Елена Галицына
Перспективное планирование в средней группе «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
месяц Тема Цель Программное содержание Материал, оборудование Совместная деятельность
31 августа по 7 сентября Тема: «День знаний»
Цель: Способствовать созданию эмоционального отношения к началу учебного года.
-Дать представления о роли знаний в жизни человека
-Напомнить о правилах общения с книгами, как об источниках знаний
-Ввести детей в страну знаний, где живут звуки, слоги, слова в предложениях
-Формировать представления об учебе Иллюстрации с изображением школьников, книги серии «Энциклопедия для детей», тетради, ручки, карандаши. - Физкультминутка
- Стихи С. Михалкова “Как мы жили без книг”
Публикация «Перспективное планирование в средней группе „Окружающий мир“» размещена в разделах
- стихотворение С. Маршака “Первый день календаря”
- Я. Пишумова «Песенка о правилах»
8-14 сентября Тема: Осень в нашем городе
Цель: Закрепить знания детей с осенними явлениями в природе.
- Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе
-Познакомить с народными названиями осенних месяцев, уточнить приметы осени.
-Закрепить знания о правилах безопасного поведения в природе осенью.
-Побеседовать с детьми о временах года, последовательности месяцев в году.
Иллюстрации с изображением ранней осени, труда людей, перелета птиц, картина Левитана «Ранняя осень». - Физкультминутка
-Загадки
- Стихотворение И. Михайловой «Как обидно»
15 сентября-21 сентября Тема: Осень
Цель: Познакомить детей с осенними явлениями в природе.
- Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе
- Дать представление о труде человека в природе осенью
- Упражнять в подборе эпитетов осенним явлениям природы
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей Иллюстрации природы ранней осени, осенних работ в саду и на огороде,
фонограмма спокойных мелодий. - Стихи об осени
-Игра «Сок, соленья и варенье»
- физкультминутка
22-28 сентября Тема: Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона.
Цель: Формировать представление о видах одежды соответственно времени года.
Л. : Вахрушев стр. 73 - Уточнить название и назначение головных уборов и предметов одежды, ее детали.
-Развивать восприятие, зрительное внимание, учить сравнивать и обобщать
-Учить активно использовать обобщающее слово «Одежда» Изображение сезонной детской, мужской и женской одежды; изображение головных уборов, предметов одежды. Дидактическая кукла. - Рассматривание иллюстраций
- физкультминутка
-загадки
- Д. Игра «Третий лишний».
-Д. Игра «Что из чего и какое»
29 сентября-5 октября Тема: Мой город.
Цель: Расширить представление детей о родном городе. Воспитывать патриотические чувства.
- Познакомить с историей возникновения, именем основателя, древними постройками.
-Ввести в словарь слово «земляки».
- Познакомить с именами знаменитых земляков (писателей, художников, композиторов). Дать представление о сохранении памяти о них в названиях улиц и площадей.
Иллюстрации – старинный и современный Саратов. Герб Саратова. - прослушивание гимна города Саратова
-загадки
- пальчиковая гимнастика
- игра «Да или нет»
6-12 октября Тема: Земля - наш общий дом.
Цель: Учить детей жить в мире со всеми народами. - Обобщить представление детей о планете земля, о народах населяющих нашу планету.
- Познакомить с географической картой, расположением на ней России.
- Расширить кругозор детей. Глобус, географическая карта. Картины с изображение народов разных стран в национальных костюмах. - беседа.
- рассматривание народных костюмов.
- стихотворение «Земля, наш общий дом, наш дом родной».
13-20 октября Тема: Главный город России.
Цель: Воспитывать чувство любви и гордости за столицу. Дать детям представление о России, как стране.
Л. : Голицына стр. 102 - Закрепить знания о главном городе России.
- Познакомить с гербом и гимном России.
- Воспитывать патриотические чувства. Иллюстрации с достопримечательностями города Москвы. Портрет президента. Мелодия гимна России. - физкультминутка
- беседа о достопримечательностях города Москвы
- рассказ воспитателя о России
- прослушивание произведения М. Дунаевского «Песня о Родине»
21-26 октября Тема: Широка страна моя родная.
Цель: Воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней.
Л. : Вахрушев стр. 266 -Познакомить с государственной символикой России.
- Расширить представление детей о родной стране, о государственных праздниках.
- Развивать интерес к истории своей страны. Иллюстрации с изображением родной страны. Иллюстрации с изображением символики России. Мелодия гимна. Иллюстрации с изображением Красной площади.
- беседа воспитателя с детьми о России.
- прослушивание гимна России
-чистоговорки
-физкультминутка
27 октября-2 ноября Тема: День народного единства.
Цель: Расширить представление детей о государственных праздниках. - Сообщать детям о государственных праздниках.
- Поощрять интерес детей к событиям происходящих в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Иллюстрации с изображением родной страны. Иллюстрации с изображением символики России. Мелодия гимна. Иллюстрации с изображением Красной площади.
- беседа воспитателя с детьми о России.
- прослушивание гимна России
-чистоговорки
-физкультминутка
3-9 ноября Тема: Города герои России.
Цель: Расширить представление детей о городах героях. -Воспитывать патриотические чувства.
- Познакомить с географической картой, расположением городов- героев.
-Расширить кругозор.
Географическая карта. Иллюстрации с изображениями городов-героев - беседа воспитателя с детьми о городах- героях нашей страны.
- исполнение гимна России.
- физкультминутка.
10-16 ноября Тема: Золотое кольцо России.
Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями русских городов. - Обобщить и систематизировать знания о России.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Познакомить детей с Золотым кольцом России. Географическая карта. Иллюстрации с изображениями городов Золотого кольца России. -- беседа воспитателя с детьми о Золотом кольце России.
- рассматривание иллюстраций с достопримечательностями городов.
- физкультминутка.
17-23 ноября Тема: Осень (поздняя).
Цель: Закрепить знания детей об осени.
- Вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к явлениям природы.
-Закрепить представление об осенних изменениях в природе.
-Учить сопоставлению ранней и поздней осени.
- Воспитывать у детей наблюдательность и воображение. Иллюстрации природы с изображением разных временных этапов осени. - Игра «Осеннее дерево»
- Стихи об осени.
- физкультминутка
- Стихотворение А. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
- Д. Игра «Бывает- не бывает».
24-30 ноября Тема: Прощание с осенью.
Цель: Закрепить знания детей по теме поздняя осень.
- Учить сопоставлению ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
- обогащать лексику детей синонимами и антонимами.
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность. Стихи об осени, иллюстрация осенних пейзажей, корзина с дарами осени. - Рассматривание иллюстраций
- Физкультминутка
- загадки
- Игра «Скажи наоборот»
- Игра «Скажи иначе»
1-7 декабря Тема: Вот пришли морозцы и зима настала.
Цель: Уточнить представление детей о первых признаках зимы, зимних явлениях природы.
Л. : Голицына стр 177
- Закрепить знания детей о времени года- зима.
- учить сравнивать разные времена года, отмечать характерные признаки каждого.
- Уточнить о первых признаках зимы, зимних явления природы (долготы дня, метелях, снегопадах).
- Рассказать детям о русских народных зимних праздниках. Иллюстрации с изображением зимних явлений в природе. - Беседа о зиме, о зимних праздниках (новый год, рождество).
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Когда это бывает».
- П. Игра «Что вам нравится зимой?».
8-14 декабря Тема: Скоро, скоро новый год, что он детям принесет.
Цель: Развивать эмоциональное положительное отношение к предстоящему празднику.
- Заложить основы праздничной культуры, расширить знания, пополнить словарь, развивать речь.
- Познакомить детей с традицией русского народа отмечать новый год. Песня «Скоро, скоро новый год» (муз. А. И. Асеева сл. В. Татаринова) -Беседа о новогоднем празднике.
- Прослушивание песни «Скоро новый год».
- Загадки.
15-21 декабря Тема: «Русский Дед Мороз».
Цель: Развивать интерес к истории и традициям Руси.
Познакомить детей с любимым персонажем новогоднего праздника.
- Воспитывать уважительное отношение к любимому персонажу Деду Морозу.
- Развивать эмоциональное положительное отношение к предстоящему празднику, сказочной атмосфере ожидания чудес, исполнения желаний.
- Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Игрушка (Дед Мороз). -Поговорки, загадки, песни.
- П. игра «Дед Мороз».
22-28 декабря Тема: «Снегурочка». Чтение стихотворения «Письмо Снегурочке».
Цель: Продолжать развивать эмоциональное положительное отношение к предстоящему празднику.
Л. : Волина стр 28 - Развивать познавательный интерес.
- познакомить детей с милой, трогательной Снегурочкой.
