Наталия Губайдуллина
Перспективный план образовательной работы со старшими дошкольниками на основе реализации технологии культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция магнитов «Памятники городов Поволжья» - по местам боевой славы.
Основание – историческое.
Группа старшая
1. Ценностно-ориентационный шаг
Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений через ознакомление детей с памятниками городов Поволжья.
Публикация «Перспективный план образовательной работы со старшими дошкольниками на основе реализации технологии культурных практик» размещена в разделах
Задачи работы с детьми :
1. Расширять кругозор детей о памятных местах в разных городах Поволжья.
2. Способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию магнитов памятных мест Поволжья.
3. Сделать подборку художественных произведений, иллюстраций для ознакомления детей по теме коллекции.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро:
- Рассматривание альбома «Памятники героям в Тольятти».
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города.
- Выставка фотографий городов Поволжья (Самара, Тольятти, Сызрань, Саратов).
Цель: привлечь внимание детей к памятным местам в Поволжье.
- Беседа-рассуждение с детьми «Мое представление о коллекционировании».
Цель: сформировать у детей представление о том, что такое коллекционирование, о видах коллекционирования. Заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.
- Просмотр мультфильма «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер»
Цель: сформировать у детей понятие о том, кто такой коллекционер.
- Беседа «Зачем людям нужны памятники?», «Как собирать экспонаты коллекции?».
Цель: Активизировать познавательный интерес детей. Формировать умение рассуждать, приводить и высказывать доказательные аргументы.
- Экскурсия детей в группу № 8 «Коллекция магнитов о спорте».
Цель: способствовать формированию мотивации к коллекционированию магнитов, закреплять представления детей о разных видах спорт, умение радоваться успехам сверстников.
- Д/игры «Кто, где служит», «Наши защитники»
Цель: Закреплять представления детей о защитниках Российской армии, военной технике, воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
Прогулка:
- Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий», «Полоса препятствий»
Цель: развивать у детей ловкость, меткость и точность движений при попадании мяча в цель.
- Интервьюирование детей «Коллекция моей бабушки, папы».
Цель: обогащать опыт детей представлениями о мире семьи, развитие связной речи детей.
- Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Великая Отечественная война», «Бессмертный полк».
Цель: расширять представления детей о героях ВОВ, развивать способность понимать причины героических поступков людей в годы ВОВ.
Вечер:
- Просмотр презентации «Такие разные коллекции»
Цель: расширять представления детей о различных видах коллекционирования
создание в группе уголка коллекционирования (сбор экспонатами по основанию - памятники, ознакомление детей со способами хранения коллекций.
-Работа в книжном уголке : подбор иллюстраций художников на тему: «Памятники героям ВОВ».
Цель: оказание помощи в подборке наглядного материала для создания выставки.
- Чтение иллюстрированных книг: С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к людям, защищающим нашу Родину.
- Аудиозаписи для прослушивания: Б. Ласкин «Три танкиста», М Исаковский «Катюша».
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое совей страны.
- Альбом с фотографиями памятников боевой славы.
- Фотографии городов Поволжья
- Диск с мультфильмом «Смешарики» - «Ёжик-коллекционер»
- Дидактические игры «Кто, где служит», «Наши защитники»
- Физоборудование для подвижных игр
- Сюжетные картинки по теме «Великая отечественная война»
- Ноутбук для просмотра презентации
- Иллюстрированные книги: С. Баруздин: «Шёл по улице солдат».
- Диск с аудиозаписями Б. Ласкин «Три танкиста», М Исаковский «Катюша».
- Консультация для родителей «Что нужно знать родителям дошкольников о коллекционировании».
- Анкетирование родителей «Моё отношение к коллекционированию, как к виду познавательной деятельности».
- Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам.
-Привлечь родителей к совместному с детьми подбору картинок, иллюстраций на тему «Бессмертный полк» о родственниках, принимавших участие в войне на территории Поволжья.
- Оказание помощи в подборе материала к презентации о разных видах коллекций.
2. Содержательный шаг
Цель: способствовать овладению детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекцией магнитов «Памятники городов Поволжья».
2.1 «Ознакомление»
Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию, через приобщение детей к коллекционированию.
Задачи работы с детьми :
1. Обогащать опыт детей представлениями о мире общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др., расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.) на примере предметов коллекционирования.
2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе).
3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие).
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
ООД Образовательная деятельность
в режимных моментах
ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Мой родной город»
Цель: расширять представления
детей о достопримечательностях города,
их значимости и ценности для жителей
Тольятти; воспитывать любовь к
родному городу, чувство уважения к
людям труда, бережное отношение к
культурному наследию нашей страны.
