Елена Шмакова
Перспективно-тематический план по реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, всем здравствуйте! Ранее Вашему вниманию был представлен долгосрочный проект по реализации регионального компонента по теме «Музыкально - этническое искусство коренных народов проживающих на территории Хабаровского края». Одним из продуктов данного проекта был составленный мной перспективно – тематический план работы на год. Его можно применять как план кружковой работы, так же использовать в индивидуальной и свободной деятельности детей, в НОД. Данное планирование мной было включено в рабочую программу в вариативную часть. Я надеюсь, этот материал заинтересует музыкальных руководителей, учителей музыки, и поможет в работе по реализации регионального компонента.
Публикация «Перспективно-тематический план по реализации регионального компонента» размещена в разделах
Тема: «Музыкально - этническое искусство коренных народов проживающих на территории Хабаровского края».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Месяц: Сентябрь
Тематика: «Знакомство детей с жизнью и бытом, музыкальное искусством малочисленных народов ДВ. (Общее представление)
Целевой ориентир:
• Накопление опыта эмоциональной отзывчивости на музыку, ценностную по художественному уровню.
• Расширение опыта восприятия музыки и выражения своих впечатлений в разных видах исполнительства.
• Формирование первоначальных навыков осознанности восприятия, согласования действий детей с характером музыки.
Деятельность детей:
Восприятие музыки. (Слушание этнической музыки и песенные импровизации);
Песенное творчество (Подражание пению птиц, звуком моря);
Изучение музыкальной этнокультуры народов Дальнего Востока, осваивая выразительные и изобразительные возможности музыки через восприятие звуков родной природы: (крики чаек, гусей; шум моря);
Музыкально-ритмические движения. (Элементы танцев, творческое подражание движению животных);
Различение темпа, динамики, ощущение ритма и воспроизведение его в хлопках, легком беге, движениях рук;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментах в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: - Октябрь
Тематика: «Как музыка рассказывает и передаёт образы жизни и быта малых народов».
Целевой ориентир:
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Накопление опыта эмоциональной отзывчивости на музыку, ценностную по художественному уровню.
• Расширение опыта восприятия музыки и выражения своих впечатлений в разных видах исполнительства.
• Формирование первоначальных навыков осознанности восприятия, согласования действий детей с характером музыки.
• Освоение целостной художественной картины миры при ведущей роли музыки с использование стихов, репродукций картин творцов ДВ.
Деятельность детей:
Восприятие музыки. (Слушание этнической музыки);
Обрядовое песнопение, песенное творчество (Подражание пению птиц, звуком моря);
Музыкально-ритмические движения, слушание, игра на музыкальных инструментах (изучение музыкальной культуры Хабаровского края, осваивая жанровые особенности и звучание муз. инструментов коренных жителей Хабаровского края, различая традиционные язык ритма;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, выступление танцевальных коллективов, игру на муз. инструментов т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: Ноябрь
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Удэгейцы». («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Обрядовое песнопение»; «Хореография и танцевальное творчество»)
Целевой ориентир:
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры народа Удэгейцы.
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Формирование навыков осознанности восприятия, согласования действий детей с характером музыки.
• Ознакомление с народным хореографическим этноискусством - «пластика», «пляска», «танец», «выразительные средства» в сочетании с современной хореографической культурой коренного народа Уэге, как своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств.
Деятельность детей:
Восприятие музыки. (Слушание этнической музыки);
Танцевальные и песенные импровизации;
Использование детьми инструментов в различных видах деятельности;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: Декабрь
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Орочи» («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Танцевальное творчество»; «Обрядовое песнопение»)
Целевой ориентир:
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры народа Орочи.
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
Деятельность детей:
Восприятие (Изучение выразительных и изобразительных возможностей музыки через восприятие песен малых народов Дальнего Востока, и исполнительской деятельность);
Музыкально-ритмические движения (танцевальные композиции, музыкальные и подвижные игры)
Игра на муз. инструментах;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Танцевальные и песенные импровизации.
Месяц: Январь
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Ульчи»
«Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты».
Целевой ориентир:
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры народа Ульчи.
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Осознание природных, жизненных явлений по средствам сказок народов Хабаровского края.
• Ознакомление с народным хореографическим этноискусством - «пластика», «пляска», «танец», «выразительные средства» в сочетании с современной хореографической культурой коренного народа Ульчи, как своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств.
• Способствовать эмоциональному выражению детьми своих впечатлений (различными способами).
Деятельность детей:
Восприятие музыки - различение настроений, переданных музыкальными образами картин природы (спокойствие, светлая грусть, радость и т. п.);
Музыкально-ритмические движения;
Игра на муз. инструментах;
Танцевальные и песенные импровизации;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: Февраль
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Нанайцы» («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Танцевальное творчество»; «Обрядовое песнопение»)
Целевой ориентир:
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры Нанайского народа.
• Ознакомление с народным хореографическим этноискусством - «пластика», «пляска», «танец», «выразительные средства» в сочетании с современной хореографической культурой, как своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств.
• Выражать свои впечатления по средствам муз. ритмических движений для передаче образов птиц и животных.
• Формирование творческих навыков и умений.
Деятельность детей:
Различение в процессе восприятия настроений, выраженных в переданных музыкальными образами картинах природы (спокойствие, светлая грусть, радость)
Различные виды деятельности:
Восприятие музыки;
Музыкально-ритмические движения,
Танцевальные и песенные импровизации;
Игра на муз. инструментах;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов.
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: Март
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Нивхи» («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Танцевальное творчество»; «Обрядовое песнопение»)
Целевой ориентир:
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Расширение представлений детей о музыкой культуре народов севера, развитие воображения.
• Формирование представлений о народных музыкальных инструментах жителей ДВ.
• Осваивать выразительные и изобразительные возможности музыки по средствам игры на музыкальных инструментах.
• Развитие чувства ритма.
Деятельность детей:
Восприятие музыки;
Музыкально-ритмические движения (танцевальные композиции, музыкальные и подвижные игры);
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов.
Месяц: Апрель
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Негидальцы» («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Танцевальное творчество»; «Обрядовое песнопение»)
Целевой ориентир:
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры народа Негидальцы.
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Ознакомление с народным хореографическим этноискусством - «пластика», «пляска», «танец», «выразительные средства» в сочетании с современной хореографической культурой коренного Негидальского народа, как своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств.
• Накопление опыта эмоциональной отзывчивости на музыкальный фольклор народов ДВ.
• Расширение кругозора, освоения целостной, комплексной, художественной картины мира.
Деятельность детей:
Использование детьми инструментов в различных видах деятельности;
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов;
Разучить подвижные игры народов севера.
Месяц: Май - Июнь
Тематика: «Этнокультурное наследие народа Эвены»
«Этнокультурное наследие народа Эвенки» («Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Танцевальное творчество»; «Обрядовое песнопение»)
Целевой ориентир:
• Ознакомление с изобразительными образами в музыке.
• Выражение детьми своих впечатлений (различными способами).
• Формирование представления о коренных жителях, музыкальной культуры народов Эвены и Эвенки.
• Ознакомление с народным хореографическим этноискусством - «пластика», «пляска», «танец», «выразительные средства» в сочетании с современной хореографической культурой коренных народов Дальнего Востока, как своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств.
• Изучение музыкальной культуры Хабаровского края, осваивая жанровые особенности и звучание муз. инструментов коренных жителей Хабаровского края, различая традиционные язык ритма.
Деятельность детей:
Восприятие музыки (Слушание этнической музыки, обрядовые песнопение);
Песенное творчество (Подражание звукам природы);
Музыкально-ритмические движения (танцевальные композиции, муз. игры, танцевальные импровизации);
Просмотр видеороликов (Танцевальные композиции народов севера, выступление современных хореографических коллективов, игра на муз. инструментов в исполнение муз. коллективов и т. п., слайдов по теме проекта, мультфильмов.