Кузнецова Светлана
Перспективное планирование по парциальной экологической программе для детей 4–6 лет «Загадки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки природы
Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию «Загадки природы»
Дата Тема Основные задачи Формы работы Презентация
Осень Закрепить знания детей о времени года – осень, названии осенних месяцев. Уточнить представления детей о признаках осени. Активизировать словарь детей словами-определениями, словами-действиями. Развивать подвижность и гибкость кистей рук. Стихотворение-загадка «Если на деревьях листья пожелтели…»; Беседа по иллюстрациям «Времена года», сравнение осени и лета;
Публикация «Перспективное планирование по парциальной экологической программе для детей 4–6 лет „Загадки природы“» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра «Ветерок»;
Динамическое упражнение-игра «Осенние листочки»;
Пословицы, поговорки, скороговорки;
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»;
Объяснение значения слова «Листопад»;
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Изготовление цветка «Астра».
В процессе изготовления воспитатель рассказывает детям о том, что это осенний цветок – цветок знаний.
Что нам осень подарила? Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Развивать слуховую память. Беседа «Что растет на грядке»;
Экскурсия в огород;
Наблюдения;
Работа на «опытном» участке;
Разучивание- игра стихотворение «Хозяйка однажды с базара пришла»;
Игра «Цветные слова»;
Рисование графического узора;
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Аппликация «Яблоки в саду»;
Лепка «Овощи для магазина»;
Опыт «Тепло-холодно»;
Работа с родителями:
Фотовыставка «Овощи. Фрукты.»
Разноцветное путешествие Способствовать формированию умений по распознаванию цвета предметов; развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию, чувство юмора, речь. Беседа «Что в природе бывает зеленого (желтого, синего и т. д.) цвета?»;
Загадки;
Компьютерная игра «Угадай какого цвета?»;
Графический диктант;
Составление цветовой картинки сказки «Репка»;
Пересказ по цветовой картинке сказки «Репка»;
Игра «Исчезновение цвета» Коллективная работа – коллаж «Цветочки на нашей клумбе»
Расскажи Незнайке о комнатных растениях Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Развивать подвижность и гибкость кистей рук, внимание, восприятие, воображение. Дидактические игры «Найди растение», «За каким растением спрятался Незнайка?»;
Экспериментирование «Что нужно растениям для роста?»;
Беседа о строении растений, об уходе за комнатными растениями;
Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»;
Работа по картинам из серии «уход за комнатными растениями»;
Опыт по ознакомлению с потребностями растений: свет, тепло, влага, почвенное питание;
Игра «Живые картинки» Коллективная работа «Горшок с фиалкой»;
Макет «Лес» с применением природных материалов (работа с родителями)
Цветик - семицветик Познакомить детей со сказкой В. П. Катаева «Цветик-семицветик»; формировать умение по распознаванию цвета предметов; развивать внимание, мышление, воображение; расширять словарный запас; способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости. Чтение сказки «Цветик-семицветик»;
Загадывание загадок;
Запоминание цветов радуги «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;
Подстановка слов, обозначающих цвета, во фразеологизмы;
Игра «Угадай и назови цвет»;
Игра «Цветы» Рисование «Вообрази себе бабочку»
Увлекательная неделька Закрепить знания дней недели и понятий «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «вчера», «позавчера», «перед», «после», «между»; развивать внимание, зрительную память, мышление; закрепить понятие «рифма» Загадывание загадок;
Подвижная игра «Паровозик, стройся!»;
Дидактическая игра «Дни недели»;
Рифмование стихотворения П. Башмакова «Дни недели»;
Игра с воздушным шариком;
Игра «Осенние листья»;
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Альбом рисунков «Дни недели»
Школа домашних животных Уточнить представления детей о домашних животных, раскрыть смысл понятия «крылатые выражения», развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, артистические способности Загадывание загадок;
Стихотворная игра-рифмование «Животные и их детеныши»;
Подвижная игра «Кто как говорит?»;
Дидактическая игра «Узнайте животное по силуэту»;
Игра «Подскажи словечко»;
Пословицы и поговорки;
Пальчиковая гимнастика
Пантомима «Животные»;
Выставка детских работ «В гостях у сказочных животных»
Времена года Уточнить представления детей о временах года, развивать внимание, память, мышление, воображение Работа по схеме «Времена года»;
Чтение и разучивание стихотворения Е. Трутневой «Четыре художника»;
Загадывание загадок;
Игра-фантазия «Что было бы, если б…»;
Пальчиковая гимнастика «Облака»;
Коллективная работа – коллаж «Времена года»;
Инсценирование сказки «В гостях у Солнышка»;
Экспериментирование «Ладошки»
О профессиях и трудолюбии Познакомить детей с названиями и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»; развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности; воспитывать уважение к труду Беседа о профессиях;
Загадывание загадок;
Стихотворная игра-рифмование со стихотворением А. Шибаева «Профессии»;
Пословицы, поговорки;
Игра-вопрос «Правда ли?»;
Пальчиковая гимнастика;
Рисование графического узора под диктовку;
Театральная игра «Угадай задуманную профессию»;
Экскурсия в огород
Плыли по небу тучки Расширять представления детей о явлениях неживой природы; рассказать детям какие бывают облака; развитие наблюдательности, речи; активизация словаря: перистые, слоистые, кучевые Беседа «Какие бывают облака?»;
Наблюдения;
Использование художественного слова;
Просмотр учебного фильма «Необычные явления»;
Экспериментирование «Ветер дует – лодочка плывет»;
Подвижно-речевая игра «Ветерок» Выставка «Облака из салфеток» - аппликация;
Музыкальный праздник
Наряжаем елочку Знакомить детей с традиционными елочными украшениями; развивать внимание, мышление, воображение Загадывание загадок;
Презентационная компьютерная игра «Наряжаем елочку»;
Узнать задуманное слово по его определениям;
Игра «Найти ошибки в стихотворных строчках»;
Пальчиковая гимнастика Фронтальная работа – кроссворд «Сказочник»;
Рисование «Придумай свою елочную игрушку»
Зимние каникулы Дать представление детям о зимних каникулах, празднике Рождества; развивать внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение Загадывание загадок;
Легенда о Рождестве;
Рождественские приметы;
Слова на новогоднюю тему по звукам;
Узнать сказочный персонаж по трем словам;
Пальчиковая гимнастика «Елочка»:
Подвижная игра «Сказочный хоровод» Викторина по сказкам;
Иллюстрирование песенки «Были бы у елочки ножки…»
Мороз – удивительный художник Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве, воображение Загадывание загадок;
Наблюдения на прогулке;
Использование художественного слова;
Подвижная игра «Снежки»;
Практическая работа «Цветные льдинки»;
Пальчиковая гимнастика «Мы мороза не боимся» Рисование «Узор на окне»;
Поделка «Снежинка»
Теремок «Смекалка» Расширять представления детей об обитателях леса; развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентацию; воспитывать чувство доброты; формировать элементарные навыки поведения в лесу Загадки о главных действующих лицах сказки «Теремок»;
Вопросы-загадки о лесных обитателях;
Графический цветовой диктант;
Иллюстрированная беседа о лесных цветах;
Чтение и разучивание стихотворения С. Вургун «Я должен над цветами наклониться…»;
Игра «Исключить лишнее слово»;
Загадки о лесных ягодах;
Подвижная игра «Съедобное-несъедобное»
Конструирование «Составь цветок из геометрических фигур»;
Театральная постановка сказки «Теремок»;
Птицы Уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные», «зимующие», «водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов, развивать словарь по данной теме Загадывание загадок;
Беседа о птицах;
Дидактические игры «Чего не хватает?», «Сравни птиц»;
Подвижная игра «Кто как передвигается?»;
Речевая игра «Кто как голос подает?»;
Физкультминутка «Лебеди летят, крыльями машут»;
Задания по картинкам «Образование сложных слов»;
Составление рассказа о своей птице по картинке Коллективная работа из соленого теста «Птичий двор»;
Работа с родителями – фотовыставка «Взмах крыльев»
Забота о здоровье Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью, формировать представления о том, что для организма особенно полезна витаминная пища и солнце; развивать у детей умение заботиться о своем здоровье чувство заботы о больном товарище Беседа о витаминной пище;
Подвижная игра «Порадуйся солнышку»;
Дидактическая игра «Что полезно для здоровья, что вредно»;
Работа с энциклопедической литературой «Моя первая энциклопедия о человеке», «Кто я такой?»;
Графическое рисование «Человек»;
Пальчиковая гимнастика Автопортрет в полный рост – совместная работа с родителями
Учимся пользоваться календарем Закреплять у детей временные представления;
развивать внимание, память, мышление; формировать навык работы с календарем Загадывание загадок;
Чтение и разучивание стихотворения «Календарь природы»;
Кроссворд «Времена года»;
Соотношение отрывков из произведений с временем года;
Дидактическая игра «Найди ошибку»;
Дидактическая игра «Неделька»;
Экспериментирование «Кулачок»
Конкурс «Самый красивый календарь» - работа с родителями
Межпланетное путешествие Дать первичное представление о космосе; развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, воображение. Беседа о космосе;
Конструирование «Ракета»;
Чтение стихотворения А. Дитрих «Начало загадки для малыша…»;
Загадывание загадок;
Презентация «Планеты Солнечной системы»;
Чтение и разучивание стихотворения Г. Бойко «Мы летим к другим планетам»;
Физкультминутка космонавтов;
Чтение «Сказка о звездочете» и вопросы к сказке;
Подвижная игра «Центрифуга»
Выставка поделок и рисунков «Планета Веселых человечков» - работа с родителями;
Театрализованная постановка «Сказка о звездочете»
Забавная гусеница Дать детям первоначальные сведения о насекомых; способствовать развитию внимания, памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, речи Иллюстрированная беседа о насекомых;
Чтение рассказа В. Берестовой «Честное гусеничное»;
Задание: вставить пропущенное слово из прочитанного текста;
Графический диктант «Бабочка»;
Дидактическая игра «Узнай насекомое»;
Загадывание загадок;
Подвижная игра «Похлопаем-потопаем» Театральная игра «Перевоплощение»;
Фото-выставка «Мир насекомых» - работа с родителями
В городе лекарственных растений Познакомить детей с лекарственными растениями и их использованием; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе Иллюстрированная беседа о лекарственных растениях;
Загадывание загадок;
Экскурсия в зимний сад;
Разучивание стихотворения про липу;
Графический диктант «Липа»;
Стихотворение про лук и чеснок;
Стихотворение Вс. Рождественского «Подорожник»;
Стихотворение про мяту и ромашку, березу;
Загадывание загадок;
Дидактическая игра «Продолжи логический ряд»
Выставка рисунков «Лекарственные растения»;
Работа с родителями – сбор аптечки с лекарственными растениями
Магазин головоломок: отдел любителей природы Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; формировать умение работать в коллективе; расширять кругозор Демонстрация магазина;
Вопросы «с бородой»;
Дидактическая игра «Это делают любители природы?», «Как животным служат носы?»;
Речевая игра «Закончить предложение в рифму»;
Графическое задание «Узнай животное по контуру»;
Загадывание загадок «Водоемы»
Коллективная работа - книжка рисунков «Кто где живет?»
Лаборатория добрых дел Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь; вызывать чувство радости у детей Беседа о природных явлениях, катаклизмах: землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения;
Опыты с водой, воздухом;
Пальчиковая гимнастика;
Просмотр учебного фильма «Природные катастрофы»;
Чтение познавательной литературы;
Загадывание загадок;
Графическое рисование Коллективная работа с родителями – фотовыставка «Добрые дела»
Семена – дети растений Показать детям чудо прорастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия необходимые для прорастания семян, внимание, мышление Демонстрация коллекции семян;
Рассматривание проросшей фасоли;
Чтение рассказа «Цветок»;
Подвижная игра «Живая дорожка»;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактическая игра «Растения» Работа с родителями: посадка семян; пополнение коллекции семян
Грибное царствоФормировать представления детей о строении грибов, их значение в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов; развивать внимание, память Иллюстрированная беседа о грибах;
Загадывание загадок;
Чтение рассказа «Мухомор»;
Графический диктант;
Пальчиковая гимнастика;
Правила сбора грибов;
Подвижная игра с мячом;
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» Работа с родителями – фотовыставка «Грибное царство»;
Коллективная работа из пластилина «В лес по грибы»
Лягушки Расширять представления детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным; развивать координацию движений Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?»;
Иллюстрированный рассказ (презентация) о жизни лягушек;
Физкультминутка «Мы веселые лягушки»;
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
Речевая игра «Продолжи фразу»;
Подвижная игра «Лужицы» Коллективная работа – поделка из природного материала «Пруд»
Мастера без топора Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнезд; познакомить со способами строительства гнезд птицами и используемых при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда, воспитывать экологическую грамотность, развивать навыки элементарной исследовательской деятельности Иллюстрированная беседа;
