Татьяна Ляпустина
Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить значимость организации сюжетно - ролевой игры в воспитательной деятельности в ДОУ
Задачи:
• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
• Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно - ролевой игры.
Ход педсовета:
Упражнение-разминка «По секрету всему свету». Цель: проявить остроумие и воображение.
Публикация «Педсовет „Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Каждый должен придумать какую-нибудь вымышленную «новость». Старший воспитатель: «А вы слышали, что завтра объявили выходной?». Следующий участник: «А вы слышали, что новый год будет весной?» и т. д. и т. п. Мы развиваем воображение детей и вовлекаем их в игровой процесс.
Старший воспитатель: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, прыгали на скакалках. Мы уже мало были вовлечены в дворовые игры субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернуло педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития.
Сюжетно-ролевая игра – идеальная возможность для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.
Алгоритм сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
- Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возрастных особенностях детей, интересов детей.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Необходимо привлекать воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности.
Ответьте на вопрос. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Экспресс-опрос
• Перечислите предпосылки сюжетно - ролевой игры.
• Назовите этапы становления сюжетно - ролевой игры
• Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»(Д. Б. Эльконину)
• Назовите наиболее известных авторов -ученых, занимающихся проблемами изучения игры
• Определите на каком этапе развития игры находятся дети:
- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.
- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
- С увлечением играют в путешествия.
7. В каком международном документе зафиксировано право на игру?
8. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)
9. Творческий характер игры определяется наличием? (замысла)
Угадай-ка.
К какой сюжетно-ролевой игре вы применили бы эту музыку?
— Кабалевский. Клоуны. (цирк)
— Кабалевский. Кавалеристы. (военные)
— Чайковский. Болезнь куклы. (больница)
— Спайс. Космическая музыка. (космонавты)
— Моцарт. Колыбельная. (семья, детский сад)
Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ- воспитатель Казанцева И. Н.
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников» (видеоподборка) – учитель – дефектолог Лаптева С. С.
Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.
Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).
Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки.
В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей …. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра –это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Деловая игра «Винегрет из сюжетных игр»- воспитатель Кириллова Н. В.
Первое задание.
Назовите все профессии к играм: «салон красоты» и «магазин игрушек». Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар –гардероб, главврач.
Второе задание. Ответьте на вопросы
1. Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.
2. Он – главная фигура в дошкольном учреждении.
3. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними
4. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
5. Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.
6. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
7. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
Ответы: 1. Режиссерская
2. Ребенок
3. Игра
4. Подражание
5. Методика
6. Правила
7. Роль
Третье задание.
1 команда: Составьте перечень атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Морской порт» (корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки грузов, корабль, машина, фигурки людей)
2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "Пожарная станция" (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных)
Четвертое задание: «Виртуозы»
Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время написать как можно больше сюжетно-ролевых игр.
Детский сад
Семья
Магазин – овощной, хлебный, игрушек
Пароход
Больница
Парикмахерская
Автобус
Зоопарк
Моряки
Зубной врач
Прачечная
Салон красоты
День рождения
Столовая
Кондитерская фабрика
Поликлиника
Животноводы
Аптека
Строители космодрома
Путешествие в дальние страны
Цирк
Пограничники
Рыболовецкое судно
Зоолечебница
Почта, телеграф
Газетный киоск
Дискотека
Космическое путешествие
Лесная школа
Улица и др.
Пятое задание: «Программисты»
Командам за определенное время необходимо определить соответствующую возрастную группу.
1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (От 2 до 3 лет.)
2. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (От 3 до 4 лет.)
3. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)
4. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (От 5 до 7 лет.)
Побеждает команда определившая правильно возрастную группу в программном содержании.
Шестое задание – Найдите на столе предметы-заместители к игре «Дом», «Поликлиника».
Восьмое задание: «Сюжетно – ролевые игры 21 века»
Фестиваль атрибутов к сюжетно – игровой игре (педагоги представляют свои атрибуты).
Рефлексия.
Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрела…
У меня получилось …
Я попробую…
Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.
Решение педсовета:
1. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации.
2. Ежедневно проводить сюжетно - ролевые игры, использую атрибуты и пособия направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Тематический контроль по сюжетно - ролевым играм осуществить в декабре 2021года.