Основные понятия :
достопримечательность, музей, площадь,
обелиск, театр, автозавод, барельеф.
Тема: «Герои, защитники Отечества»
Цель: расширять представления детей о подвигах героев – земляков; дать
понятие, кого называют героями;
воспитывать чувство бережного
отношения к историческому прошлому,
любовь и уважение к защитникам
Родины.
Основные понятия : земляк, обелиск,
барельеф, подвиг, война, герой.
Тема: «Города - герои Поволжья» (путешествие по карте)
Цель: дать детям элементарные
представления о географической карте Поволжья и месте нахождения определённых городов, воспитывать чувство гордости за наш край, за то, что мы жители Среднего Поволжья.
Основные понятия : область,
промышленность, полезные ископаемые,
исторические памятники.
Материал: карта Поволжья, иллюстрации
достопримечательностей некоторых городов области. Утро:
- Утренняя гимнастика с флажками (под марш).
- Рассматривание экспонатов, принесённых детьми из дома.
Цель: формировать у детей познавательную активность, желание заниматься коллекционированием, воспитывать бережное отношение к предметам коллекции, способствовать приобщению детей к культурным традициям и устоям, сложившимся в семье.
- Д/и «Опиши, я отгадаю»
Цель: развивать у детей умение описывать предметы коллекции и узнавать их по описанию, умение выделять наиболее характерные признаки.
- Д/и «Разрезные картинки»
Цель: развивать целостное восприятие изображения на картинке, умение определять и называть памятники городов Поволжья.
-Просмотр видеоролика «Подвиг народа в наших сердцах»
Цель: развивать у детей эмоционально-положительное отношение к подвигу героев-земляков в годы ВОВ.
- Рассматривание карты Поволжья.
Цель: формировать представление детей о географической карте Поволжья и месте нахождения определенных городов.
Прогулка:
- Наблюдение за людьми в военной форме
- Д/и «Объясни поговорку» - Сам погибай, а товарища выручай, Один в поле не воин и др.
Цель: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, умение излагать свои мысли.
- Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом».
Цель: содействовать развитию чувства гордости за людей, защищающих свою Родину, развивать ловкость, быстроту, выдержку.
- Д/и «Кто больше назовёт объектов Поволжья»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях городов Поволжья.
- П/и «Самолёты», «Театр теней»
Цель: способствовать развитию двигательной активности детей, развитию воображения.
Вечер:
- Чтение художественной литературы А. Гайдар «Сказка о мальчише Кибальчише».
Цель: развивать умение внимательно слушать, давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей, умение сопереживать.
- Творческая мастерская «Изготовление атрибутов (пилотки из бумаги, детские автоматы) к игре «Разведчики».
- Сюжетно-ролевая игра «Разведчики» Цель: формировать у детей умения творчески развивать сюжет игры, уточнить представления детей об Армии, солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.
Атрибуты для проведения ОРУ (флажки)
- Экспонаты собираемой коллекции
- Альбом с фотографиями достопримечательностей
города, открытки.
- Картинки с достопримечательностями городов Поволжья.
- Картинки –пазлы с памятниками героям Поволжья.
- Ноутбук для просмотра видеоролика «Подвиг народа в наших сердцах»
- Магнитная карта Поволжья
- Картотека поговорок по военной тематике.
- Физоборудование для подвижных игр и упраднений.
- Фотоаппарат для создания коллекции теней.
-Книга А. Гайдара «Сказка о военной тайне и мальчише Кибальчише».
- Материал для изготовления атрибутов (бумага, ножницы, клей, карандаши)
- Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Разведчики»
- Посещение тематических выставок в краеведческом музее города.
- Доклад родителей «Коллекция моей семьи».
- Составить рассказ совместно с ребёнком об истории своего магнита.
- Оформление стенгазеты «Мой экспонат»
- Анкетирование родителей «Наше семейное хобби - коллекционирование»
- Фотовыставка семейных коллекций:
«Наша семейная гордость!», «Мой папа коллекционер!».
2.2 «Освоение»
Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.
Задачи работы с детьми :
1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье, диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования магнитов памятных мест в городах Поволжья.
2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи, закрепленных в предметах коллекционирования.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
ООД Образовательная деятельность
в режимных моментах
.
