Марина Архипова
ННОД с детьми 5–6 лет по программе этноэкологического образования дошкольников «Загадки родной природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
с детьми 5-6 лет по программе этноэкологического образования дошкольников "Загадки родной природы"
Воспитатель: Архипова Марина Ивановна
Возрастная дошкольная группа : старшая
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Познакомить с чувашскими народными приметами и чувашским гигроскопом, предсказывающими погоду.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :
Публикация «ННОД с детьми 5–6 лет по программе этноэкологического образования дошкольников „Загадки родной природы“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- совершенствовать представления о свойствах дерева (пористый-плотный, легкий - тяжелый, темного - светлого цвета брусок, длиннее-короче);
- систематизировать и уточнить "летние" чувашские народные приметы о погоде на основе живых наблюдений в процессе экспериментальной деятельности;
- совершенствовать глазомер.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие интереса к исследовательской деятельности с помощью чувашского народного гироскопа;
- развитие у детей устойчивого познавательного интереса к изучению действия чувашского народного гигроскопа по определению погоды;
- развивать познавательную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности, основанную на проверке известных детям народных примет о погоде;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки двух пород дерева липы и дуба в процессе экспериментальной деятельности.
РЕЧЕВЫЕ: активизация словарной работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- способствовать выработки детьми норм и правил поведения в процессе совместной экспериментальной деятельности (работа в парах) и детском коллективе в целом ;
- актуализировать культуру познавательной деятельности;
- воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к культурному наследию чувашского народа.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая.
Формы организации: подгрупповая деятельность (6 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материал к ННОД : барометр, чувашский гигроскоп, бруски дуба и липы, контейнеры на каждого ребенка, ведра с водой, ноутбук и мультимейдиный экран, темы с изображением насекомых и цветов, стеллаж с научной детской литературы, карта-схемы на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, ручки гелиевые, заметки для записей, столы, стулья, именные бейджики, одежда научных сотрудников, мольберт, магниты, бумага для заметок, мольберт, песочные часы.
Предварительная работа по плану интеграции: знакомство с понятиями:
народные приметы о погоде; синоптики, барометр, атмосферное давление, живые барометры природы, научный доклад, составление своих - карт-схем (моделей) чувашских народных примет о погоде, ведение календаря «Народного погодоведения».
Место проведения: групповой участок детского сада, веранда
Активизация словаря: гигроскоп
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чувашский народный гигроскоп»
Воспитатель:
- Доброе утро, дети! Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать всех присутствующих еще раз стихом.
Дети приветствуют хором:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Дети стоят полукругом
В. : Ребята, я сегодня пригласила вас поговорить об удивительном в природе.
Присоединение к теме занятия.
В. : Ребята, вы заметили, какая сегодня погода?
Д. : Ответы детей.
В. : А как можно узнать, какая погода будет завтра?
Д. : ответы детей (из газет, телевизора)
В. : А кто нам её сообщает?
Д. : Ответы детей (спутники)
В. : Да, космические спутники передают данные синоптикам. А синоптики обрабатывают данные с помощью различных приборов. Один из таких приборов – барометр, при помощи которого СИНОПТИКИ узнают, какая погода будет в ближайшее время, в ближайшие дни. А кто знает: «Как работает барометр?» (рассказ подготовленного ребенка).
Но в природе существуют свои «живые барометры».
Как вы думаете. Кого называют «живыми барометрами?»
Д. : Ответы детей.
В. : Совершенно верно. Это птицы, насекомые. Растения, животные. Наблюдая за поведением которых, можно узнать, какая погода будет ближайшее время. В давние времена, когда у людей еще не было сложных приборов, наши предки, чувашские и русские крестьяне присматривались к природе, замечали повадки животных перед дождем, снегом, ветром, солнечной погодой и передавали свои наблюдения детям и внукам. Так возникли народные приметы, которыми пользуется народ до сих пор.
Предлагаю посмотреть на экран и, вспомнить, как живые барометры предсказывают погоду.
Д. : 1 слайд: Паук
Если паук находится в середине паутины, то будет дождь.
2 слайд: Божья коровка
Если она летит вниз – к дождю, вверх – к солнечной погоде.
3 слайд: Мать-и-мачха
Если цветочки закрыты – к дождю, открыты – к теплу.
4 слайд: Кошка
Кошка свернулась клубком и легла на теплое место – к морозам.
5 слайд: Собака
Собака траву ест – к дождю.
6 слайд: Воробьи
Если воробьи собираются в одно место и чирикают, то будет дождь.
В. : Молодцы. Ребята, а кто знает, как называют ученых, занимающихся изучением животных и растений?
Д. : Ответы детей (зоологи и ботаники)
В. : Правильно. А еще они проводят научные исследования, которыми делятся результатами на научных конференциях, где всегда всем интересно узнать, что там новое. Такое выступление называется доклад. А вы желаете превратиться в учёных – исследователей?
Д. : ответы детей.
В. : Для этого предлагаю надеть шапочки учёных и именные бейджики. И самостоятельно провести научные исследования и подготовить доклад. Для того, чтобы провести исследование, вы должны выбрать интересующуюся для вас тему. На столе предлагаются разнообразные темы. Выбирайте темы и приступайте к работе.
Господа учёные, на вашу работу отводится 15 минут. После подведения выводов, вы выступите в научной конференции с докладами. Вы можете обратиться с вопросами к коллегам, подходить к стенду с литературой, пользоваться моими услугами. Время пошло (песочные часы)
Д. : дети готовятся к научному докладу.
Доклад детей по карте схемы. Господа ученые, предлагаю перенести нашу конференцию на вечернее время. Не против.
В. : Вот мы с вами и выяснили, что в природе существуют живые барометры, по которым можно предсказать состояние погоды.
Ребята, живые барометры – это язык природы. Первыми предсказателями об изменениях погоды в каждой сельской деревне были старцы, сторожилы – т. е. люди наблюдатели.
В современном мире у нас есть космические спутники, которые посылают сигналы синоптикам. Синоптики обрабатывают данные, делают прогноз и с этим прогнозом выступают по телевидению дикторы.
Кто видел или слушал прогноз погоды по телевидению?
Д. : Ответы детей.
В. : Ребята, но в давние времена у чувашей не было же космических спутников. Но зато был удивительный прибор, который помогал определить состояние погоды.
А с прибором вас познакомит специалист, научный сотрудник краеведческого музея – Ирина Анатольевна. Она вам расскажет, что это за прибор, как он устроен и как работает.
Ирина Анатольевна, вам слово.
Выступление научного сотрудника:
В давние – давние времена чувашские крестьяне могли определить погоду по прибору «Гигроскоп». Он помогал определить, какая будет погода – сухая или влажная.
Хотите узнать, как он работает?
Для этого брали древесину дуба и липы. Они должны были быть по весу одинаковы. И получается, что дуб короче, а липа длиннее.
Как вы думаете, господа учёные, почему?
Д. : Ответы детей (дуб тяжелее, плотный; липа легче, пористая)
Н. С. : Правильно. Обратите внимание на цвет. Дуб темнее, липа светлее. Посередине их скрепляли. Затем на стене чертили линию и на специальный крючок подвешивали «гигроскоп». Так и определяли, какая будет погода. В сухую погоду гигроскоп сохраняет это же положение, а при приближении дождливой погоды отрезок липового дерева впитывает больше влаги, поэтому он и перевешивает дубовый отрезок.
Н. С. : предлагаю убедиться самим, проделав опыт. На столах стоят емкости, в них надо налить воды и одновременно пустить в емкости брусочки липы и дуба. Немного наблюдаем и замечаем, что ребята. Что на каком бруске пузыри крупнее? А у какого меньше?
Д. : Ответы детей.
Н. С. : Правильно, коллеги. У липы крупнее пузыри и больше, чем у дуба. Какой вывод можем сделать? Липа – древесина мягкая, пористая, в ней много воздуха и поэтому выделяет много пузырей. А еще бруски липы и дуба между собой магнитятся.
Замечательно. За вашу любознательность, дарю вашему детскому саду «Гигроскоп».
В. : Спасибо Вам, Ирина Анатольевна, за знакомство с чувашским гигроскопом. И мы с коллегами теперь можем самостоятельно следить за изменениями погоды в природе.
Коллеги, на этом у нас исследования закончились, вы отлично выступили на научной конференции с докладами и провели опыт с брусками липы и дуба. Подошло время превращаться из учёных – исследователей в детей (снимают одежду учёных).
Рефлексия.
Ребята, что больше всего запомнилось вам сегодня во время мероприятия? (воспитателем при ответах детей используется невербальное общение).
Спасибо вам за работу, предлагаю попрощаться с гостями и пройти в группу.