Ольга Краснова
Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и других физических дефектов»- гласит девиз, вписанный в Устав Всемирной организации здравоохранения.
Искусство долго жить, прежде всего, в том, чтобы научиться следить за своим здоровьем с детства. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Впервые о необходимости культуры здоровья и её сущности высказался крупнейший микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное научить человека правильному безопасному выбору в любой ситуации только полезного содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Публикация «Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является сохранение и повышение уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой.
Ведущий педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровым и сильным, только дети не знают, что для этого надо делать». В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей как никогда ранее является актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких- либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Здоровье определяется многочисленными внешними и внутренними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Только здоровый ребёнок может усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учереждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии. Усилия воспитателей как никогда направлены на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающий процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Сущность здоровьесберегающих технологий, что они имеют этапность, включая в себя набор определённых действий, на каждом этапе позволяя педагогу предвидеть промежуточные результаты и итоговые результаты собственной профессионально - педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Всё это позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием медицинской помощи и самопомощи. Применительно к взрослым – валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие технологии делятся на виды:
1. По характеру действия на ребёнка
1.1. Защитно – профилактический;
1.2. Компенсанаторно – нейтрализующий;
1.3. Стимулирующий;
1.4. Информационно – обучающий.
2. По функциональному назначению
2.1. Организационно – педагогический;
2.2. Психолого – педагогический;
2.3. Учебно – воспитательный.
Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Детский сад и семья – вот две основные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй – если в дошкольном учреждении не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги). Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям.