Татьяна Чеснокова
Педсовет в форме деловой игры «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психического (эмоционального благополучия) детей в ДОУ «Сказка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
- Раскрыть современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства в детском саду согласно ФГОС ДО.
- Активизировать творческую деятельность педагогов.
- Представить опыт применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практической деятельности воспитателей.
- Разработать рекомендации по оптимизации здоровьесберегающей работы в ДОУ «Сказка» на 2016-2017 учебный год.
Повестка:
Публикация «Педсовет в форме деловой игры „Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
I часть. Исполнение решения предыдущего педсовета.
II часть
1. Обоснование проблемы.
2. Деловая игра «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду»
III часть. Результаты проверки групп.
Ход:
I часть. Исполнение решения предыдущего педсовета
II часть.
1. Обоснование проблемы.
Во все времена вопросы охраны здоровья детей были актуальными и поэтому оказываются в центре внимания педагогических коллективов детских садов, в том числе и нашего.
Одной из первых задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого, сегодня становится актуальной проблема поиска эффективных путей физического и психического здоровья детей, создания оптимальных психолого-педагогических условий для их позитивной социализации, т. е. формирования основ ЗОЖ.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического и психического здоровья. По данным медицинских исследований 40% заболеваний у взрослого населения нашей страны были заложены в возрасте 5-7лет. Именно поэтому так важна организация здоровьесберегающего и здоровьеформирующего воспитания в детском саду.
Кроме того, современные научные исследования доказывают, что не соблюдение психолого-педагогических условий нормального развития детей ведет к стрессовым состояниям и психоэмоциональным нарушениям как в дошкольном возрасте, так и в более старшем возрасте, провоцирует развитие отрицательных стереотипов.
Среди факторов, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье детей, специалисты выделяют:
- Нерациональный режим жизнедеятельности.
- Неправильная организация сна и отдыха.
- Дефицит свободы движения.
- Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
-Нерациональное питание и плохая его организация.
- Авторитарность стиля общения с ребенком взрослых.
- Интеллектуальные и физические перегрузки.
- Плохие погодные условия.
- Внутрисемейные отношения.
- Отношения со сверстниками.
Для детей, проживающих в районах Крайнего Севера, одним из важных факторов, влияющих на психоэмоциональное и физическое состояние, являются погодные условия. Так (по мнению ученых Л. Е. Панина, В. П. Соколова) в условиях полярной ночи нередко у дошкольников наблюдается угнетенное психическое состояние и нарушение соматического состояния (особенно в октябре – ноябре - декабре). Тогда как в полярный день у людей появляется необоснованная раздражительность, повышенная активность. У детей полярный день способствует возникновению депрессии, сонливости.
Анализируя данные о заболеваемости детей нашего детского сада, хочется отметить, что в среднем эти показатели за последние три года находятся на одном уровне. Основную долю от общего числа заболеваний составляют ОРВи, на втором месте – инфекционные, и незначительный процент – хронические заболевания.
Конечно, в нашем детском саду здоровьесберегающая работа реализуется в системе, но считаю, что у нас есть еще неиспользованные резервы. Кроме того, современное дошкольное образование сегодня представляет разные, интересные технологии и формы работы, направленные на формирование у дошкольников основ ЗОЖ, которые надо изучать и внедрять в практическую деятельность
Учитывая актуальность данной проблемы, мы сегодня поговорим о создании эффективных условий в нашем детском саду для физического и психического благополучия воспитанников.
2. Деловая игра «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду»
- Мы все знаем, что в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности ребенка – игра. Учитывая эту особенность развития детей, ФГОС ДО выделяет основную форму взаимодействия с ребенком – игровую. Так как мы работаем непосредственно с детьми дошкольного возраста, предлагаю сегодня провести педсовет в форме деловой игры.
Основные правила нашей игры:
- Обязательное наличие идей по организации здоровьесберегающего пространства ДОУ «Сказка».
- Чем смелее и креативнее идеи, тем лучше.
- Чем больше идей, тем лучше.
- Критика чужих идей исключается, если критикуете, представьте свой вариант.
- Можно использовать идеи товарищей по группе для собственного замысла.
Ритуал приветствия.
Для начала игры давайте проведем ритуал приветствия.
- Здравствуйте, мои друзья: самые умные, красивые, веселые и находчивые. Сегодня мы отправляемся в путешествие в удивительную страну здоровья, где живут только здоровые люди.
- Как вы думаете, каких людей можно назвать здоровыми?
- А теперь давайте поздороваемся как жители этой сказочной страны здоровья. Выберите себе сказочного героя, которым вы бы хотели быть, и который на ваш взгляд ассоциируется у вас со здоровьем и здоровым образом жизни. Назовите его, а потом свое настоящее имя. Говорить будем по очереди, я начну. Здравствуйте, я Мэри Поппинс, меня зовут Таня.
Вводный ритуал. Цвет вашего настроения.
Давайте представим, что у ваше настроение цветное. Выберите из имеющихся на столах фломастер, который соответствует цвету вашего настроения.
Деление на команды. Найди товарища.
Найдите себе товарищей, у которых такое же настроение сегодня как у вас. Подумайте, кого бы вы хотели пригласить к себе из другой команды. Пригласите.
Рисование в командах. Символ здоровья.
Нарисуйте символ, который на ваш взгляд отражает понятие здоровье и ЗОЖ. Подумайте, кто и как его может представить.
Представление символов в командах.
Рефлексия: Как можно использовать эту часть деловой игры в практической деятельности с детьми. На каких возрастных группах можно использовать?
Мозговой штурм. Раскройте понятие «Здоровьесберегающее пространство в детском саду». Работа в командах.
Обсуждение ответов воспитателей.
Выдвижение идей. Какие формы организации здоровьесберегающего пространства в детском саду помогут оптимизировать оздоровительную работу в детском саду в 2016-2017 ученом году? Работа в командах.
Анализ и обсуждение идей.
- От каждой команды 1 человек будет выбран в аналитическую группу. Члены аналитической группы обрабатывают идеи, формируют общий банк идей, форм работы, которые можно использовать для оптимизации оздоровительного пространства ДОУ.
- Озвучивание членами аналитической группы списка выбранных мероприятий.
- Обсуждение мероприятий педагогами.
- Обсуждение проблемного вопроса «Что надо сделать для того, что бы обеспечить физическое и психическое благополучие детей в детском саду?»
Вывод:
Учитывая ваши высказывания, можно сделать следующие выводы:
- чтобы снять стрессовую нагрузку на детей надо использовать личностно-ориентированные формы работы с детьми;
- не допускать авторитарного давления на воспитанников со стороны взрослых;
- использовать игровые формы на разных видах ОД, следить за хронометражем, соответствием СанПин.
- знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
- обеспечивать достаточную двигательную активность детей в разных формах;
- обеспечивать четкое соблюдение режима дня для каждой возрастной группы.
Педагогическая мастерская.
Ваши идеи показали, что мы действуем в правильном направлении, но также очевидно, что необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Я предлагаю несколько вариантов мероприятий и форм работы.
Задание:
- Выбрать форму работы.
- Придумать название.
- Определить ее направление в практической деятельности (развитие иммунитета – закаливание; формирование двигательной активности – подвижные игры, упражнения; профилактик заболеваний детей – гимнастика; формирование гигиенических навыков – игры, тренинги; формирование основ ЗОЖ - гимнастика)
- Определить цели использования форм работы в практической деятельности.
- Провести с педагогами.
Практическая деятельность.
Итог.
Спасибо Вам за активную деятельность и интерес к проблеме здоровья детей. Давайте обсудим решение педсовета.
Рефлексия:
Подводя итог, я предлагаю провести рефлексию в технике «Цветные ответы»
У вас на столах фломастеры разного цвета.
Подумайте и ответьте о том, какой опыт вы сегодня получили и можно ли его использовать в практической деятельности:
- Положительный опыт, можно использовать – желтый фломастер.
- Отрицательный опыт, нельзя использовать – черный фломастер.
- Теория и практика не совпадают, можно использовать, но будут трудности с реализацией – синий фломастер.
- Можно использовать, но разработать на его основе собственные формы работы – зеленый фломастер.
III часть.
- Результаты проверки групп.
- Ритуал прощания. Пожелания.
Воспитатели берутся за руки и по очереди говорят: «Спасибо за работу, желаю вам …»
Проект решения педсовета:
1. Полученную информацию принять к сведению и использовать в дальнейшей педагогической деятельности.
Срок: постоянно Ответственный: старший воспитатель Чеснокова Т. А., педагоги ДОУ
2. Предпринять меры снижения психоэмоциональной нагрузки на детей посредством личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками, игровых форм организации воспитательно-образовательного процесса, учета индивидуальных особенностей.
Срок: постоянно Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ
3. Актуализировать работу по укреплению иммунитета детей через систему закаливания, формирования гигиенических навыков, соблюдения режима, в том числе прогулок, организацию профилактических мероприятий.