Тема: «По местам боевой славы городов Поволжья»
Цель: обогащение опыта детей представлениями об исторических ценностях городов Поволжья, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребёнка между собой и предметами коллекционирования магнитов «Памятники городов Поволжья», развивать у детей умение самостоятельно интересоваться и получать знания о героическом прошлом городов Поволжья, воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое своих земляков.
Утро:
- Беседа с детьми «Мой дед - герой»,
Цель: воспитывать у детей гордость за свою семью, пробуждать у детей интерес к изучению истории своей семьи.
- Рассказы детей об истории появления, принесенных ими магнитов, в их семьях и о ценностях, закрепленных в этих магнитах, истории создания памятников.
Цель: способствовать формированию у детей представлений о ценностях мира семьи, закрепленных в предметах коллекционирования.
- Игровое упражнение «Давай меняться»
Цель: формировать навыки позитивного общения со сверстниками, умение договариваться друг с другом.
- Беседа с детьми «Где и как мы будем хранить свою коллекцию?»
Цель: определить место и способ хранения коллекции магнитов в группе.
-Рассматривание альбома «Молодая гвардия».
-Дидактические игры «Кто больше назовёт городов Поволжья?», «Собери из частей исторические места города…», «Найди лишнее»
Цель: закреплять знания о городах Поволжья, их памятных местах.
Прогулка:
Военно-спортивное мероприятие "Зарничка»
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей, чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, формирование ЗОЖ.
Вечер:
- Оформление групповой коллекции магнитов.
Цель: оказание детьми помощи в расстановке экспонатов на магнитной доске.
- Игра-интервью «Что я знаю о городах Поволжья?»
Цель: развитие диалогического общения детей, закрепление знаний о городах Поволжья, их достопримечательностях, название памятников.
- Игры с военной техникой и солдатиками
Цель: формировать у детей умения применять полученные знания в самостоятельной игровой деятельности, умение договариваться друг с другом.
-Книжки – раскраски «Боевая техника»
Цель: закрепить знания детей о разных видах боевой техники, развитие мелкой моторики рук, умения доводить начатое до конечного результата.
- Сюжетные картинки по теме «Великая отечественная война»
- Экспонаты коллекции.
- Презентация «Как можно хранить коллекции»
-Видеоролик «Молодая гвардия»
- Настольно-печатные игры
- Физоборудование для организации двигательной деятельности.
- Магнитная доска, экспонаты коллекции.
- Наглядный материал о Поволжье.
- Набор игрушек военной тематики (солдатики, военная техника)
- Книжки - раскраски.
- Принести магниты памятных мест городов Поволжья, совместно с детьми составить рассказ об истории создания памятника.
- Оформление персональной выставки «Моя коллекция»
- Участие родителей в организации и проведении спортивного мероприятия для детей «Зарничка».
- Привлечь родителей к созданию предметов декорирования для оформления групповой коллекции.
2.3 «Проживание»
Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.
Задачи работы с детьми :
1. Формировать у детей умение самостоятельно интересоваться и получать знания о героическом прошлом нашей страны у людей старшего поколения.
2. Формировать у детей умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
3. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро:
- Рассматривание коллекции магнитов «Памятники героям городов Поволжья и их история создания».
Цель: вызвать у детей эмоционально-положительное отношение от проделанной работы. Закрепить у детей умение высказывать свое мнение о собранной коллекции.
- Игра-викторина «Что я знаю об этом магните»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о мире общественных отношений, закрепленных в предметах коллекционирования.
-Презентация ребёнком своего магнита «Памятник «Родина – мать зовет», город – герой Волгоград».
Цель:
- Творческая мастерская:
Изготовление афиши для детей старшей группы на презентацию своей коллекции»
Цель: информирование детей старших групп о предстоящем мероприятии, развитие творческих способностей у детей.
- Рассматривание иллюстрированных книг: С. Алексеев «Три подвига» (про лётчиков, П. А. Васильев «Фронт рядом».
Цель: развивать способность детей понимать причины геройских поступков людей в годы ВОВ.
- Рисование «Портрет героя»
Цель: побуждать детей самостоятельно изображать в рисунке свои впечатления, используя полученные ранее знания и умения для создания образа, вызвать положительное эмоциональное отношение к своим рисункам и рисункам сверстников.
Прогулка:
- Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий», «Полоса препятствий»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность, умение преодолевать трудности.
- Пальчиковые игры «Бойцы – молодцы», «Аты - баты, шли солдаты.»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умение согласовывать слова текста и движением рук.
- Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом».
Цель: содействовать развитию чувства гордости за людей, защищающих свою Родину, развивать ловкость, быстроту, выдержку.
