Светлана Викторовна Шаповалова
Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших технологий является технология сторителлинга.
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.
«Storytelling» в переводе с английского обозначает «рассказывание историй», способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем крупной международной корпорации Armstrong International. Разрабатывая данную технологию, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы и директивы. Они быстро запоминаются, и их влияние на поведение людей сильнее. Сторителлинг зарекомендовал себя как результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций.
В настоящее время данная технология активно используется и в образовании. Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать опыт, рассказывать о различных действиях, их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.
Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Педагогический сторителлинг, как технология подачи познавательной информации, выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный и цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует привлечению внимания детей с начала повествования и удержанию его в течение всей истории.
Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальнымм компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в речевом развитии дошкольников.
Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
• Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников
• Уточнить использование грамматических форм речи
• Развивать связную речь детей
• Развивать коммуникативные навыки дошкольников
• Развивать фонематический слух
• Закреплять навыки правильного произношения звуков
• Побуждать каждого ребенка участвовать в создании общей истории.
На основе технологии сторителлинг несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй»). Это 9 кубиков, на каждой грани которых есть 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий и приключений. Но для детей они сложны, так как на них изображены только символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, для дошкольников были разработаны другие кубики, на гранях которых изображены:
1 кубик – существительные
2 кубик – изображение действий
3 кубик – цифры
4 кубик – цвета
5 кубик – геометрические фигуры.
С таким набором кубиков проводится игра «Составь предложение». Игра начинается с броска двух первых кубиков. Дети отвечают на вопросы: «Что (кто) это? Что делает?», объединяя в простое предложение выпавшие картинки, уточняя бывает ли такое. Затем в процесс игры добавляются остальные кубики, позволяющие дать характеристику предмета (цвет, форма и количество) и распространить составленное предложение. После освоения данного варианта, можно переходить к более сложному.
Для развития связной речи детей, составления фантазийных рассказов нужно подготовить такой набор кубиков:
1 кубик – начало истории, герои рассказа
2 кубик – раскручивание сюжета, куда герои хотят отправится
3 кубик – на чем, с помощью чего герои действуют
4 кубик – кульминация (решающее событие)
5 кубик – волшебное средство (помощник)
6 кубик – завершение истории
Как у каждой игры, у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «Сказочников». В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать историю. Затем следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:
• Однажды
• Много лет назад
• В некотором царстве
• Когда-то давным-давно
Затем «сказочники» описывают главного героя, где он живет, что делает.
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
• Что произошло с героем?
• Кого он встретил? Или Что нашел?
• Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
• Появляется решение поставленной проблемы
• Короткий вывод (итог рассказа)
Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга. Для этого детям предлагается превратиться в «Ученых» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используется мнемосхема, которая показывает алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме: «Домашние животные».
При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н. Э. Теремковой, которая разделена на 3 части (начало, середина и конец, каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало – синим, середина – желтым, конец – зеленым). Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по желтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ. У данной игры есть еще 1 вариант, детям предлагается побыть «Фантазерами», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети бросают, а не подбирают подходящие по логике картинки, и получаются забавные истории о животном.
У технологии сторителлинг широкое применение в речевой коррекции. Сторителлинг можно применять при автоматизации звуков. Для этого нужно использовать картинки, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине и в конце слова. При составлении рассказа ребенок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.
Также можно подобрать набор картинок для дифференциации звуков. В таком виде игры у детей, развивается еще один компонент речи – фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец, и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии сторителлинга в речевом развитии дошкольников :
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность с детьми, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка.
2. Сторителлинг помогает детям научиться воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, облегчает запоминание материала в виде интересной истории.
3. Обогащает устную речь, развивает умение составлять рассказы, фонематический слух, автоматизацию и дифференциацию звуков.