Срок: постоянно Ответственные: старший воспитатель, медсестра, педагоги ДОУ.
4. Проводить профилактические гимнастики (утреннюю, дыхательную, после сна) с целью профилактики у детей заболеваний органов дыхания.
Срок: постоянно Ответственные: старший воспитатель, медсестра, педагоги ДОУ.
5. Стимулировать двигательную активность детей посредством включения разнообразных форм, направленных на формирование интереса к занятиям физкультурой, ЗОЖ. Ежедневно в режиме дня проводить не менее 3 подвижных игр.
Срок: постоянно Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ
6. Вовлекать родителей в совместную работу по оздоровлению детей через активные формы взаимодействия (праздники, соревнования, проекты, походы, прогулки и экскурсии, семейные книги, газеты, презентации, конкурсы и т. д.)
Срок: постоянно Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ
7. Включить в план воспитательно-образовательной работы Учреждения на 2016-2017 учебный год предложенные воспитателями мероприятия. Разработать план реализации мероприятий (график, положения, сценарии).
Срок: в течение 2015-2016 учебного года Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ
Приложение:
Пальчиковая игра
У меня есть голова (прикасаются ладошками к голове)
Уха два и глаза два (показывают)
Один нос, один рот, подбородок вот! (показывают)
Розовые щеки (трут ладонями щеки)
Шея, грудь, животик (показывают)
Слева бок и справа бок (повороты вправо, влево)
А вот спинка – хлоп-хлоп (хлопают соседу по спине)
Вот ладошки, кулачки (показывают)
Десять пальцев (разжимают, сжимают пальцы)
Две руки (показывают две руки)
Это рука – правая (показывают)
Это рука – лева (показывают)
Будут руки у ребят ловкие, умелые (хлопают в ладоши)
Релаксационная игра
Сейчас я начну читать стихотворение. Закройте глаза, и начнется игра. Глаза открывать нельзя, иначе волшебство не случится. Заиграла тихая красивая музыка. Представьте, что вы лежите на красивой лесной полянке. Вокруг цветы, поют птички, припекает солнышко. Вам тепло и хорошо. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо.
А теперь внимание! … Волшебство начинается.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем (2 раза)
Дышится легко… ровно…глубоко
Наши ручки отдыхают
Ножки тоже отдыхают
Отдыхают…засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена она
Губы чуть приоткрываются
Все тело чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко… ровно…глубоко
Напряженье улетело
И расслаблено все тело
Греет солнышко сейчас
Ручки теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Ножки теплые у нас
Дышится легко… ровно…глубоко
Губы теплые и вялые,
Но ни сколько не усталые
Губы чуть приоткрываются
Все тело чудесно расслабляется (2 раза)
Нам понятно, что такое – состояние покоя (2 раза)
Попробуйте удержать это состояние – состояние покоя.
Гимнастика после сна
1. Глазки просыпаются. Глазки нужно открывать, чудо, чтоб не прозевать
И. П. Руки вдоль туловища. 1-2 – зажмурить глаза;
3-4 широко открыть глаза (6 раз)
2. Ротик просыпается. Ротик должен просыпаться, чтобы шире улыбаться.
И. П. Руки вдоль туловища. 1-2 – открыть широко рот;
3-4 – закрыть рот и улыбнуться (6 раз)
3. Ручки просыпаются. Ручки кверху потянулись и до солнца дотянулись.
И. П. Руки вдоль туловища. 1-2 – поднять правую руку, отвести за голову;
3-4 – то же левой рукой. 5-6 опустить обе руки в и. п. (6 раз)
4. Ножки просыпаются. Будем ножки пробуждать, их в дорогу собирать.
И. П. Руки вдоль туловища. 1-2 – поднять правую ногу;
3-4 – то же левой ногой. 5-6 опустить обе ноги в и. п. (6 раз).
5. Вот мы и проснулись. И друг другу улыбнулись! К солнышку потянулись!
И. П. Встали около кровати (стула). 1-4 – поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх; 5-6 опустить руки, встать на всю ступню. (6 раз).
Подвижная игра
Ведущий:
На полянке весело
Прыгают зайчата,
И с лисичкой рыжею
Они играют в прятки.
Дети прыгают, изображая зайчиков. Как только появляется лиса, они приседают и не шевелятся, закрыв глаза руками «спрятались».
Лиса:
Я – лисичка рыжая,
Отыщу зайчат!
Вот там из-за кустиков
Хвостики торчат.
Лиса догоняет зайчат.