Сэсэгма Матуева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ Лицей №27
детский сад «Дельфинчик» г. Улан-Удэ 2021 г.
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Пересказ рассказа «Осень».
Подготовила : воспитатель Матуева С. Ц.
Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
1. Учить содержательно пересказывать текст.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивать умение слышать вопрос и давать полной формой ответ.
3. Побуждать интересоваться смыслом слова (почему назвали гриб Сыроежка)
4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Оборудование:
Графические схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод; фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песнь», наборное полотно; магнитная доска.
Предварительная работа:
Чтение рассказов об осени.
Знакомство с творчеством писателя.
Отгадывание загадок по темам: осень, грибы, ягоды.
Наблюдение в природе.
Дидактические игры «Времена года».
Ход занятия.
Орг. момент
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
дети выполняют согласно тексту:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчики).
Звучит музыка «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
От кого это к нам пришла музыкальная весточка?
Ребята, как вы догадались, что это Осень?
дети: Звучала грустная печальная музыка.
Какими еще словами мы можем описать Осень?
дети: Яркая осень, солнечная осень, разноцветная, золотая, хмурая, печальная, грустная …
Ребята, а вы знаете, что такое листопад?
(корзинка с листьями = листопад)
дети: Листопад это когда с деревьев опадают листья.
(дети замечают, что на них что-то написано)
Давайте соберем все листья и узнаем что же на них написано.
(дети собирают листья в корзину, педагог показывает березовый лист). Скажите ребята, чей это листок, от какого дерева?
Ребята это послание от Осени, она потеряла свою шкатулку! И просит нас помочь найти ее! Поможем?
Для того чтобы отыскать шкатулку нам нужно выполнить задания.
Вы готовы?
Послушайте загадку:
Он могучий! Крона в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
- Как называют листья дуба?
Скажите, а среди этих листьев были дубовые листья?
А где же они, давайте посмотрим вокруг!
(дети находят их на стене группы, педагог достает дубовый листок, а под ним конверт с заданием)
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании. Отвечаем полным предложением.
дети: В этом задании нужно найти лишний предмет.
Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.
Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.
Клюква, земляника, брусника, волчья ягода.
Молодцы! Ответили верно.
Смотрите здесь еще один листок! Чей это он?
(дети находят кленовые листья в группе, педагог собирает их)
Подготовка к восприятию текста
Выстраивание графического плана рассказа.
д/и «Веселый счет»
(в конверте картинки, дети считают предметы до пяти)
Одно облако
Два облака
Три облака
Четыре облака
Пять облаков (паутина, гриб, ягода)
Чтение рассказа.
Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.
(педагог случайно роняет листик, дети сообщают о листочке)
Что это за листок? С какого дерева он упал?
А на нем рассказ Ивана Соколова-Микитова «Осень»
(в сокращении) послушайте:
- После лета наступила золотая осень.
По высокому небу бегут облака.
В погожие теплые дни летает над землей липкая паутина.
По опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, опята и рыжики. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух!
Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.
Какое время года наступает после лета?
По какому небу бегут облака?
Что летает над землей в погожие, теплые дни?
Какие грибы растут по опушкам лесов?
Что рассыпано по кочкам в болотах?
Какая ягода краснеет на лесных полянах?
Какой воздух в рассказе?
Физминутка.
А сейчас мы немного отдохнем, и осень выручать пойдем.
(один ребенок читает текст, остальные выполняют)
По болоту мы идем,
Клюкву собираем,
Скачет к нам зайчишка
В сереньком пальтишке
Прыг – скок, прыг – скок
Ускакал от нас дружок.
По болоту мы идем
Клюкву собираем
Может осень повстречаем.
Что – то рыжее мелькнуло под кустом
Это рыжая лисичка помахала нам хвостом.
По болоту мы шагали
Клюквы много мы набрали
А вот осень золотую так и не повстречали.
Лексико – грамматические упражнения:
Упражнение «Подбери признак». Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.
Ребята, скажите, какая бывает осень?
А в рассказе какая осень?
А какое небо осенью?
А в рассказе небо, какое?
- Ребята посмотрите на картинку клюквы, и скажите, какая она?
А в рассказе клюква, какая?
( дети: Осень бывает золотая, поздняя, дождливая, серая.
В рассказе осень золотая.
Осенью небо прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, дождливое.
Небо прозрачное, высокое.
Клюква румяная, кислая, красная, вкусная, полезная.
В рассказе клюква румяная.)
Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического мышления. Выставляются на наборное полотно грибы и ягоды.
Назовите грибы и ягоды?
И объясните, почему их так называют?
дети: Подосиновик – растет под осинами.
Сыроежки – можно есть сырыми.
Грузди – грибы большие, грузные.
Рыжики – оранжевого цвета, очень ароматные.
Гроздья рябины – много ягод на одной ветке.
Румяная клюква – ягода красная, алая, как щеки на морозе.
Повторное чтение рассказа.
Развитие слухового внимания и памяти.
Педагог повторно читает рассказ
Пересказ рассказа с опорой на графический план.
Развитие связной речи.
Рассказ осуществляется детьми парами и индивидуально.
Педагог помогает опорными вопросами.
Дети пересказывают
Итог занятия
Ребята мы все задания выполнили, где же шкатулка? Поищите-ка!
(находят шкатулку, педагог читает послание от осени)
"Вы ребята молодцы, за это дарю вам игру".