Ольга Собетова
Перспективный план по безопасности для старшей группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО БЕЗОПАСНОСТИ для старшей группы.
Составила Собетова О. В.
правила дорожного движения (ПДД, противопожарная безопасность (ППБ, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Месяц
Неделя
Лексическая тема Вид безопасности Программное содержание Деятельность
Совместная Индивидуальная В режимных моментах
сентябрь
1неделя
«День знаний,
Публикация «Перспективный план по безопасности для старшей группы» размещена в разделах
Школа» ПДД Закреплять представления о начале учебного года в школах и детских садах;
познакомить с
некоторыми правилами поведения на
улице:
пешеходный переход, двустороннее движение;
воспитывать умение ориентироваться на
улице (дорога, тротуар,
здания, виды транспорта).
Беседа: "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать"
Моделирование ситуации с
использованием макета:
«Перекресток», «Улица» Детские рисунки «Осторожно, опасность!»
Игры с макетом
дороги
Д/и «Я – шофер».
С/р «Водители и пешеходы».
Чтение из сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"
Прогулка “Наблюдение за движением транспорта”
П/и «Светофор»
П/и «Едем, едем, стоп…»
сентябрь
3 неделя
«Сад, фрукты, садовые ягоды» ППБ Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах;
развивать умение правильно действовать во время пожара; воспитывать чувство самосохранения;
учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями. Беседа: «Пожар. Пожарный номер- 01»
Ситуативный разговор: «Что делать, если все кругом горит».
Просмотр видеофильма: «Как тушат лесные пожары». Д/и «Собери картинку»
-Д/и «Если возник пожар»
Выставка работ «Пожар глазами детей»
С/р игра «Пожар»
С/р игра «Действия при пожаре»
Рассматривание плаката: «Причины пожара в доме».
Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Чтение рассказа Л. Толстого «Пожар»
.
Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки»
Составление творческих рассказов «От маленькой искры большой пожар случается».
П /и «Тушим огонь»
октябрь
1неделя
«Лес, грибы, ягоды лесные» ОБЖ Формировать умение контролировать собственное поведение и управлять им с учетом моральных норм между людьми, закреплять знания и умения называть Ф. И., свой адрес, помочь расширить социальный опыт и область правовых знаний, учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни; формировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми.
Беседа «Если ребенок потерялся».
Проблемная ситуация: «Хрюша потерялся»
Д/и «Почтальон»
С/р. «Полиция»
«Фоторобот» опасного, злого и доброго человека»
Рассматривание иллюстраций с обсуждением различных ситуаций Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»
Чтение Шорыгиной. Т.
«Чичи идёт в парк»
Просмотр мультфильма «Незнакомцы» из серии «Уроки тетушки Совы»
Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации»
Тренинг
«Чужая машина»
октябрь
3неделя
«Осень» ПДД Познакомить детей, как следует переходить дорогу, познакомить их с пешеходным маршрутом: переход «зебра», светофор, «островок безопасности», какие есть знаки для пешеходов,
вспомнить, зачем нужен светофор, что обозначают его сигналы
Беседа: «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов»
Физкультурный досуг
" В гостях у Светофорика"
Д/и "Найди отличия"
Д/и «Что не правильно»
Аппликация из ниток: «Светофор» Чтение: С. Михалков "Бездельник светофор"
Чтение: Михалков С. "Шагая осторожно"
Чтение: Дмоховский А. "Чудесный островок"
П/и «Стоп»
П/и «Светофор»
ноябрь
1неделя
«Моя родина-Россия»
«Москва- столица нашей Родины!» ППБ Продолжить знакомство детей с профессией пожарного,
углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар; воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.
Беседа: «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой»
Спортивный праздник «Юные пожарные»
Рассматривание иллюстраций «Пожарные машины».
Д/ и: «Доскажи словечко»
С/р игра «Пожарные спешат на помощь».
Конструирование: «Машина 01»
Д/ и: «Что нужно пожарному?»
Чтение:
«Пожар» С. Маршак,
«Пожарная команда»
О. Иоселиани
П/ и: «Кто быстрее потушит пожар»
Разучивание песни «Я стану пожарным»
ноябрь
3неделя
«Дикие живот
ные» ОБЖ Познакомить детей с правилами здорового образа жизни, развивать интерес к своему здоровью, уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь, уточнить знания детей о предметах личной гигиены, показать значение культурно-гигиенических процедур, закаливания. Беседа: «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»
Игра – тренинг: «Правила личной гигиены» Обыгрывание ситуации «С Мишкой случилась беда»
Д/и «Видим, слышим, ощущаем»
С/р "Аптека"
С/р «Больница»
Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит»
Чтение В. Драгунский «Без осанки конь - корова», «Силушка по жилушкам огнём бежит»
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада
Проблемная ситуация: «У Карлсона заболел живот»
Просмотр мультфильма «Как Непослуха съел витамины»
Мультфильм «Королева Зубная щетка»
.
декабрь
1неделя
«Посуда» ПДД
Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов,
познакомить с предупреждающими знаками,
с запрещающими,
с предписывающими,
с информационно-указательными.
Беседа: «Дорожные знаки для водителей и пешеходов»
Викторина "Кто лучше знает правила дорожного движения" Д/и «Собери знак»
Д/и «Чего не хватает»
С/р "Автомобилисты"
С/р "Гараж"
Изготовление дорожных знаков из картона для игры с макетом улицы Чтение сказки Извековой Н. «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»
Д/и «Назови дорожный знак»
Д/и «Поставь правильно знак»
П/и «Автомобили и пешеходы»
декабрь
3неделя
«Моя семья» ППБ Систематизировать представления о функциях огня, формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту, выяснить какие ёлочные игрушки могут быть пожароопасными и почему; формировать у детей навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников
Беседа: «Осторожно – ёлка»
Ситуативный разговор: «Когда огонь – друг, а когда огонь – враг?» Д /и «Пожароопасные новогодние предметы»
Д/и «Кто быстрее украсит елку»
С /р игра «Спасите животных от пожара»
С /р игра «Вызов пожарных».
Знакомство с пословицами и поговорками на тему: «Пожарная безопасность»
Игра- эстафета «Тушим пожар»
Рассматривание плаката: «Причины пожара в доме».
январь
1неделя
«Зима. Зимние развлече
ния» ОБЖ Продолжать формировать представления об опасности гололеда, опасности ходьбы по замерзшему водоему, тропинкам под снегом, опасности неаккуратного катания с горки, игры в снежки Беседа: «Зимние развлечения. Опасно ли это?»
Просмотр видеороликов «Поведение зимой», «Опасности на льду» Рассматривание иллюстраций, картинок по теме.
Д/и «Что лишнее»
С/ р
«Окажи помощь пострадавшему» Опытная деятельность на прогулке:
На примере льдинок, тонкой корочки льда - показать опасность при выходе на водоём.
Решение проблемной ситуации: Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?»
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» : «На тонком льду»
январь
3неделя
«Живот
ные Севера» ПДД
Познакомить детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД,
рассказать детям о работе полицейских-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров Беседа: «Как работает ГИБДД. Полицейский – регулировщик»
Просмотр видеофильма «Регулировщик на дороге» Д/и"Отвечай быстро"
Д/и "Регулировщики"
Тренинг «Покажи сигналы регулировщика»
Постройка легковых машин из конструктора "Лего", обыгрывание ситуации
С/р "Автопарк"
Чтение: С. Волков "Про правила движения"
Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».
П/и "Кто быстрее провезет машину по дорожке?"
февраль
1неделя
«В мире материало:бумага,ткань»
ППБ Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; познакомить со средствами пожаротушения; формировать негативное отношение к нарушителям этих правил;
углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров
Беседа: «Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности».
Решение проблемной ситуации: «Если в доме что-то загорелось.»
- учить находить выход из проблемной ситуации
С/ р игра: «Мы пожарные»
Раскраски «Машины службы МЧС»
Изготовление пособий «Пожарные знаки».
Рассматривание иллюстраций «Знаки пожарной безопасности»
Д/и «С помощью чего можно потушить пожар».
Чтение Б. Житкова «Пожар в море».
Чтение Е. Пермяка «Как огонь воду замуж взял».
Экскурсия по дет. саду – знакомство с пожарной сигнализацией, пожарными выходами, средствами тушения пожара
П/и «Быстрые и ловкие»
Д/и «Пожароопасные предметы»
февраль
3неделя
«День защитника Отечества» ОБЖ Познакомить детей с острыми, колющими, режущими предметами и электрическими бытовыми приборами, требующими осторожного обращения, их назначением,
продемонстрировать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома
упражнять в выборе безопасных способов при обращении с предметами
Беседа: «Безопасность в доме. Острые, колющие и режущие предметы.
Электрические приборы»
Обсуждение проблемной ситуации «Как Иришка наступила на иголку» Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди»
Д/и «Так – не так»
Д/и «Что лишнее?»
Д/и «У каждой вещи свое место»
«Нарисуй самый опасный предмет» Чтение Е. Казаков «Чик-чик ножницы»
Чтение Ю. Пермяк «Торопливый ножик»
Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок.
Коллективное составление памятки: «Если ты дома один»
март
1неделя
«Женс
кий день» ПДД
Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Беседа: «Правила поведения в транспорте»
Ситуативный разговор: «Как бы ты поступил?»
Презентация: «Как вести себя в общественном транспорте» Дидактическая игра "Что не так?"
Рисование пассажирского транспорта с помощью трафарета
Конструирование "Автобусы"
С/р «Автобус»
С/р «Шофер»
Чтение стихотворения С. Михалкова "Скверная история"
Рассматривание иллюстраций «Хорошо – плохо», обсуждение
Тренинг: «Мы – пассажиры»
Рассматривание иллюстраций с видами транспорта
март
3неделя
«животные жарких стран
» ППБ Формировать элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме, формировать осторожное отношение к предметам повышенной пожарной опасности,
учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации, воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь,
закреплять правила обращения с огнем. Беседа: «Огонь – судья беспечности людей. Детские шалости с огнем»
Презентация: «Спички детям не игрушка!». Выставка работ: «Правила Пожарной безопасности –твои и мои».
Рассматривание картины «Лесной пожар»
С/р игра «Мы пожарные» Чтение рассказа В. Богданова «Костёр»
Викторина : «Правила обращения с огнем»
Составление творческих рассказов на тему: «Спичка невеличка и большой пожар»
П/и «Окажи помощь пострадавшему».
П /и «Кто быстрее».
апрель
1неделя
«Перелетные птицы» ОБЖ Учить детей понимать
состояние и поведение
животных; знать, что каждое животное
обладает своим характером;
формировать
представление о том, что можно и чего нельзя
делать при контакте с
животными;
воспитывать интерес к
жизни животных,
добрые чувства
к ним
Беседа: «Кошка и собака – наши соседи»
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»
Просмотр презентации «Правила поведения с животными»
Д/и «Распутай путаницу»
Д/и «Кто где живёт?»
Рассматривание
альбома
«Четвероногие друзья»
«Соедини по точкам своего четвероногого друга» Чтение
Г. Новицкая «Дворняжка»
И. Токмакова «Ничья кошка»
А Дмитриев
«Бездомная
кошка»
Слушание песенки «Собака бывает кусачей»
«Составление правил общения с домашними питомцами»,
Тренинг:
«Укусила собака»
апрель
3неделя
«Весна» ПДД
Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде, самокате, роликах: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам
Беседа: «Катание на велосипеде, самокате, роликах»
Игровая ситуация: «Где можно кататься, а где нельзя» Д/и "Хорошо – плохо"
Рисование дорожных знаков, регламентирующих движение велосипедиста
Рассматривание иллюстраций: «Игры во дворе» Чтение: Михалков С. «Велосипедист»
Чтение: Маршак С. "Пострадал он не в атаке"
Викторина загадок о велосипеде.
Д/и «Чего не хватает»
май
1неделя
«День Победы» ППБ Обобщать знания детей о соблюдении правил поведения дома, систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти дома, закреплять представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека,
формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения, воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.
Беседа: «Наедине с электричеством или один дома».
Презентация: «Опасно ли домашнее электричество?»
Ситуативный разговор: «А если дома пожар».
Рассматривание иллюстраций «Электроприборы»
Д /и «Пожароопасные предметы»
Рассматривание плаката «Правила поведения при пожаре».
Чтение стихотворения
И. Тверобухина «Андрейкино дежурство"
Чтение стихотворения
С. Маршака «Мать на рынок уходила…»
Викторина загадок на тему: «Электробытовые приборы»
май
3неделя
«Солнце,воздух и вода» ОБЖ Расширять представления детей о правилах безопасного поведения на природе; о влиянии погодных условий на человека, подборе одежды по погоде, а также рассказать про клещей, какую опасность представляют последствия присасывания клеща, об опасности ядовитых растений и грибов Беседа: «Безопасность при отдыхе на природе»
Просмотр презентации: «Правила безопасного поведения детей на природе»
Д/и «Опасно- не опасно»
С/р игра «Едем на природу»
Моделирование ситуаций: «Что будет если. ?» Чтение сказки
Т. Шорыгиной «На лесной тропинке»
Чтение Г. Шалаевой «Не ешь незнакомые ягоды в лесу»
Д/и «Так – не так»
Д/и «Съедобный грибок»
Д/и «Отгадай загадку о явлениях природы»