Ботвина Татьяна
Программа «Развитие элементарного логического мышления» для детей 5–6 лет. Перспективное планирование занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование занятий в старшей группе
тема задачи методы и приемы взаимодействия педагога с детьми предметно-пространственная среда результат освоения способов знаний, умений детей
№ 1 «Найди домик для животного» - познакомить детей с сериационными отношениями
- учить сравнивать два ряда объектов, выстроенных по принципу тематического нарастания признака - и/у «Разложи животных по порядку»
- и/у «Рассели животных в домики»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- и/у «Прогулка животных»
- и/у «Угадай, кто в каком домике живет» Д. м. - игрушки: слон, бегемот, волк, заяц, белка
Р. м. - 5 квадратиков разной величины
- 5 карточек с изображением слона, бегемота, волка, зайца, белки - ознакомление детей с сериационными отношениями
- сравнивание двух рядов объектов
№ 2 «Транспорт» - продолжать учить строить сериационный ряд величин из заместителей
- учить использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами. - и/у «Разложи транспорт по скорости передвижения»
- и/у «Замени транспорт полосками»
- и/у «Ответь на мой вопрос»
Д. м. – 7 полосок разной длины
- картинки с изображением самолета, легковой машины, поезда, грузовика, парохода, трамвая, лодки
Р. м. - по 7 полосок разной длины - умение строить сериационный ряд величин из заместителей
- использование сериационного ряда в качестве модели сериационных отношений
№ 3 «Бабочки-красалицы» - продолжать учить строить сериационный ряд величин из заместителей
- учить использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными и/у «Разложи бабочек по яркости окраски»
и/у «Разложи кружки»
и/у «Бабочки устали»
и/у «Посади бабочек на цветы» Д. м. – 5 карточек с изображением разных по яркости бабочек
Р. м. - 5 кружков разной величины, лист с условно обозначенными лесом и поляной с цвет. - построение сериационого ряда величин из заместителей
- использование сериационного ряда в качестве модели
№ 4 «Помоги хозяйке» - продолжать развивать представления о сериационных отношениях между объектами
- учить осваивать действия по использования модели сериационных отношений между объектами - и/у «Забывчивая хозяйка»
- и/у «Какой водой будем что делать»
- и/у «Разложи по порядку»
- и/у «Покажи кружок» Д. м. - 5 кружков разной величины фланелеграф
Р. м. - лист бумаги, разделенный на 5 столбцов
- набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, кружки, окна - развитие представления о сериационных отношениях между объектами
- освоение действия по использования модели сериационных отношений между объектами
№ 5 «Самолет летает выше всех» - продолжать освоение действий по ориентировке в сериационных отношениях между понятиями - и/у «Рассмотри и расскажи»
- и/у «Найди нужную картинку
- и/у «Разложи по порядку»
Д. м. – карточки с изображениями ракеты, самолета, птицы, бабочки
Р. м. - карточки с условными изображениями ракеты, самолета, птицы, бабочки - освоение действий по ориентировке в сериационных отношениях между понятиями
№ 6 «День рождения мамы» - осваивать действия по построению сериационного ряда с использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами - и/у «Какой цветок – такой кружок»
- и/у «Выбери нужный цветок»
- д/и «Цветочный магазин»
- и/у «Выбери подарок маме» Д. м. - 2 набора по 5 карточек с изображениями цветов: лилии, пиона, ромашки, гладиолуса, гвоздики, нарцисса, астры, тюльпана
Р. м. - 5 кружков разной величины, карточки с условными изображениями цветов - освоение действия по построению сериационного ряда с использованием его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами
№ 7 «Лучший певец» - продолжать освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами - и/у «Какая полоска, что будет обозначать»
- и/у «Конкурс птиц»
- и/у «Отметь полоску нужным цветом»
- и/у «Награды победителям» Д. м. – 5 разноцветных силуэтов птиц (синий, желтый, коричневый, зеленый, красный)
Р. м. - листы бумаги, карандаши - освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели
№ 8 «Найди меня» - продолжать освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами («последовательный диктант») и/у «Сравни по возрасту»
и/у «Обозначь детей полосками»
и/у «Расскажи, кто какой по возрасту»
Д. м. – 5 карточек с изображениями личиков (одного размера) разных детей, доска, мел, полоски разные по длине
