Нина Мокрушина
Перспективный план по развитию речи согласно ФГОС (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Сентябрь. Тема месяца: «Детский сад»
1 неделя – «Наша группа. Игрушки»
2 неделя – «Мальчики и девочки – дружная семья»
3 неделя – «Посуда продукты питания»
4 неделя – «Мебель»
Речевое развитие.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ сказки
Публикация «Перспективный план по развитию речи согласно ФГОС (старшая группа)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Лиса и рак» учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстро-медленно); развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом) Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 24
2 неделя составление сюжет-ного рассказа по кар-тине «Кошка с котя-тами»
учить составлять небольшой сюжетный рассказ по кар-тине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учит отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 26
3 неделя рассказывание о лич-ных впечатлениях
«Наши игрушки»
формировать навыки связной речи. Учит использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произно-шение звуков /с/ и /ц/. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 33
4 неделя составление рассказа по скороговорке.
формировать навыки связной речи. Учит использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произно-шение звуков /с/ и /ц/. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 33
Октябрь. Тема месяца: «Осень»
1 неделя – «Овощи. Фрукты»
2 неделя – «Ягоды. Грибы»
3 неделя – «Осенний лес» (деревья)
4 неделя – «Профессии»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
учить выразительно, пересказывать текст; активизи-ровать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа суще-ствительных, обозначающих названия детёнышей животных.
Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 38
2 неделя составление сюжет-ного рассказа по кар-тине «Мы играем в кубики. Строим дом»
учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /ш/ и /ж/, учит дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 41
3 неделя составление расска-зов на темы стихо-творений.
учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинённые предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками /ш/ и /ж/, четко произносить фразы, на-сыщенные данными звуками Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 44
4 неделя составление рассказа на заданную тему.
учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи слож-ноподчинённые предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 48
Ноябрь. Тема месяца: «Животный мир»
1 неделя – «Домашние животные и птицы»
2 неделя – «Лесные жители»
3 неделя – «Птицы» (зимующие и перелетные)
4 неделя – «Животные севера»
5 неделя – «Животные жарких стран»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период освое-ния ма-териала Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 50
2 неделя составление рассказа по картине «Ежи»
учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); активизировать у них в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточ-нить и закрепить правильное произношение звуков ч, и щ, ; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить зву-ки ч, и щ,, выделять их в словах Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 52
3 неделя составление рассказа на те-му «Домашнее животное» учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа мно-жественного числа существительных (ботинок, чулок, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками ч, и щ,, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 55
4 неделя
составление описательного рассказа о предметах посуды учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описа-тельный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различ-ные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов, многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница) Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 58
Декабрь. Тема месяца: «Зима»
1 неделя –«Зимние краски»
2 неделя – «Одежда. обувь»
3 неделя – «Музыкальная мозаика»
4 неделя – «Новый год у ворот»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»
учить передавать художественный текст связно, последователь-но, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить под-бирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глаго-ла хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 61
2 неделя составление рассказа по картине «Река за-мёрзла»
учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение пони-мать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков с и ш, учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками с и ш ; закрепить умение делить слова на части – слоги. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 64
3 неделя составление рассказа на тему «Игры зи-мой»
учить составлять связной рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять пред-логи с пространственным значением; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, вы-делять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат
по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно, проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 67
4 неделя составление рассказа на темы скорогово-рок.
учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм множественного числа существительных; учить различать на слух звуки з и ж ; подбирать слова с этими звуками и вы-делять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки з и ж протяжно, четко, с различной силой голоса Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 70
Январь. Тема месяца: «Семья»
1 неделя – «Семейные традиции и праздники»
2 неделя – «Семейный альбом»
3 неделя – «Зимние игры и забавы»
4 неделя – «Этикет»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ сказки «Пе-тух да собака»
учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчинённые и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 74
2 неделя составление рассказа по картине «Север-ные олени»
учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида жи-вотных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образо-вании названий детёнышей животных с уменьшительными суф-фиксами; уточнить и закрепить правильное произношение зву-ков ч, и ц ; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками ч, и ц Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 76
3 неделя составление описа-тельного рассказа на тему «Зима»
учить при описании событий указывать время действия, исполь-зуя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ч, и ц, приучать правильно, пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 79
4 неделя ознакомление с пред-ложением
дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение назы-вать слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитате-лем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой го-лоса Развитие речи детей 5-7 лет О. С. Ушакова стр. 84
Февраль. Тема месяца: «Наша армия родная»
1 неделя – «Транспорт»
2 неделя – «ПДД»
3 неделя – Спорт»
4 неделя – «день защитника отечества»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ сказки «Ли-са и кувшин»
учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно соче-тая их по смыслу ; учить в игре составлять из отдель-ных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 88
2 неделя составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком»
учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо про-износить скороговорки в разном темпе и с разной си-лой голоса. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 90
3 неделя составление рассказа на тему «Как цыпле-нок заблудился»
учить самостоятельно продолжать и завершать рас-сказ, начатый воспитателем; формировать умение со-ставлять из данного предложения новое путем после-довательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 92
4 неделя составление рассказа на заданную тему.
учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; нахо-дить смысловые несоответствия в тексте стихотворе-ния и аргументировать свои суждения. Уточнить названия слов мебель и посуда; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умения строить предложения. Развитие речи детей 5-7 лет О. С. Ушакова стр. 94
Март. Тема месяца: «Весна»
1 неделя – «Мама – солнышко мое»
2 неделя – «Народные промыслы»
3 неделя – «Весенние краски» (Деревья, ранняя весна)
4 неделя – «Вестники весны» (перелетные птицы)
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период освоения материала Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя пересказ рассказа Л. Тол-стого «Пожарные собаки»
учить связно, последовательно, выразительно пере-сказывать худ. Текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять пред-ложения – путаницы и заменять слова в этих предло-жениях. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 97
2 неделя составлять рассказ по кар-тине «Весна пришла»
учить при описании событий указывать время дей-ствия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз.
3 неделя сочинение на тему «При-ключение зайца»
учить придумывать сказку по предложенному плану, не отсту-пая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учит подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить со-гласовывать прилагательные с существительными в роде и чис-ле. Добиваться внятного и четкого произношения слов и фраз, включающих звуки с - с,, щ, учить выделять слова с данны-ми звуками из фраз; закрепить представление об ударных и без-ударных слогах Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 101
4 неделя составление рассказа на предложенную тему.
учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить пра-вильное произношение звуков л - л,, р - р,, изолирован-ных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Развитие речи детей 5-7 лет О. С. Ушакова стр. 103
Апрель. Тема месяца: «Безопасность»
1 неделя – «Опасные предметы»
2 неделя – «Космос»
3 неделя – «Из чего и для чего»
4 неделя – «Электроприборы»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя Обучение рассказы-ванию по теме «Мой любимый мульт-фильм» помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта О. С. Ушакова стр.
2 неделя составление рассказа по картине «Зайцы»
учить составлять рассказ по картине по предложен-ному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образо-вывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый –весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. О Развитие речи де-тей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 108
3 неделя составление рассказа на тему «Как Серёжа нашел щенка»
учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов – названий профессий
Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 110
4 неделя пересказ сказки В. Сутеева «Кораб-лик»
учить связно, рассказывать сказку, выразительно пе-редавать диалоги персонажей; соблюдать компози-цию сказки. Учить понимать и объяснять смысл по-говорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слов, подводить к усвоению способов словообразования Развитие речи детей 5-7 лет О. С. Ушакова стр. 111
Май. Тема месяца: «Что нас окружает»
1 неделя – «день Победы»
2 неделя – «Вода и рыбы»
3 неделя – «Цветы и травы»
4 неделя – «Насекомые»
5 неделя – «Лето»
Речевое развитие.
Развитие речи.
№ Период осво-ения материа-ла Тема Программное содержание Автор, материал Дата про-ведения
1 1 неделя составление сюжет-ного рассказа по набору игрушек.
учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для не-го соответствующих персонажей, (игрушек) давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из 2-3 слов - самостоятельно. Учить различать на слух звуки с - с,, щ в словах, четко произносить слова с этими звуками. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 99
2 неделя Рассказывание на те-му «Забавные исто-рии из моей жизни проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта
В. В. Гербова - Заня-тия по развитию речи (стр. 102)
3 неделя Дидактические игры со словами Учить детей правильно характеризовать простран-ственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
В. В. Гербова - Заня-тия по развитию речи (стр. 61)
4 неделя пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Под-вести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий. Учить называть предметы необходимые людям той или иной профессии. Развитие речи детей 5-7 лет
О. С. Ушакова стр. 106
С