Дидактическая игра «Кто где живет»;
Загадывание загадок;
Графическое рисование;
Пальчиковая гимнастика;
Речевая игра «Кто как разговаривает»;
Подвижная игра «Строили мы строили и наконец – построили!» Работа с родителями – сбор материала для постройки гнезда;
Аппликация «Птицы»
Кому нужна вода? Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях; развивать память, внимание, логическое мышление Беседа по вопросам;
Работа с иллюстрациями «Вода нужна всем»;
Опыты с водой;
Загадывание загадок;
Составление рассказа по иллюстрациям;
Подвижная игра «Ручеек»;
Пальчиковая гимнастика Рисование - составление папки «Природоохранные знаки»
Путешествие по глобусу Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме природы, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому Беседа о планете Земля;
Загадывание загадок;
Рассматривание глобуса;
Знакомство детей с картой;
Подвижная дидактическая игра «Юные следопыты»;
Пальчиковая гимнастика Работа с родителями – фотовыставка «Наш дом – Земля!»;
Театральная постановка «Не уроните шарик!»
Песочные фантазии Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве; закрепить знания детей о свойствах песка; упражнять детей в работе с моделями; развивать образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; обогащать эмоциональную сферу
Загадывание загадок;
Дидактическая игра «Песочный телеграф»;
Музыкально - ритмическое упражнение «Волна»;
Пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу»;
Рисование песком и на песке;
Самостоятельная деятельность детей Коллективная постройка песочного города
Письмо для Дедушки Дерева Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно-схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как к живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения Загадывание загадок;
Иллюстрированная беседа о деревьях;
Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»;
Графический диктант;
Пальчиковая гимнастика «Листочки»;
Составление рассказа о дереве по картинке;
Релаксация «Я – живое дерево»;
Чтение и анализ стихотворения Э. Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» Экскурсия в сад;
Работа с родителями: создание книжки – малышки о дереве
Растения и животные Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе Загадывание загадок;
Дидактическая игра «Два царства»;
Поисковая деятельность;
Пальчиковая гимнастика;
Придумывание, фантазирование;
Дидактические игры «Растение или животное?», «Путаница»;
Чтение художественной литературы Выставка рисунков «Чудесница природа»
Прозрачный невидимка Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха; дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности Иллюстрированная беседа «Дымоловка»;
Загадывание загадок;
Опытно – экспериментальная деятельность: полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейлей, мыльные пузыри, воздушные шарики;
Чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 5;
Подвижная игра «Экологическая тревога»;
Пальчиковая гимнастика;
День здоровья
Солнечная система Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы; познакомить детей с «небесным светилом» - Солнцем; развивать внимание, наблюдательность, мышление. Иллюстрированная беседа «Солнце – источник света и тепла»;
Загадывание загадок;
Пальчиковая гимнастика;
Графическое рисование;
Наблюдения за изменением длины дня, положения Солнца на небе;
Практическое занятие в уголке экспериментирования;
Сюжетно-ролевая игра «Исследователи новой планеты» Выставка детских работ по рисованию и аппликации «Звездная фантазия»
Роль света в жизни растений, животных, человека Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни животных, растений, человека; учить понимать причины сезонных изменений в природе; развивать логическое мышление, внимание, речь Беседа в живом уголке;
Дидактические игры «Сложи по порядку», «Когда это бывает?», «Какое время года»;
Загадывание загадок;
Сказка-презентация «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» Экспериментирование; Посадка растений.
Земля – наш дом родной Закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных; развивать логическое мышление, фантазию, воображение; воспитывать чувство сопереживания, желания помочь Беседа «Планета Земля»;
Работа по карте-схеме «Планеты солнечной системы»;
Просмотр презентации «Наша планета Земля»;
Дидактическая подвижная игра с мячом «Хорошо-плохо»;
Физкультминутка-игра «Волны»;
Работа с детской картой мира;
Загадывание загадок;
Наблюдения «Что необходимо для жизни на Земле?»;
Эксперимент «Почему все падает на Землю»;
Работа с родителями – конкурс плакатов «Защитим Землю!»