Р. м. – лист бумаги, карандаши
- освоение действий по построению сериационного ряда и использованию его в качестве модели
№ 9 «Веселые человечки» - продолжать освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами и/у «Придумай имя человечку»
и/у «Кто самый веселый»
и/у «Разложи по порядку»
игра с мячом в кругу «Назови одним словом»
«Наоборот» Д. м. – 4 одинаковых схематичных изображений человека
Р. м. - лист бумаги, карандаши - освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами
№ 10 «Кто победит в соревнованиях» - познакомить детей с классификационными отношениями между понятиями
- выявлять умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями и/у «Загадки человечков»
и/у «Нарисуй нужную полоску»
и/у «Назови одним словом»
и/у «Какая картинка лишняя»
и/у «Разложи картинки в обручи» Д. м. – мяч, 5 карточек со схематично нарисованными человечками
2 обруча, карточки с изображением посуды и одного животного
- ознакомление детей с классификационными отношениями между понятиями
- выявление умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями
№ 11 «Посадим цветы» - продолжать освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами («диктант вразбивку») и/у «Загадка куклы Тани»
и/у «Разложи полоски в нужном порядке»
и/у «Построй ряд из разноцветных линий»
и/у «Разложи картинки в обручи» Д. м. – кукла, картинки с изображением цветов
Р. м. - карандаши красного, синего, оранжевого, желтого и фиолетового цвета, листок
картинки с изображ. посуды и животных - освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами
№ 12»
«Отгадай загадки Незнайки» - продолжать освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами и/у «Отгадай загадку»
и/у «Обозначь начальной буквой»
и/у «Нарисуй отгадку»
и/у «Раздели животный на группы» картинки с изображением девочек, животных диких и домашних
2 обруча
карандаши, мел
- освоение действий по построению и использованию модели
№ 13 «Отгадай, кто есть кто» - закреплять освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
и/у «Отгадай кто старше»
и/у «Отгадай кто младше»
и/у «Нарисуй на бумаге кто самый …» Д. м. – три заместителя (кружки или полоски) различной величины: большой, средний и маленький
Р. м. - карандаш, лист бумаги, заместители - освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
№ 14 «Животные» - продолжать знакомить детей с графическим отображением клоссификационных отношений
- учить сравнивать понятия по их объему и/у «Раздели на группы»
и/у «Посели картинки в круги»
и/у «Назови одним словом»
и/у «Наоборот» 10 – 11 карточек с изображением животных (по 4 – 5 насекомых и 5 – 6 птиц) - ознакомление детей с графическим отображением клоссификационных отношений
- сравнивание понятий по их объему
№ 15 «Мой веселый звонкий мяч» - закреплять освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
-продолжать знакомить детей с графическим отображением клоссификационных отношений и/у «Здравствуйте животные»
и/у «Отгадай у кого какой мяч»
и/у «Что изменилось»
и/у «Обозначь с помощью кругов» игрушечный зайчик, медведь, собака; три мяча разной величины
картинки с изображением видов одежды и обуви - освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
№ 16 «Оденем куклу на прогулку» - закреплять освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
-продолжать знакомить детей с графическим отображением клоссификационных отношений и/у «Назови одежду»
и/у «Назови обувь»
и/у «Шепни на ушко»
и/у «Раздели картинки на группы» Д. м. – карточки с изображением шубы, зимнего пальто и теплой куртки (в этом порядке карточки располагаются на доске)
Р. м. – карточки с условными изображениями одежды, обуви - освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями
№ 17 «Волшебные слова» -продолжать освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями
- сравнивать понятия по объемам
- дополнять родовые понятия видовыми и/у «Определи победителя»
и/у «Раздели карточки на группы»
и/у «Разложи картинки в круги»
и/у «Дострой модель» по 3 – 4 картинки с изображением зимней и летней одежды
- фишки.
- круги - освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями
- сравнивание понятий по объемам
№ 18 «Назови животного» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Раздели картинки на группы»
и/у «Найди место остальным картинкам»
и/у «Придумай другие слова, которые могут обозначать эти круги»
и/у «картинки с изображением ласточки, голубя, вороны, воробья, жука, муравья, бабочки, осы.