- С-р игра «Военный госпиталь»
Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры, закрепить знания детей о работе военной мед. сестры, воспитывать чувство коллективизма
Вечер:
- Презентация коллекции «По местам боевой славы» для детей других групп (пригласить детей других групп посмотреть на коллекцию).
Цель: Совершенствовать умение детей представлять свою коллекцию магнитов. Вызвать у детей чувство гордости и удовлетворенности от проделанной работы.
- Просмотр видеофильма «Минута памяти».
Цель: продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей Родины.
- Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
- Беседа по картинкам «Армия России. Надёжный щит Родины» (о видах и родах войск в Российской армии, профессии военных).
- Коллекция собранных с детьми магнитов.
- Ноутбук для просмотра презентации.
- Материал для изготовления афиши (бумага, ножницы, клей, карандаши)
- Иллюстрированные книги: С. Алексеев «Три подвига» (про лётчиков, П. А. Васильев «Фронт рядом».
- материал для художественной деятельности (бумага разных форматов и цветовой гаммы, краски, карандаши, восковые мелки).
- Физоборудование для подвижных игр (мячи, скамеёки, обручи).
- Атрибуты для с-р игры
- Ноутбук для просмотра презентации и видеофильма.
- Диски с военными песнями, магнитофон.
-Картинки с изображением видов войск, набор игрушек по военной тематике.
- Оказание помощи в создании презентации «Памятник «Родина – мать зовет», город – герой Волгоград».
»
- Пригласить родителей на презентацию групповой коллекции магнитов «По местам боевой славы» городов Поволжья
- Привлечь родителей к изготовлению афиши на презентацию групповой коллекции.
- Оказание помощи в подборе иллюстрированных книг о подвигах солдат, о ВОВ.
3. Рефлексирующий шаг
Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.
Задачи работы с детьми :
1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).
2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро:
- Просмотр видеоролика «Как создавалась наша коллекция».
Цель: вызвать у детей эмоционально-положительное отношение от проделанной работы. Закрепить у детей умение высказывать свое мнение о собранной коллекции.
- Просмотр презентаций «Детям о Великой Отечественной войне», «Символы Дня Победы».
Цель: расширять представления детей о войне, умение высказывать своё мнение об увиденной информации.
- Конструирование из строительного материала «Военная техника»
Цель: упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала, расширять представления детей о видах военной техники, формировать правильное отношение к армии, развивать воображение, сообразительность.
- Д/и «Назови памятники города»
- Эвристическая беседа «Что я могу делать с коллекцией?»
Цель: развивать диалогическую речь, фантазию у детей, генерация идей детьми по использованию коллекции в разных видах детской деятельности.
Прогулка:
- Наблюдение за природой родного края
Цель: систематизировать знания об окружающем мире, о взаимосвязях в природе, формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
- Подвижные игры: «Самый меткий», «Полоса препятствий - эстафеты»
- Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом».
Цель: развитие глазомера, силы воли, быстроты реакции, умение преодолевать трудности, развитие взаимопомощи.
- Словесная игра "Назови достопримечательности Поволжья на заданный звук", "Как называют жителей города?" (Тольятти – тольяттинцы,)
Цель: расширять словарный запас, умение подбирать слова по заданному звуку – развитие фонематического слуха.
Вечер:
- С/р игра «Я - экскурсовод»
Цель: формировать умения детей играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре, закреплять представления детей о профессии и работе экскурсовода, расширять представления детей о достопримечательностях городов.
-Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме: «Что ты знаешь о войне?», «Символы победы», «Что я видел?» (памятники воинам).
Цель: уточнить знания детей о героическом прошлом своей Родины, прививать навыки бережного отношения к памятным историческим местам в Поволжье.
- Просмотр мультфильма «Солдатская сказка».
-Аппаратура для просмотра презентаций.
-Презентация «Детям о ВОВ».
- Крупный и мелкий строительный материал, набор игрушек.
- Карточки для игры.
- Стихи о природе родного края.
- Атрибуты для с-р игры: микрофон, картинки с достопримечательностями, предметы – заместители.
- Ноутбук, диск с записью мультфильма «Солдатская сказка». - Экспресс–опрос «Может ли коллекционирование увлечь дошкольника»
- Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам.
- Заседание круглого стола «Обмен впечатлениями, эмоциями, которые остались после совместной работы по коллекционированию магнитов «По местам боевой славы Поволжья»
- Оказание помощи в подготовке экскурсовода (ребенка) для проведения экскурсии по собранной коллекции.