Светлана Александровна Поплевина
Сценарий педагогического совета «От разнообразия форм к качеству образования» по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения педагогического совета
на тему: «От разнообразия форм к качеству образования»
Ход педсовета:
Текст выступления старшего воспитателя :
Публикация «Сценарий педагогического совета „От разнообразия форм к качеству образования“ по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?» Объявляю повестку дня:
• Оценить, как выполнили решения предыдущего педсовета.
• Поставить проблему педсовета.
• Проверить знания нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.
• Охарактеризовать условия, необходимые для решения задач экологического воспитания.
• Решить проблемные ситуации.
• Презентовать лэпбуки по экологическому воспитанию.
• Провести творческую мастерскую – конструирование из бумаги «Лебедь» в технике оригами.
• Сформулировать проект решения педагогического совета.
Разминка
На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)
Земли, живущие народы –
Все мы от матери - природы.
Её беречь – наша задача,
И пусть поможет нам удача.
Повсюду чтоб цвели цветы,
И исполнялись все мечты.
И чтоб во все наши года,
Природу берегли всегда.
- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.
Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в селе, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Сегодня я приглашаю вас еще раз поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.
А сейчас я предлагаю поиграть в брей-ринг по теме «Знатоки природы» или «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Звучат пьесы П. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».
Текст выступления старшего воспитателя :
В этой музыке и шепот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы наяву. Прошу вас ответить на два важных вопроса.
Задание№ 1. Возьмите лист бумаги. На красной стороне напишите ответ на вопрос: «Что в нашем детском саду мешает эффективному экологическому воспитанию детей?» А на зеленой стороне – ответ на вопрос: «Что помогает в нашем детском саду формировать у дошкольников экологическую культуру». Отложите свои записи в сторону. К ним мы вернемся позже.
Текст выступления старшего воспитателя :
Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. На прошлом педсовете мы выяснили, что экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Современная трактовка понятия «экология» намного шире.
В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. А как мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
Предлагается очень быстро ответить на вопросы экологической тематики. Оценивается правильность и быстрота выполнения
1. Необратимое историческое развитие живой природы.
2. Невидимое живое существо.
3. Растения, которым земная атмосфера обязана появлением свободного кислорода.
4. Многолетний режим погоды.
5. Шестиногий хозяин земли.
6. Смена мест обитания животных.
7. «Двоякоживущие» (земноводные).
8. Лесные этажи.
Э В О Л Ю Ц И Я
Б А К Т Е Р И Я
В О Д О Р О С Л И
К Л И М А Т
Н А С Е К О М О Е
М И Г Р А Ц И Я
А М Ф И Б И И
Я Р У С Ы
Задание № 3. Cоставьте синквейн (пятистрочное стихотворение) на тему «Экология».
Структура синквейна Содержание Варианты педагогов
1-я строка – одно слово Тема синквейна – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь Тема «Экология»
2-я строка – два слова Прилагательные или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта Загрязненная, хрупкая
3-я строка – три слова Глаголы или деепричастия, которые описывают суть проблемы Охранять, беречь
4-я строка – фраза из четырех слов Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту Давайте будем
беречь планету
5-я строка – одно
слово-резюме Существительное, синоним-ассоциация, которые повторяют тему Жизнь
Текст выступления старшего воспитателя :
Согласно Указу Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 год объявлен Годом экологии. Его цель – «привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». В этом учебном году мы уделили большое внимание экологическому воспитанию детей. Сначала изучили нормативные документы.
Задание№ 4. Назовите нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :
• Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
• Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Задание № 5. Перечислите, что предполагает экологическое воспитание согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :
Экологическое воспитание предполагает :
• становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле;
• формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Задание № 6. Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи экологического воспитания и что предусматривает?
Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :
Образовательная область «познавательное развитие» предусматривает «формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы».
Текст выступления старшего воспитателя :
Природа – источник красоты. Давайте немного отдохнем и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул легкий теплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних кленов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.
Педагоги открывают глаза. На экране демонстрируется слайд «Природа родного края».
Текст выступления старшего воспитателя :
Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Вы согласны? Чтобы сформировать у них потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.
Задание № 7. Перечислите, что нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :
• создать познавательную экосреду на территории ДОО;
• проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• экспериментировать с детьми с природным материалом;
• организовывать самостоятельные игры с природным материалом;
• проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
• привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;
• оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.
Текст выступления старшего воспитателя :
На занятиях вы транслируете детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы.
