Получи документы

От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания

Любовь Четверикова
От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка к педсовету:

Материал: Листочки красного и зеленого цвета в форме ягод, 2 лукошка; педагогические ситуации на листах; кроссворды; билеты с названием лечебных трав; листы бумаги с напечатанными на них пословицами.

Подготовка воспитателей: Воспитателям подготовить примеры из своей практики: об интересном опыте знакомство детей с природой; вспомнить приемы эмпатии, которые используют в работе с детьми; примеры воспитания доброты с помощью природы; какие природные средства используют педагоги для оздоровления детей; что используют для своего оздоровления.

Публикация «От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания» размещена в разделах

Ход педсовета

Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим второй педсовет. Тема: «От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания»

Педсовет тематический, по годовой задаче, напомню, как она звучит; «Экологизация образовательного пространства ДОУ как ресурс развития личности дошкольников через:

создание структурно-функциональной модели экологического образования дошкольников;

организацию развивающей предметно-пространственной среды экологиче-ского содержания;

внедрение проектной деятельности, как инновационного метода экологиче-ского воспитания в рамках реализации ФГОС»

Выполнение решений предыдущего педсовета (заведующий ДОУ)

План проведения педагогического совета:

1. Рефлексия «Экологическое лукошко»

2. Аналитическая справка тематического контроля «Состояние образовательной деятельности по экологическому воспитанию в ДОУ»

3. «Педагогическая мастерская»

4. Деловая игра «Экологический калейдоскоп»

5. Награждение победителей смотра – конкурса «Лучший экологический центр в группе»

6. Принятие проекта решений педсовета.

Старший воспитатель:

Земли, живущие народы –

Все мы от матери - природы.

Её беречь – наша задача,

И пусть поможет нам удача.

Повсюду чтоб цвели цветы,

И исполнялись все мечты.

И чтоб во все наши года,

Природу берегли всегда.

- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

- Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

А сейчас я предлагаю провести рефлексию «Экологическое лукошко».

Рефлексия «Экологическое лукошко»

На красном листочке напишите ответ на вопрос:

- Что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников?

- На зеленом части листочке постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить?

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и не-спелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем.

Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы.

Анализ работы по экологическому воспитанию.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.

Мы узнали результаты Вашей работы по экологии за прошедшие пол года. В детском саду был проведен тематический контроль, о его результатах расскажет старший воспитатель

Аналитическая справка по итогам тематического контроля.

Старший воспитатель: А теперь мы переходим непосредственно в на-шу «Педагогическую мастерскую», где вы расскажите, насколько же интересна бывает жизнь детей, постигающих просторы экологии.

«Педагогическая мастерская»

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена: когда за окном кружит метель и, когда на деревьях распускаются нежно-розовые ароматные цветки вишни. Мы любуемся этой красотой и учим тому же наших дошколят: наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего луга, шелестом осенних кленов и ядрёным ароматом ясного зимнего дня.

А чем еще является природа для нас, педагогов? Предлагаю всем вместе составить кластер на тему «Природа».

Составление кластера «Природа»

Что такое кластер? Слово кластер было заимствовано из английского языка "cluster" и переводится, как скопление, пучок, группа. Говоря простыми словами, это объединение каких-то родственных, близких, связанных между собой элементов: галактик и звёзд, организаций, предприятий, компьютеров.

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об интересном опыте знакомства с явлениями природы. (Воспитатели рассказывают об интересных случаях)

Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта? (Воспитатели знакомятся с опытом друг друга)

Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей.

Приведите примеры из своей практики.

Природа – источник здоровья. Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья.

Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Составление постера: «Цель и задачи экологического воспитания»

ПОСТЕР (от англ. poster - плакат) реклам-ное средство в виде объявления, афиши, плаката.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то:

Первой среди них будет формирование у детей элементарной системы зна-ний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)

Старший воспитатель: Мы с вами подвели итоги работы по экологическому воспитанию детей. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.

Деловая игра «Экологический калейдоскоп»

1. Разминка.

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

5. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

6. Кто всю жизнь проводит в движении? Почему? (акула) (Акулы никогда не останавливаются, они находятся в движении с первого и до последнего момента жизни. Это объясняется тем, что у них нет плавательного пузыря, который есть в теле костистых рыб. Отсутствие плавательного, или, как его еще называют, воздушного пузыря, не позволяет акулам неподвижно «висеть» в воде. Тело акулы плотнее, чем вытесняемая им вода, поэтому акула может держаться на плаву только в том случае, если будет постоянно двигаться. Как это ни удивительно, но акула может утонуть, если на какое-то время остановится.)

2. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

9. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

3. Решение педагогических ситуаций

1) Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблоки, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).

Ваши действия?

2) В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

3) В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

4) Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

5) На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

6) Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья!» - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

4. Разгадайте кроссворд

Команды разгадывают кроссворд, ключевое слово получается — БЕРЕГИ ПРИРОДУ.

1. О верности этих птиц слагаются песни? (Лебеди)

2. У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия).

3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)

4. Назовите комнатное растение, стебли которого, свисая вниз, сильно пере-плетаются. (Традесканция).

5. Птица, у которой название указывает на рогатого родича? (Носорог)

6. Какие цветы пахнут медом? (Алиссум).

7. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (Крапива)

8. Главная птица Австралии? (Страус)

9. Какое растение богато витамином С? (Шиповник)

10. Город в России, носящий имя птицы? (Орел)

11. Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик).

12. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

13. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок, — остался стебелек? (Одуванчик).

5. Конкурс на лучшее знание лечебных свойств трав.

Командам по очереди предлагается вытянуть билет с названием лекарственного растения и рассказать о его лечебных свойствах.

6. Творческое задание «Нарисуй пословицу»

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли ее “прочитать”.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Любишь кататься – люби и саночки возить.

7. Рефлексия в форме «синквейн».

Дидактический синквейн

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Награждение победителей и участников смотра – конкурса «Лучший экологический центр в группе»

Принятие проекта решений педсовета.

Публикации по теме:

Сценарий педагогического совета «От разнообразия форм к качеству образования» по экологическому воспитанию Сценарий проведения педагогического совета на тему: «От разнообразия форм к качеству образования» (Экологическое воспитание) Ход педсовета:.

Консультация «Цель экологического воспитания» Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.

Игра как метод экологического воспитания дошкольников В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации.

Литературно-музыкальный салон как одна из форм духовно-нравственного воспитания в школе В связи с тем, что школьники мало интересуются классической культурой и вероятность того, что они пойдут на концерт классической музыки.

Моделирование как эффективное средство экологического воспитания Пусть будущие поколенья Не скажут с болью сожаленья: «Жил-был смешной пушной зверек, Но мир его не уберег». Природа — одно из сильнейших.

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110 Организация.

Прогулка как метод экологического воспитания в ДОО Прогулка открывает перед нами – педагогами, большие возможности для реализации многих педагогических задач. Рассмотрим понятие прогулки.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников .

Специальная физическая подготовка для секции «Физического воспитания» дополнительной образовательной деятельности (6–7 лет) 1. Упражнения для развития амплитуды и гибкости. Наклоны вперед, назад, в стороны с максимальным напряжением (из различных положений – сидя,.

Консультация «Волонтёрство — одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников» Аннотация. В настоящее время в современном российском обществе остро стоит проблема духовно - нравственного развития, это самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 17:19
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «От разнообразия форм образовательной деятельности к качеству экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Четверикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД