Светлана Заболотняя
Моделирование как эффективное средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть будущие поколенья
Не скажут с болью сожаленья:
«Жил-был смешной пушной зверек,
Но мир его не уберег».
Природа — одно из сильнейших средств воздействия на умы и сердца подрастающих поколений, она дает богатейший материал для развития эстетических и нравственных чувств ребенка, его воображения и наблюдательности! Выдающиеся педагоги всех времен в общении с природой видели возможность для всестороннего развития ребенка. «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Публикация «Моделирование как эффективное средство экологического воспитания» размещена в разделах
Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности.
С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «. в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверхорганизма, причем в таком масштабе, что это грозит полным унич-тожением всего живого на Земле, включая и самого человека».
Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. «Это означает, что экологическая проблема встает ныне не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею». Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Только в этом случае может быть обеспечено правильное решение хозяйственных и иных проблем в настоящем и будущем.
Экологическое сознание — это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой.
Очень близко по своему содержанию к понятию «экологическое сознание» приближается понятие «экологическая культура»,
Экологическая культура - культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения, загрязнения.
В связи с этим большую значимость приобретает поиск средств. Поиск эффективных средств экологического воспитания детей, выявление уровня сформированности экологических представлений у дошкольников становления является темой научных работ многих современных исследователей. Одним из таких средств будет являться моделирование.
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов, которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по основам наук и по технологии обработки материалов. Оно способствует связи теории с практикой, формированию практических навыков, является средством расширения политехнического кругозора ребят. Объекты, выбираемые для моделирования, должны отражать в своей тематике достижения науки и техники, иметь общественно полезную направленность, соответствовать возрастным особенностям, интересам и уровню подготовки детей.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.).
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.