Конкурс № 8 «Как растения и животные предсказывают погоду». Педагоги делятся на две команды. Ведущий (старший воспитатель) называет природное явление, особенности поведения растений и животных, а участники команд вспоминают и записывают на листочках, какую погоду они предсказывают. Затем сверяют с правильными ответами, которые озвучивает ведущий.
Вопросы:
• Паук усиленно плетет паутину. ( Ответ: к сухой погоде.)
• Уж греется на дороге. ( Ответ: перед дождем.)
• Стрижи, ласточки низко летают. ( Ответ: перед дождем.)
• Мыши выходят из-под подстилки на снег. ( Ответ: за сутки до оттепели.)
• Собака катается по земле, мало ест и много спит. ( Ответ: к вьюге.)
• Черемуха цветет. ( Ответ: к холоду, заморозкам.)
• Утром трава сухая. ( Ответ: к вечеру будет дождь.)
• Из березы течет много сока. ( Ответ: к дождливому лету.)
• С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день. ( Ответ: к хорошей погоде.)
• Цветы перед дождем. ( Ответ: пахнут сильнее.)
Текст выступления старшего воспитателя :
В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Педагог должен преподносить воспитанникам новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать. Всегда ли у нас это получается? Давайте разберем конкретные ситуации.
Игра 9 «Подумай и ответь». Педагоги делятся на две команды. Ведущий предлагает им выбрать один из двух листков. На каждом из них описана ситуация. Команды их зачитывают и отвечают на вопросы.
Ситуация 1. Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал.
Вопрос: Как должен поступить в этой ситуации воспитатель?
Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.
– Когда я вышел, – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
– А я видела красивые деревья, на них иней.
– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.
– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега, – говорит Лена.
– Молодец, Леночка, – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег пушится,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.
Вопросы:
• Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад?
• В чем проявилась у детей любовь к природе?
• Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?
Конкурс № 10. «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)
1. А. Пластов «Первый снег»
2. И. Левитан «Март»
3. И. Шишкин «Дубовая роща»
4. И. Шишкин «РОЖЬ»
Конкурс №11. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др
Текст выступления старшего воспитателя :
Вы отлично справились с заданиями. А теперь предлагаю проверить домашнее задание, которое вы подготовили к нашей встрече.
Домашнее задание. Презентация лэпбуков.
Текст выступления старшего воспитателя :
Предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию : что уже сделано, а что только планируется. Возьмите снежинки белого и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол снежинку белого цвета, если нет – синего.
Утверждения:
• Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.
• Периодически организую экскурсии с детьми в парк, лес.
• Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.
• Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
• Провожу экологические акции с детьми и родителями.
• На участке ДОО есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.
• В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.
• Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.
• Дети моей группы знают стихи о природе.
• В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.
• Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.
• Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.
• По возможности участвую с воспитанниками и их родителями в городских экологических акциях.
Не расстраивайтесь, если синих снежинок оказалось больше, чем хотелось. У вас уже готов план, как это исправить. Вы написали его сами в начале встречи на зеленой стороне листочка, отвечая на вопрос: «Что помогает в нашем детском саду формировать у дошкольников экологическую культуру?» Используйте все ресурсы, чтобы решить поставленные задачи.
Музыкальная загадка
Звучит пьеса К. Сен-Санса «Лебедь».
Текст выступления старшего воспитателя :
Как вы думаете, о какой птице рассказывает эта музыка? ( Ответ: лебедь.) Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельствовать о нашей высокой экологической культуре и экологически чистой окружающей среде.
Творческая мастерская
Текст выступления старшего воспитателя :
Не только красота, но и доброта спасет мир. И это в наших силах. Предлагаю вам сделать белых лебедей и разместить их в своих группах. А поможет нам в этом педагог по изобразительной деятельности.
Педагоги делают лебедей из бумаги в технике оригами.
Текст выступления старшего воспитателя :
В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу.
Предлагаю выслушать проект решения педагогического совета :
• Продолжать работу по экологическому воспитанию детей : развивать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.
Срок исполнения: постоянно.
Ответственные: воспитатели, специалисты ДОО.
• Запланировать и провести общесадовские экологические акции с участием родителей воспитанников.
Срок исполнения: до___20__года.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
• Создать на территории детского сада экологическую тропу и разработать маршруты для всех возрастных групп.
Срок исполнения: до___20__года.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
• Подготовить отчет для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и разместить его на информационных стендах групп. Срок исполнения: до___20__года.
Ответственные: воспитатели.