Алина Спиридонова
Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Цель: распространение собственного передового педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствовать работу педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
Публикация «Использование дидактической игры в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников;
- провести мастер-класс по применению словесных дидактических игр в развитии речи детей.
Ход работы.
I этап. Приветствие.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я - воспитатель старшей группы «Пчёлки», хочу поделиться своим передовым педагогическим опытом по применению дидактических игр, как средством развития речи в образовательном процессе. Для этого провожу для вас мастер-класс.
- Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем.
- Я начну фразу, а вы, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….
Если педагог – это дерево, то какое …
Если педагог – это природное явление, то какое…
Если педагог – это домашнее животное, то какое…
Если педагог – это цвет, то какой…
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Также не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особый код языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность, новизна, результативность использования её в работе педагога.
- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений
- бедность речи
- несформированность грамматического строя
- нарушение звукопроизношений
- бедная диалогическая речь
- трудности в построении монологов
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- отсутствие навыков культуры речи
- плохая дикция
- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?.
Ответы…
- Коллеги все правы.
Актуальность опыта.
- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления. Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Изучив внимательно их методические разработки, «Программу от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой я, кстати, и работаю, говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений, я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Новизна моего опыта заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию речи детей дошкольного возраста разработаны новые дидактические игры с детьми дошкольного возраста.
Результативность опыта.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Была проведена диагностика по выявлению уровня развития речи детей старшей группы до проведения опыта и после.
В результате моей работы по данной теме у детей:
1. Повысился уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатился и расширился словарный запас детей.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
Стоит отметить, что использование дидактических игр в развитии речи детей не требует большого расходования сил и средств.
Для речевого развития детей использую следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами – здесь использую игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации использую кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использую других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому. Для меня этот вид игры самый эффективный в развитии речи детей.
- Сегодня у нас есть возможность практически опробовать словесную дидактическую игру, которую я лично использую в работе на протяжении нескольких лет со своими воспитанниками.
III этап. Практический.
«На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»
- Иглы колкие торчат прямо с детства у- … ежат.
- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.
- Через горы и леса в край родной летит … птица.
- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.
- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.
- Звонко цокают подковы на копытцах у …коня.
- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.
- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.
- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.
- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.
Микроитог.
- С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу. Подведём итоги.
- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.
- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос.
В заключении мастер класса хочу поделиться своей трудоёмкостью опыта.
Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы мною в течение 2-х лет. Имеющийся материал может быть использован воспитателями ДОУ, которые интересуются этой проблемой и стремятся воплотить ее в воспитательном процессе.
Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.