Игрушка Снегурочка, иллюстрации к сказке «Снегурочка и лиса», стихотворение «Письмо Снегурочке». -Беседа о Снегурочке.
- Чтение стихов. Песни.
12-18 января Тема: «Зима белоснежная».
Цель: Закреплять знания детей о времени года зима. Развивать наблюдательность.
- Развивать знания детей о зиме, зимних месяцах.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
- Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого.
Картинки с изображением времен года. Стихи о временах года. Иллюстрации. - Стихотворение С. Маршака «В январе, в январе много снега во дворе».
- Загадки, пословицы, поговорки, приметы.
- Д. Игра «Когда это бывает».
19-25 января Тема: «Жизнь птиц зимой».
Цель: Воспитывать любовь к природе.
- Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; выявить экологические знания детей.
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Картинки с изображение птиц. Музыка с голосами птиц. - Загадки
- Д. Игра «Что за птица»
- Д. Игра «Что за птица поет?»
26 января-1 февраля Тема: «Проказы матушки - зимы».
Цель: Развивать познавательные способности.
- Продолжить знакомить с характерными признаками зимы, с явлениями природы (вьюга, поземка, ветер).
- Активизировать словарь на зимнюю тематику.
- Воспитывать любовь к природе. Иллюстрации с явлениями природы зимой. Картинки с изображением природы зимой. - Загадки.
- Физкультминутка.
- П. Игра «Два Мороза».
2-8 февраля Тема: «День защитника Отечества». Чтение стихотворения В. Орлова «Родное»
Цель: Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества.
Л. : Голицына стр. 281
- Воспитывать уважение к людям военных профессий.
- Воспитывать патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников отечества. Магнитная доска, иллюстрации с изображением разных родов войск. Игрушки (военная техника). - Беседа о Родине.
- Чтение стихотворения В. Орлова «Родное».
- Д. Игра «Назови военную профессию».
9-15 февраля Тема: «Солдатушки, браво ребятушки!»
Цель: Воспитывать
В детях нравственно- волевые качества.
- Продолжать воспитывать чувства, желания быть похожими на наших доблестных солдат. Иллюстрации с изображением разных родов войск. Игрушки (военная техника). -Игра «Мы- солдаты».
- Иллюстрации к книгам «Шел по улице солдат»,
«Почему армия родная».
- Беседа.
- Пословицы и поговорки.
16-22 февраля Тема: Богатыри земли Русской.
Цель: воспитывать желание быть похожими на защитников родины. - Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности и доблести защитников отечества.
-Воспитывать нравственные качества детей посредством художественной литературы.
- Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере богатырей. Картина «Три богатыря». Иллюстрации с изображение богатырей.
«Богатырская симфония» - Слушание «Богатырская симфония»
- физкультминутка
- пословицы и поговорки.
23 февраля-1 марта Тема: «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Стихотворение С. Михалков «А что у вас?»
Цель: Воспитывать чувство уважения, любви и заботы к мамам.
Л. : Голицына стр. 306 -Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
- Закрепить знания о труде мамы дома и на работе, вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Иллюстрации с изображением женских профессий. Магнитная доска. - Беседа.
- Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
- Д. Игра «Назови женскую профессию».
- Д. Игра «Назови ласково».
2-8 марта Тема: «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, желание порадовать маму и не огорчать ее. - Помочь детям осознать, что «Семья вместе, так и душа на месте».
- Приобщать детей к художественному слову.
- Пробудить желание исследовать и искать слова о матери. Фотографии мам. - Чтение стихотворения В Руссу «много мам на белом свете».
- Д. Игра «Назови ласково».
- Д. Игра «Что мама делает».
- Ситуация «как порадовать маму».
9-15 марта Тема: «Культура и традиции русского народа».
Цель: Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями и обычаями русского народа.
- Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о некоторых событиях, культуре, обычаях. Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства. - Беседа.
- Физкультминутка «Кашка - малашка».
- Загадки, пословицы и поговорки.
- Д. Игра «Какая каша».
16-22 марта Тема: «Россия богата талантами (Русские мастера)».
Цель: Воспитывать
гордость за талантливых русских мастеров.
Л. : Голицына стр. 435 - Обобщить и расширить знания о декоративно прикладном искусстве России.
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук. Предметы декоративно прикладного искусства. Фонограмма к песне «Матрешки» (муз. А. Филлипенко сл. В. Викторова). Игрушки. Иллюстрации. - Физкультминутка «Матрешка».
- Стихи о России.
- Беседа о русских мастерах.
23-29 марта Тема: Ярмарка игрушек
Цель: Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении
Бойчук стр. 32 - Закрепить знания детей об изделиях декоративно- прикладного искусства.
- Развивать эстетическое восприятие при рассматривании предметов народных мастеров.
- Развивать диалогическую и связную речь. Игрушки русских мастеров. - загадки
- заклички
- потешки
- физкультминутка
30 марта-5 апреля Тема: «Идет матушка весна, отворяй ворота».
Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы.
Л. Бойчук стр. 179
- Дать детям представление о времени года «Весна».
- Развивать цветовое восприятие.
- Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
- Активизировать словарь по теме «Весна». Иллюстрации. Кукла. - Беседа.
- Физкультминутка
- Загадки.
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение в природе.
6-12 апреля Тема: «За что мы любим весну».
Цель: Расширить знания детей о весне.
Л. Кочергина стр. 27
- Продолжать расширять представление детей о жизни диких животных весной.
- Учить узнавать и называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии.
- Развивать связанную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем.
- Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Книга В. Бианки «Лесные детеныши». Картинки с изображение диких животных. - Беседа.
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Назови детеныша».
- Д. Игра «Кто, где живет?».
13-19 апреля Тема: «День Победы».
Цель: Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества, ветеранам войны.
Л. : Н. С. Голицына стр. 399
Л. : И. А. Бойчук стр. 189 - Закрепить представления, о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них.
- Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества.
- Расширить знания о традиции охраны русской земли.
- Познакомить детей с подвигом русского народа. Репродукции картин К. Васильева о войне, портрет маршала Г. Жукова, иллюстрации памятников павшим воинам. -Беседа.
- Физкультминутка «Мы солдаты».
20-26 апреля Тема: «Наша армия сильна, охраняет мир она. Чтение рассказа С. Алексеева «Знамя Победы»».
Цель: Воспитывать патриотические чувства. - Уточнить и закрепить знания о Российской армии.
- Расширить знания о подвиге и геройстве Российского народа в годы В. О. войны. Иллюстрации на военную тематику. Рассказ С. Алексеева «Знамя Победы».
Иллюстрации с изображением поднятие флага над Рейхстагом. - Чтение рассказа «Знамя победы», обсуждение по прочитанному.
- Физкультминутка.
- Вводная беседа о В. О. войне.
27 апреля-3 мая Тема: Дети блокадного Ленинграда
Цель: Познакомить с жизнью детей блокадного ленинграда. - Расширить знания детей о войне.
- Закрепить представления о том, как защищали русские люди свою родину в годы войны, как хранят память о них.
- Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. Иллюстрации героических дней ВОВ. Дневной поек. - беседа
- рассматривание иллюстраций
- физкультминутка
4-10 мая Тема: До свиданья, детский сад!
Цель: формировать положительные чувства к предстоящей учебе в школе. - Вовлекать детей в дружескую беседу, личностное общение; побуждать делиться со сверстниками своими чувствами, ожиданиями;
- Развивать фонематический слух, дикцию; воспитывать интерес к письменной речи, положительные чувства к предстоящей учебе в школе.
Наборное полотно, мяч, карточки со словами: до свиданья, детский, сад, здравствуй, школа,, (запятая-2 шт., ! (2 шт., картинки с изображением моря, леса, гор, волшебного замка, сказочных героев. -Загадывание загадок о школе, письменных принадлежностях;
- Чтение стихотворения «Что всего милее2 В. Берестова, «Переменка» В. Степанова, «Букварь» В. Приходько.
11-17 мая Тема: Здравствуй школа!
Цель:
Вызывать желание учиться, получать знания. - Расширить представление детей о школе.
- Продолжать знакомить детей с профессиями людей работающих в школе.
- Воспитывать уважение к профессиям школьных работников. Иллюстрации. - Беседа о том, с чем познакомятся в школе.
- Загадки
- Физкультминутка.
18-24 мая Тема: «Лето это хорошо»
Цель: продолжать расширять знания детей о лете. - Вызвать у детей интерес к окружающему миру.
- Формировать реалистические представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
- Развивать речь детей, активизировать внимание и память. Иллюстрации летних пейзажей. Аудиокассета с легкой тихой музыкой. Сборник стихов «На лужайке». - Беседа.
- Загадки.
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Собери цветок».
- П. Игра «Венок».