различные свойства предметов (тема – транспортные средства). Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ».
ТЕМА: Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».
Программное содержание:
Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа. Учить детей описывать различные свойства предметов (тема – транспортные средства). Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
ТЕМА: Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходера.
Программное содержание: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Шофер.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофер.
Я сам – мотор. Нажимаю на педаль –
И машина мчится в даль
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ВЕСНА»
ТЕМА: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому)
Программное содержание: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Продолжить учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к природе.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «МАМИН ПРАЗДНИК»
ТЕМА: Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама».
Программное содержание:
Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ»
ТЕМА: Заучивание стихотворения «Одуванчик» Е. Серова.
Программное содержание:
Учить детей понимать значение образных слов произведения, замечать выразительность средства речи в произведении; развивать образность и выразительность речи. Развивать словесную память. Воспитывать любовь, бережное отношение к цветам.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЦВЕТУЩИЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ТЕМА: Чтение сказки К. Чуковского «Путаница».
Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание сказки, написанной в стихотворной форме; учить отвечать на вопросы по ее содержанию. Учить детей драматизировать отрывки произведения: развивать мимику, пантомимику, речь, творческие способности. Развивать у детей чувство юмора.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ».
ТЕМА: Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Программное содержание:
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ»
ТЕМА: Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину»).
Программное содержание: формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы. Учить детей сравнивать объекты на панно «Корова с теленком» по величине; подбирать антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить составлять предложение из 2-3 слов. Учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем. Развивать у детей интонацию при пересказе.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
ТЕМА: Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла (Воробей с березы на дорогу прыг)».
Программное содержание: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла». Упражнять в подборе определений к заданному слову.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ»
ТЕМА: «Хорошие и плохие поступки Маши и Ойки» - чтение рассказа С. Прокофьева «Когда можно плакать?», «Маша и Ойка».
Программное содержание: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАШЕ СЕЛО. МОЯ УЛИЦА»
ТЕМА: «Хорошие и плохие поступки Маши и Ойки» - чтение рассказа С. Прокофьева «Сказка о грубом слове «Уходи»» (продолжение)
Программное содержание: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ».
ТЕМА: Рассказывание «Муравьишки» Е. Л. Набойкиной (сказкотерапевтическое занятие).
Программное содержание: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие); последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕТО. ЛЕТНИЕ ИГРЫ»
ТЕМА: «В стране Путаницы – перепутаницы» (чтение веселых стихов К. И. Чуковского)- итоговое.
Программное содержание:
Познакомить дошкольников с поэтическим наследием выдающегося детского писателя К. И. Чуковского, побуждать детей понимать юмористический характер литературных текстов, развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность, использовать все знакомые средства для воспроизведения отдельных стихотворных строк. Упражнять в звукоподражании животным. Воспитывать любовь к литературе.