- карточки с изображением курицы, страуса и мыши
Р. м. - карточки с условным изображением этих животных - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 19 «Проверь себя» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Раздели картинки и зарисуй»
и/у «Найди место в кругах солдатику и кукле»
и/у «Подбери новые слова к большому кругу»
и/у «Подбери новые слова к маленькому кругу» Д. м. – по 4 – 5 карточек с изображением девочек мальчиков
- картинки с изображением куклы и солдатика
- модель клоссификационных отношений двух уровней обобщенности - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 20 «Найди домики животным» -продолжать освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями
- сравнивать понятия по объемам
- дополнять родовые понятия видовыми и/у «Назови одним словом»
и/у «Раздели картинки на группы»
и/у «Вопросы - ответы»
Д. м. - картинки с изображением животных (по 3 – 4 карточки с изображением насекомых, по 6 – 7 карточек с изображением птиц, рыб и зверей, фишки
Р. м. – карточки с условным изображением животных этих животных - освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями
- сравнивание понятий по объемам
№ 21 «Расскажем Незнайке» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
- овладевать классификацией понятий по разным основаниям
- знакомить детей с условными обозначениями понятий и/у «Назови одним словом»
и/у «Раздели картинки на группы»
и/у «Вопросы - ответы»
и/у «Отгадай и помести в нужный круг» Д. м. – по 3 – 4 картинки с изображением животных (рыб, зверей и насекомых);
- карточки с условным обозначением животных, рыб, насекомых, зверей
- карточки с изображением автобуса, игрушечной лисы, пингвина; кукла Незнайка
- овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
- овладение классификацией понятий по разным основаниям
- ознакомление детей с условными обозначениями понятий
№ 22 «Праздник кукол» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Назови одним словом»
и/у «Раздели картинки на группы»
и/у «Вопросы - ответы»
Д. м. картинки с изображением луговых и садовых цветов
Р. м. - карточки с условными изображениями луговых и садовых цветов (по 4) - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 23 «Накроем стол для куклы Кати» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Придумай угощенье к праздничному столу»
и/у «Назови одним словом»
и/у «Построим модель»
и/у «Чего меньше, чего больше Д. м. - картинки с изображением различных кондитерских изделий
- фишки
Р. м. - карточки с условным изображением различных кондитерских изделий - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 24 «Дикие и домашние животные» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Назови одним словом»
и/у «Раздели картинки на группы»
и/у «Раздели картинки по-другому»
и/у «Сравни и обозначь» Д. м. картинки с изображением животных (по 2 - домашние животные, дикие животные, животные жарких стран)
Р. м. - карточки с условными изображением животных - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 25 «Поможем Незнайке» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями трех уравней обобщенности
- закреплять умение использования условных обозначений понятий и/у «Расскажи, что видишь в кругах»
и/у «Расскажи Незнайке про животное»
и/у «Раздели на группы только диких животных»
и/у «Придумай обозначение» Д. м. - карточки с условными изображениями понятий «животные», «дикие животные», «домашние животные», «дикие животные наших мест», «дикие животные жарких стран»
Р. м. - тот же
- овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями трех уравней обобщенности
- закрепление умения использования условных обозначений понятий
№ 26 «Это все люди» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Раздели картинки»
и/у «Придумай как можно обозначить
и/у «Раздели картинки по другому»
и/у «Придумай слова к модели» Д. м. карточки с изображением бабушки, дедушки, женщины, девочки, мальчика
Р. м. - лист бумаги, карандаши - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 27 «Волшебные круги» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по другому» Д. м. - рисунки (по 3 – 4, выполненные красками и карандашами или графические рисунки
- овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 28 «Отгадай загадку» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по другому»
и/у «Добавь к каждой модели еще транспорт» Д. м. - картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля, товарного поезда, теплохода, самолета
Р. м. - карточки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля, товарного поезда, теплохода, самолета - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 29 «Мы едем, едем, едем…» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по - другому»
и/у «Добавь к каждой модели еще транспорт» Д. м. - картинки с изображением самолета, вертолета, парохода, катера, грузовика, автобуса, троллейбуса
Р. м. - карточки с изображением самолета, вертолета, парохода, катера, грузовика, автобуса, троллейбуса
- овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 30 «Наши младшие друзья» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по другому» По 4 картинки с изображением диких и домашних млекопитающих, диких и домашних птиц (по 2 картинки водоплавающих и не водоплавающих) - овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 31 «Отгадай, что я придумала» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по другому» Д. м. – карточки с изображением чашки заварочного чайника, блюдца; 2 – 3 кастрюли; модель в виде кругов, фишки
Р. м. - тот же - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
№ 32 «Кто станет победителем» - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями и и/у «Раздели картинки»
и/у «Нарисуй с помощью кругов и придумай обозначения
и/у «Раздели картинки по другому» Д. м. – модели в виде кругов
Р. м. - тот же - продолжать овладевать действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями