Оксана Лазарева
Реализация технологии культурных практик посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Культурные практики – «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию
(Н. Б. Крылова).
Понятие «культурные практики» является интегративным по своему содержанию и направлено на решение задач, связанных с целостным развитием личности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Реализация технологии культурных практик посредством фольклора» размещена в разделах
Культурных практик существует достаточно много. Основываясь на деятельностном подходе, я рассматриваю восприятие художественной литературы и фольклора, как универсальные культурные практики, которые способствует формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений. Восприятие художественной литературы и фольклора является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира, включает готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных норм и выражает :
• Содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
• Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Данные практики способствуют :
• формированию ребенком представлений: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
• реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рассказе, театрализованной деятельности и др.
• интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей
Для понимания особенностей организации художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики необходимо обратиться к опыту народного воспитания. В традиционной культуре искусством становилось все, чем окружал себя человек, и само жизнеустройство, в основе которого лежал народный обряд. Оно соеди-няло в себе движение, танец, музыку, поэзию, изображение-украшение. При этом, приобщение ребенка к народному искусству никогда не было насильственным. Находясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребенок осваивал ценности народной культуры — праздничное и поэтическое мировосприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни — участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. — осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода.
Одной из старейших культурных практик является использование фольклора.
Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи - своем будущем. Можно сказать, что фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.
В основе технологии фольклора лежит механизм идентификации (присвоения) детьми мотивов и норм поведения в обществе, общественных ролей, ценностных ориентаций и через них регуляцию культурного поведения детей в обществе. Эта технология представляет собой систему методов, способов, приёмов, форм, воспитательных средств, направленных на изменения в социально-коммуникативном развитии ребёнка.
Проект является в настоящее время достаточно распространенной формой совместной творческой деятельности детей и взрослых в дошкольной образовательной организации. И я использовала метод проекта для реализации этой технологии в группе.
На организационном этапе я разработала перспективный план предстоящей деятельности, который включал в себя:
• обогащение пространственной среды в группе элементами народных костюмов, подборками иллюстраций народных песенок и потешек;
• составление картотеки народных хороводных и подвижных игр;
• составление перспективного плана бесед, списка потешек, песенок, чистоговорок для чтения и разучивания и др;
• подборка консультаций и тем для индивидуальных бесед с родителями.
На деятельностном этапе моей целью было стремление способствовать овладению детьми способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного опыта в процессе работы с малыми фольклорными формами.
Так как реализация этого этапа пришлась на такой народный праздник как Святки, я использовала следующие формы работы:
• Беседы "Народные праздники на Руси", " Что такое Святки", " Святочные посиделки"и др.
• Слушание колядок, народных хороводных мелодий;
• Слушание, разучивание и обыгрывание небылиц, колядок, шуточных диалогов;
• Разучивание элементов народных танцев;
• Рисование сюжетов народных песенок, небылиц, колядок, шуточных диалогов.
Одной из наиболее интересных мне показалась форма "проживания" детьми как специально организованной ситуации, так и ситуации, возникшей в ходе беседы с детьми или в ходе самостоятельной игровой деятельности.
Так мы ходили друг к другу с колядками, собирались на посиделки, наряжались и устраивали гуляния.
Совместная подготовка представлений, проведение праздника также стали формами культурной практики детей, так как были основаны на свободном выборе сюжета, способов его развития, действий для своего персонажа, участии детей в процессе создания костюмов, атрибутов, декораций и пр.
На последнем этапе проекта я дала детям возможность реализовать полученные представления о мире общественных отношений, в данном случае о празднике "Святки", полученные в ходе знакомства с малыми фольклорными формами в разных видах детской деятельности. В частности было проведено развлечение "Святки", на котором дети с удовольствием шутили, разыгрывали сценки, колядовали и танцевали.
В заключение хочется отметить, что самореализация ребенка заключается не только в том, чтобы опробовать разные виды художественно-эстетической деятельности, но и в том, чтобы выйти за границы своих возможностей, меняя позиции: творец, исполнитель, автор, зритель, слушатель, критик и др. В группе важно строить процесс воспитания не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка; практиковать совместную культурную, событийную деятельность детей и взрослых.