Воробьева Татьяна Николаевна
Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. «Детский сад, лето»
Цель: Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
2. «Признаки осени. Грибы, ягоды»
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах и грибах. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать творчество и инициативу.
3. "Хлеб. Труд человека"
Публикация «Перспективное планирование образовательной области „Познавательное развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Расширять представление о содержании и значении труда взрослых. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей.
4. «Детский сад, профессии»
Цель: Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них. Закреплять представления детей о значении и необходимости данных профессий в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Октябрь
1. «Транспорт, ПДД»
Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный). Систематизировать знания детей правилах поведения на улицах большого города: правила движения по улице, перехода проезжей части, правила поведения в транспорте. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
2. «Питание и здоровье»
Цель: Расширять представления детей о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при употреблении пищи. Формировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.
3. «Дикие животные, Красная книга»
Цель: Расширять представления о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе родного края. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Развивать творчество и инициативу.
4. «Земля – наш общий дом»
Цель: Расширять представления о том, что Земля – наш общий дом. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистого воздуха, почвы и воды. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. «Город, в котором ты живешь»
Цель: Закреплять и расширять знания о родном крае, о городе Сосновоборск. Продолжать знакомить с историей и достопримечательностями города, в котором живут дети.
Ноябрь
1. «Прогулка по Москве»
Цель: Расширять представления детей о Москве; продолжать знакомство с историей и культурой города. Развивать интерес к познанию Москвы, воспитывать уважение к столице; приобщать детей к русской национальной культуре.
2. «История русского костюма»
Цель: Познакомить с историей русского национального костюма, особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
3.«Мой дом»
Цель: Расширять знания детей об истории жилища человека, его эволюции. Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами. Обсудить правила поведения в опасных ситуациях дома и при контактах с незнакомыми людьми.
4. «Моя семья» (члены семьи и их профессии)
Цель: Привлечь внимание детей к их семье, учить любить семью. Вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках.
Декабрь
1. «Идет волшебница зима…»
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях в зимнее время года, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в опасных ситуациях.
2. «Птицы нашего края»
Цель: Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
3. «Дикие животные, домашние животные»
Цель: Обогащать представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму.
4. «Откуда ёлка в гости к нам пришла?"
Цель: Продолжать знакомить с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение. Знакомить с традициями встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу.
Январь
1. «Путешествие в Африку»
Цель: Формировать у детей элементарные представления об особенностях географического положения Африки; представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
2. «Что мы называем севером?»
Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «Север»; объяснять, какие природные территории составляют северную часть России. Закрепить знание характерных признаков зимы, сравнить их с природой северных регионов. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.
3. «Зимние виды спорта»
Цель: Расширять и закреплять знания детей о зимних видах спорта. Формировать представление о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Февраль
1. «Масленица широкая пришла – игры и забавы принесла»
Цель: Расширять представление о русских народных обычаях и традициях, объяснять их происхождение и назначение. Продолжать знакомить с видами устного народного творчества; воспитывать интерес к фольклору.
2. «Профессии»
Цель: Расширять представления детей о разнообразии профессий. Формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь. Воспитывать уважительное отношение к труду.
3. «Защитники Родины»
Цель: Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев. Воспитывать стремление быть похожими на них.
4. «В гости к Городецким мастерам»
Цель: Познакомить детей с искусством Городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Углубить представление о свойствах и качествах различных материалов. Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.
Март
1. Международный женский день!
Цель: Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни. Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Развивать у детей интерес к традиции празднования 8 Марта. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.
2. «Полюбуйся: весна наступает…» (приметы, одежда)
Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений. Развивать интерес к художественно-творческой деятельности, инициативу, творчество и самостоятельность.
3. «Птицы и дикие животные весной»
Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей весной. Расширять знания о внешних признаках, повадках, весеннем образе жизни птиц и диких животных. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. «Библиотекарь»
Цель: Расширять представление детей о библиотеке (о профессии людей, работающих в библиотеке). Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге.
Апрель
1. «Виды театра, профессии в театре, помещения в театре»
Цель: Расширять знания детей о театре, как о разновидности искусства. Продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример); с культурой поведения в театре. Развивать познавательный интерес детей к миру театра. Воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми.
2. «Космический транспорт, профессии»
Цель: Систематизировать знания детей о покорителях космоса: кто был первым космонавтом, какими качествами должен обладать космонавт. Познакомить с историей возникновения космического корабля. Развивать память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление. Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
3. «ППБ, пожарная техника»
Цель: Углубить и систематизировать знания о причинах пожара; разобрать ситуации возникновения пожара. Практически отрабатывать вызов пожарной охраны и правильное поведение в случае возникновения пожара. Формировать представление у детей о пожароопасных предметах, чувство опасности огня. Воспитывать у детей чувство уважения к людям мужественной профессии.
4. «Права и обязанности ребенка»
Цель: Познакомить с Декларацией прав ребенка. Учить соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах; быть общительными, помогать товарищам и взрослым.
Май
1. «Не забудем мы подвиг великий наших дедов и прадедов наших!»
Цель: Уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей. Формировать уважительное отношение к старшему поколению.
2. «Тело человека»
Цель: Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Развивать интерес к познавательной деятельности. Воспитывать бережное отношение к себе и к другим.
3. «Животные водоемов, морей и океанов»
Цель: Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Учить изображать животных, обитающих в воде, в технике оригами.
4. «Насекомые»
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закреплять представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Используемая литература:
1. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. «Здравствуй, мир!».
3. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».
4. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
5. И. М. Новикова «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников».
6. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы».
7. О. А. Скоролупова «Тематическое планирование ВОП в ДОУ».
8. О. А. Скоролупова «Осень. Часть 2».
9. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
10. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
11. Т. А. Шорыгина «Беседы о русском Севере».