Светлана Рудакова
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная группа детей с задержкой психического развития
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить детей пересказывать рассказ близко к тексту;
- активизировать знания о перелётных птицах;
- дать представления о перелётной птице – соловей;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения;
- развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
Публикация «Пересказ рассказа В, А, Сухомлинского „Стыдно перед соловушкой“» размещена в разделах
- упражнять в умении называть слова ласково;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, формировать навыки правильного поведения на природе.
Оборудование: иллюстрация к рассказу; картинка «соловей», аудиозапись пения соловья.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов: М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Какое время года наступило?
- Какой месяц?
- Какие признаки весны уже заметны?
- Что произойдёт в ближайшем будущем?
- Каких перелётных птиц знаете?
Игра «Назови ласково»
Кукушка – кукушечка, журавль -, цапля -, стриж -, трясогузка -, скворец -, утка -, чайка -, соловей - ….
- А, вы знаете, кто такой соловей?
Соловей – это перелётная птица. Это маленькая, серенькая, невзрачная птичка, которая прекрасно поёт. К сожалению, в наши края соловей не прилетает, но все про него знают, так как поёт очень красиво и необычно.
- Хотите послушать, как поёт соловей?
2. Тема:
- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и будем учиться пересказывать этот рассказ.
Василий Александрович Сухомлинский – педагог, писатель. Он очень любил детей и писал для них поучительные рассказы.
3. Чтение рассказа.
Стыдно перед соловушкой
В. А. Сухомлинский
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.
Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно. перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
4. Беседа по содержанию рассказа :
- Как зовут девочек?
- Куда пошли девочки?
- Что решили сделать девочки после утомительной дороги?
- Как понимаете выражение «утомительная дорога»?
- Девочки решили пообедать, значит какая часть суток описывается в рассказе?
- Что они вынули (достали) из сумки?
- Чье пение услышали девочки, когда закончили обедать?
- Почему песня соловья им так понравилась?
- Как они слушали пение соловья?
- Как поступила с остатками еды Оля, после того, как соловей перестал петь?
- А как Лида?
- Что спросила Оля? Что ещё она сказала?
- Что ответила Лида?
(Проиграем реплики Оли и Лиды.)
- Почему Лиде стало стыдно?
5. Физкультминутка «Птичка-невеличка» :
Птичка-невеличка по небу летала,
Села на полянку, крошек поклевала.
Встрепенулась птичка, выпрямила спинку.
Песенку запела, дальше полетела.
5. Повторное чтение рассказа педагогом с установкой на запоминание
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
- Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
- Если вы отдыхаете в лесу, то, как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?
- Чем поступок Лиды отличается от Олиного?
8. Домашнее задание.
Нарисуйте вместе с родителями, чего нельзя делать на природе.