Анна Калякина
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т. д., на основе чего и формируются творческие способности.
Публикация «Игра как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
Виды игры:
- творческая (сюжетно-ролевая, строительная, игра-драматизация);
- с правилами (дидактическая, подвижная, словесная, игра-забава).
Для игры характерно наличие воображаемой ситуации или ее элементов. С наибольшей полнотой воображаемая ситуация обнаруживается в творческих, сюжетно-ролевых играх, однако отдельные ее элементы всегда присутствуют в игре любого вида. Отличительной особенностью игры является ее эмоциональная насыщенность. Дети переживают в игре самые разнообразные чувства и эмоции, основные из них – радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры.
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может идти лучше или хуже, т. е. совершать любые действия, от которых при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в своей деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма, а поэтому связаны с многими запретами, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы с помощью игрового метода должны строится по определенным правилам.
Игра становится методом экологического воспитания, если намеренно организована педагогом и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
С. Н. Николаева и И. А. Комарова доказали эффективность применения в экологическом воспитании ИОС (игровой обучающей ситуации) – специальной формы использования сюжетно-ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием и дидактической целью в процессе ознакомления детей с природой. Для такой игровой ситуации характерно следующее:
Имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам;
Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; под нее специально организуется пространство и предметная среда;
В содержании игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
Игру проводит воспитатель (объявляет название, знакомит с сюжетом, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом);
Воспитатель руководит всей игрой (следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель).
Выделены 3 типа ИОС:
1) С игрушками-аналогами;
2) С куклами - литературными персонажами;
3) Путешествия.
Основная характеристика ИОС первого типа — использование игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают различные объекты природы. Следует отметить существование огромного разнообразия игрушек-животных и очень ограниченного количества игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут этого сделать с живой рыбкой, которая плавает в аквариуме, что особенно важно для младших дошкольников.
Построение ИОС с игрушками-аналогами сводятся к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведения, способу взаимодействия с ним. Очень важно параллельное использование игрушки и живого объекта - игрушка его не подменяет, она наравне с животным (или растением) собирает на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.
Основная характеристика ИОС первого типа — использование игрушек-аналогов, т. е. таких игрушек, которые изображают различные объекты природы. Следует отметить существование огромного разнообразия игрушек-животных и очень ограниченного количества игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игрушку и не могут этого сделать с живой рыбкой, которая плавает в аквариуме, что особенно важно для младших дошкольников.
Построение ИОС с игрушками-аналогами сводятся к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведения, способу взаимодействия с ним. Очень важно параллельное использование игрушки и живого объекта - игрушка его не подменяет, она наравне с животным (или растением) собирает на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающий персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Aнализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, показал, что воспитатель часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомы сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала - они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем, герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат их воображение, становятся объектами подражания. Поэтому И. А. Комаровой и С. Н. Николаевой было сделано предположение, что на основе литературной биографии кукол - персонажей некоторых сказок, могут быть построены интересные занятия по ознакомлению с природой.
Каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из 2х функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо деле героя, или наоборот, ничего не знающего, наивного простака. В первом случае решается задача косвенного обучения детей устами персонажа. Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.
В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми» : он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет – он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка, который проявляет полную неосведомленность в событиях, меняется статус детей: уже не воспитатель «над ними», а они стоят «над куклой» - учат ее, сообщают ей свои знания, тем самым закрепляя их.
Образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе. Она становится важным атрибутом занятий по природе, на которых дети усваивают знания о животных и растениях.
Третий тип ИОС — это различные варианты игры в «путешествие» («поездка на выставку», «экспедиция в Африку, на Северный полюс», «экскурсия в зоосад», «путешествие к морю» и др.). Во всех случаях — это сюжетно-дидактическая игра или ее фрагменты, включенные в занятия, наблюдения, труд. Следует отметить, что различные «путешествия» — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей - передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т. д., реализует программное содержание занятия - рассказывает и показывает дошкольникам все то новое, ради чего отправились в путь.
Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки : обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры, специфическая особенность которых – наличие дидактической задачи и правил.
Четкое соблюдение правил, выработка у детей навыка соблюдать их делает такую игру интересной, а не сводит ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры. Когда дети научились соблюдать правила, они уже играют самостоятельно.
Разнообразными могут быть и словесно-дидактические игры. Они помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Интересны такие игры как «Закончи предложение», «Загадки-описания», «что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает» и др.
Дети очень любят подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Карась и щука», «Волк и овцы». Интересны малоподвижные игры с мячом: «Я знаю пять (цветов, деревьев, животных)», «Съедобное - несъедобное», «Живое - неживое».
Таким образом, игровая деятельность способна решать образовательные и воспитательные задачи. При грамотном ее использовании она может стать эффективным методом экологического воспитания дошкольников.
Литература:
1. Игра дошкольника / под. ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
2. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – м. : Издательство ГНОМ и Д, 2003.
3. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении (теоретические основы методики). - Монография. - М., 2005.
4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду : Программа повышения квалификации дошкольных работников - М., 2004.